Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Введение……………………………………………………………3
1. Методы психодиагностики……………………………………..4
а) психодиагностический опрос………………………………..4
б) психодиагностическая беседа……………………………….6
в) психодиагностическое интервью……………………………9
г) психодиагностическое наблюдение…………………………11
Заключение…………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………. 18
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Методы психодиагностики…………………
а) психодиагностический опрос………………………………..4
б) психодиагностическая беседа……………………………….6
в) психодиагностическое интервью……………………………9
г) психодиагностическое наблюдение…………………………11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Психодиагностика понимается двояко:
1.В широком
смысле - сближается с
вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся
психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его
свойств;
2.В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально –
психодиагностических свойств личности.
В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:
1. Сбор данных.
2. Переработка и интерпретация данных.
3.
Вынесение решения –
Психодиагностика как наука определяется, как область психологии,
разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности.
В данной контрольной работе, мы рассмотрим следующие психодиагностические методы:
Психодиагностические методы.
Раздел психологии, который состоит из методов и определения коррекции индивидуально-психологических характеристик личности называется психодиагностикой. Психодиагностика на сегодняшний день имеет достаточно широкий круг применения. Ее используют не только в медицине и педагогике, но и в таких областях как:
1. Подбор кадров
для самой разной
2. Формирование личности маленького человека.
4. Работа с людьми,
отличающимися девиантным
5. Прогнозирование
межличностных отношений в
6. Экспертиза в области судебной психологи.
7. Психотерапевтическая
помощь разным группам
8. Использование
методик в классической
К специалистам в области психодиагностики обращаются в двух случаях: если конкретному человеку нужна помощь, или если консультация терапевта необходима некой организации. Использовав ряд методических приемов, психолог информирует клиента о результатах. Специфика диагностик зависит от цели, поставленной перед специалистом. Это может быть стремление человека решить свои личные проблемы, желание стать на путь самосовершенствования и развития или же данные используются какой-либо организацией, заказавшей диагностику своих сотрудников.
В психодиагностике используют различные методы, некоторые из них мы рассмотрим подробно.
Психодиагностический опрос.
Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные.
Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.
Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
Выделяют следующие виды опросов:
1.Анкетирование .
2.Личностные тесты.
3.Метод лестницы .
Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.
Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:
1) Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
2) Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.
Правила составления вопросов.
1.Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
2.Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
3.Вопросы должны быть краткими.
4.При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
5.Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
6.Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
7.Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
8.Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
9.Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
10.Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
11.Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
Вопросы могут быть закрытые — открытые, субъективные - проективные .
Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.
Психодиагностическая беседа.
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:
Правила проведения беседы:
Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.
От отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования. Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке. Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого. Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.
С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:
В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.
Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:
1.Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
2.Основа для успешного проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.
3.Искусство беседы - в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).
Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.