Методы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Оглавление

Введение……………………………………………………………3

1. Методы психодиагностики……………………………………..4
а) психодиагностический опрос………………………………..4
б) психодиагностическая беседа……………………………….6
в) психодиагностическое интервью……………………………9
г) психодиагностическое наблюдение…………………………11

Заключение…………………………………………………………16

Литература…………………………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Психодиагно. конт.работа.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

В педагогических и психологических  исследованиях применяется широкое  разнообразие видов, форм наблюдений. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие.

1. Наблюдения хронологические:  лонгитюдные, или «продольные» (проводятся  в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).

2. В зависимости от  ситуации наблюдения могут быть  полевые (естественные для жизни  наблюдаемого условия), лабораторные (объект наблюдается в искусственных  условиях) и спровоцированные в  естественных условиях.

3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).

Перечисленные классификации  не противостоят друг другу и в  реальном конкретном исследовании могут  сочетаться их разные виды.

Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.

Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых  эффективность этого метода повышается:

1) Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2) Не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом.

3) Не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации.

4) Стараться быть беспристрастным.

5) Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.

Попытки придать этому  методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 Таким образом,  в заключении можно сделать  вывод, что современная психодиагностика и её методы, все шире используется в таких областях социальной практики, как:

1) расстановка кадров, профподбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например стабильности брака, законопослушности;

3) оптимизация обучения  и воспитания;

4) консультативная и  психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая  экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды.

Помимо этого, психодиагностические методики – один из инструментов научных  исследований в психологии личности и межличностных отношений.

Конкретная практическая польза от применения психодиагностики зависит от уровня социально-экономического развития общества и связанной с ним степени влиятельности субъективного, человеческого фактора в сфере производства и экономики в целом. В современном мире психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащихся, пациентов здравоохранительных органов, клиентов психологических консультаций и т. д.). Еще одно важнейшее условие полезности использования психодиагностики – это ее научность, основанная на знании принципов формирования и природы диагностируемых качеств, на знании закономерностей процесса психодиагностики и характеристик ее инструментов.

Психодиагностика, как  уже отмечалось, используется в конкретных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в спорте, в  школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т. д. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной, спортивной, клинической и т. д.).

Помимо этих частных  вопросов в психодиагностике существуют и более общие, универсальные  вопросы, решение которых составляют предмет общей психодиагностики.

 К ним относятся:

 

1) методологические, теоретические и конкретнометодические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;

 

2) методики психодиагностики  наиболее универсальных объектов  психодиагностических обследований, таких как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения;

 

3) дифференциальная психометрика  как математизированная методология  обнаружения межиндивидуальных  различий;

 

4) нормативные требования  к методикам, их разработчикам и пользователям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1. Абрамова Г.С.  Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.

 

2. Немов Р.  С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.

 

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:  В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

 

4. Словарь практического  психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск:  Харвест, 1998. – 800 с.

 

5. Современный  словарь по психологии.-Мн.: “Современное  слово”, 1998. – 768 с.

   

6. Психологические методы исследования личности в клинике / Ред. М.М.Кабанов. – Л. 1978. – 153 с.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах, 1998.

8.Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., «Речь». – 2002.

9.Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002.- 464с.

10.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987. - 304 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Методы психодиагностики