Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:15, курсовая работа
Психодиагностика - это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
Введение……………………………………………………………3
1. Методы психодиагностики……………………………………..4
а) психодиагностический опрос………………………………..4
б) психодиагностическая беседа……………………………….6
в) психодиагностическое интервью……………………………9
г) психодиагностическое наблюдение…………………………11
Заключение…………………………………………………………16
Литература…………………………………………………………. 18
В педагогических и психологических
исследованиях применяется
1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от
ситуации наблюдения могут
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Перечисленные классификации не противостоят друг другу и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться их разные виды.
Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.
Сформулирован ряд правил, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:
1) Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.
2) Не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом.
3) Не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации.
4) Стараться быть беспристрастным.
5) Оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого из них должны быть независимыми.
Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкал количественных оценок) также способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Однако полностью исключить влияние личности экспериментатора на результаты наблюдения все же невозможно.
Заключение.
Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что современная психодиагностика и её методы, все шире используется в таких областях социальной практики, как:
1) расстановка кадров, профподбор и профориентация;
2) прогнозирование социального поведения, например стабильности брака, законопослушности;
3) оптимизация обучения и воспитания;
4) консультативная и психотерапевтическая помощь;
5) судебная психолого-
6) прогнозирование психологически
Помимо этого, психодиагностические методики – один из инструментов научных исследований в психологии личности и межличностных отношений.
Конкретная практическая польза от применения психодиагностики зависит от уровня социально-экономического развития общества и связанной с ним степени влиятельности субъективного, человеческого фактора в сфере производства и экономики в целом. В современном мире психодиагностика служит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащихся, пациентов здравоохранительных органов, клиентов психологических консультаций и т. д.). Еще одно важнейшее условие полезности использования психодиагностики – это ее научность, основанная на знании принципов формирования и природы диагностируемых качеств, на знании закономерностей процесса психодиагностики и характеристик ее инструментов.
Психодиагностика, как уже отмечалось, используется в конкретных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т. д. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы, составляющие предмет частных или специальных психодиагностик (профессиональной, спортивной, клинической и т. д.).
Помимо этих частных
вопросов в психодиагностике существуют
и более общие, универсальные
вопросы, решение которых составляют
предмет общей психодиагностики
К ним относятся:
1) методологические, теоретические и конкретнометодические принципы построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;
2) методики психодиагностики
наиболее универсальных
3) дифференциальная психометрика
как математизированная
4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.
Литература.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998. 368 с.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.М.: “ВЛАДОС”, 1998.-632 с.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:
4. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
5. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”, 1998. – 768 с.
6. Психологические методы исследования личности в клинике / Ред. М.М.Кабанов. – Л. 1978. – 153 с.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах, 1998.
8.Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., «Речь». – 2002.
9.Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002.- 464с.
10.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987. - 304 с.