Методы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

1. Методы психодиагностики……………………………………..4
а) психодиагностический опрос………………………………..4
б) психодиагностическая беседа……………………………….6
в) психодиагностическое интервью……………………………9
г) психодиагностическое наблюдение…………………………11

Заключение…………………………………………………………16

Литература…………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Психодиагно. конт.работа.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………3

 

1. Методы психодиагностики……………………………………..4

    а) психодиагностический опрос………………………………..4

    б) психодиагностическая беседа……………………………….6

    в) психодиагностическое интервью……………………………9

    г) психодиагностическое наблюдение…………………………11

 

Заключение…………………………………………………………16

 

Литература…………………………………………………………. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

      Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика  осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

 

Психодиагностика  понимается двояко:

 

1.В широком  смысле  - сближается с психодиагностическим  измерением

вообще и  может относиться к любому объекту, поддающемуся

психодиагностическому анализу, выступая, как выявление  и измерение его

свойств;

2.В узком  смысле, более распространенном  – измерение индивидуально –

психодиагностических  свойств личности.

 

В психодиагностическом обследовании можно  выделить 3 основных этапа:

 

1.     Сбор данных.

2.     Переработка и интерпретация  данных.

3.     Вынесение решения – психодиагностический  диагноз и прогноз.

 

Психодиагностика  как наука определяется, как область  психологии,

разрабатывающая методы  выявления и измерения  индивидуально  психологических особенностей личности.

 

В данной контрольной работе, мы рассмотрим следующие психодиагностические методы:

 

  1. Психодиагностический опрос.
  2. Психодиагностическая беседа.
  3. Психодиагностическое интервью.
  4. Психодиагностическое наблюдение.

 

 

 

 

 

Психодиагностические  методы.

 

Раздел психологии, который  состоит из методов и определения  коррекции индивидуально-психологических характеристик личности называется психодиагностикой. Психодиагностика на сегодняшний день имеет достаточно широкий круг применения. Ее используют не только в медицине и педагогике, но и в таких областях как:

1. Подбор кадров  для самой разной профессиональной деятельности.

2. Формирование личности  маленького человека.

  1. Воспитание подростков и юношей.

4. Работа с людьми, отличающимися девиантным поведением.

5. Прогнозирование  межличностных отношений в малых  и больших группах людей (рабочий  коллектив, армия, объединение по интересам).

6. Экспертиза в области  судебной психологи. 

7. Психотерапевтическая  помощь разным группам населения  и отельным  людям. 

  8. Использование  методик в классической медицине.

К специалистам в области  психодиагностики обращаются в двух случаях: если конкретному человеку нужна помощь, или если консультация терапевта необходима некой организации. Использовав ряд методических приемов, психолог информирует клиента о результатах. Специфика диагностик зависит от цели, поставленной перед специалистом. Это может быть стремление человека решить свои личные проблемы, желание стать на путь самосовершенствования и развития или же данные используются какой-либо организацией, заказавшей диагностику своих сотрудников.

В психодиагностике используют различные  методы, некоторые из них мы рассмотрим подробно.

Психодиагностический  опрос.

      Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

 

Опрос можно рассматривать  как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и не стандартизированные.

Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме.

Не стандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов  сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Выделяют следующие виды опросов:

1.Анкетирование .

2.Личностные тесты.

3.Метод лестницы .

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

1) Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

2) Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

 Правила составления вопросов.

1.Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.

2.Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.

3.Вопросы должны быть краткими.

4.При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама    формулировка должна оставаться лаконичной.

5.Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.

6.Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.

7.Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.

8.Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.

9.Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).

10.Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

11.Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

 Вопросы могут быть закрытые — открытые, субъективные - проективные .

Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

Субъективные  вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.

Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

 

Психодиагностическая  беседа.

    Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна.  Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента:

  • на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., 
  • на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

Правила проведения беседы:

  • Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
  • Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния.
  • В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи).
  • Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования.
  • Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка.
  • Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования.

Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию.

От отношения  испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования. Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергнутся определенной оценке. Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого. Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

С этой целью  во время беседы психолог должен затратить  определенные усилия на создание позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество:

  • Испытуемых, относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п.
  • У других испытуемых необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах.

В ходе беседы создается  определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки испытуемых.

Общие рекомендации продуктивного и грамотного построения беседы:

1.Беседа должна быть построена в соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.

2.Основа для успешного проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.

3.Искусство беседы - в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).

Не стоит задавать закрытые вопросы, требующие какого-либо однозначного ответа. В клинической беседе предпочтение должно отдаваться открытым вопросам, стимулирующим речевую активность больного.

Информация о работе Методы психодиагностики