Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
19. Зимняя, И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность [Текст]: социальная работа / А. И. Зимняя Изд. №2 – М.: Самиздат, 2002. – 54 с.
20. Зимняя, И. А. Функционально-ролевой аппарат и методы социальной работы [Текст]: учебное пособие / А. И. Зимняя – М.: Самиздат, –2006. – 13 с.
21. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
22. Козлов, В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания [Текст] / В. В. Козлов. - М.: Институт психотерапии, 2005.- 544 с.
23. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н.И. Козлов. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144 с.
24. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия [Текст] / В.Т.Кондрашенко , Д. И. Донской. – Минск, 1993.- 369 с.
25. Кривцова, С.В. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками [Текст] : практич. рук-во для школ. психолога / С.В. Кривцова. – М.: Генезис, 1999. – 191 с.
26. Кулагина Е.И., Корнинова Т.В. Мотивация, рациональность и готовность к риску в личностном профиле риэлторов[Текст] / Е.И. Кулагина, Т.В.Корнинова // Вопр. психол. - 2005.- №5.- С. 105-108.
27 . Курсовая и выпускная квалификационная работа по психологам [Текст] : методические рекомендации для студентов педвузов /Сост. А. Ю. Арутюнян, Я. Г. Казанцева, Н. А. Першина, Н. И. Трубникова - Бийск: БИТУ им. В. М. Шукшина, 2005. - 60 с.
28. Лешукова, Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактки/Е. Лешукова//URL:
29. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие для вузов [Текст] / А. Г. Лидерс. - М.: Академия, 2001.
30. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб., 1997. - 387 с.
31. Макарова, Г. А. « Синдром эмоционального выгорания» [Текст] / Г. А. Макарова. - М. 2005. - 260 с.
32. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии [Текст] // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Карпова.- Ярославль: ЯрГУ, 1999.- С. 76-97.
33. Полунина, О. В. Увлеченность работой и профессиональное выгорание: особенности взаимосвязей [Текст] / О. В. Полунина // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. - № 1. – С. 73 – 85.
34. Полякова, О. Б. Быть или не быть: к вопросу об учебном курсе для будущих психологов «Психогигиена и психопрофилактика профессиональных деформаций личности» [Текст] / О. Б. Полякова // Мир психологии. – 2007. - № 4. – С. 174 – 184.
35. Полякова, О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности: В 2 ч. / О. Б. Полякова. – Ч. I: Профессиональные деформации личности. – М.: МГУТУ, 2004. – 88 с.; Ч. II: Психопрофилактика профессиональных деформаций. – М.: МГУТУ, 2004. – 88 с.
36. Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 480 с.
37. Прикладная социальная психология [Текст]/ Под ред.А.Н. Сухова и А.А. Деркача. - Москва-Воронеж, 1998. - 600 с.
38. Психология профессионального здоровья [Текст]: учеб. пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб: Речь, 2006. – 480 с.
39.Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб. - 1999. - 587 с.
40. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] /Т.И. Ронгинская// Психологический журнал. – М.: Наука, 2002. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
41. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам – М., 1993. - 372 с.
42. Соловейчик, М. Я. Профилактика сгорания. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной [Текст] / М. Я. Соловейчик. - СПб.: Речь, 2006. - С. 178-183.
43. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Институт Психотерапии, 2002. - 490 с.
44. Фёдорова, Т.Г. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России [Текст] /Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова//Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2003. – № 3. – С. 24–27.
45. Филиппова, Г. П. Личностно-профессиональные особенности социального работника. Работник социальной службы. [Текст]: социальная работа / Г. П. Филиппова. Изд. №1 – М.: Таймер, 2006. – 33 с.
46. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] /Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.
47. Харди, И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больным [Текст] / И. Харди. Изд. 5-е. перераб. и доп. - Будапешт: Акад. наук Венгрии. -1988.-338 с.
48. Хетагурова, А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала [Текст] /А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. – № 6. – С. 34–35.
49. Шевеленкова, Т. Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики [Текст]: социальная работа / Т. Д. Шевеленкова. Изд. №2 – М.: Статус, 1997. – 43 с.
50. Ширинский В. Слуга народа или нахлебник у государства/В. Ширинский/URL:
51. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение [Текст] / Дж. Эверли, Р. Розенфельд. – М., 1985. - 376 с.
52. Элерс, Э. Р. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст]: учебное пособие / Э. Р. Элерс. – Самара.: «БАХРАХ», 1998. – 272 с.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко
Инструкция
Читайте суждения и отвечайте "да" или "нет". Примите во внимание, что партнеры в формулировках опросника - это субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Стимульный материал
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10. Моя работа притупляет эмоции.
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: "не делай людям добра, не получишь зла".
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34. Я очень переживаю за свою работу.
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на "хороших" и "плохих".
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50. Успехи в работе вдохновляют меня.
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной).
52. Я потерял покой из-за работы.
53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров.
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56. Я часто работаю через силу.
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье.
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством - как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75. Моя карьера сложилась удачно.
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями.
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82. Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.
В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.
Ключи:
Напряжение
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2!),+23(3),+35(3),+47(5),+
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
• 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
• 10-15 баллов – складывающийся симптом,
• 16 и более – сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
• 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
• 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
• 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.