Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69

Файлы: 1 файл

Копия МОЙ Диплом.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

Основная цель социально-психологического тренинга может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления [10].

В целом ряде работ отечественных психологов социально-психологический тренинг рассматривается как один из активных методов обучения. Обучение – важный элемент тренинга, однако оно не является ключевой характеристикой психологического тренинга, полностью раскрывающей его сущность.

По отношению к теории психологического тренинга С. И. Макшанов вводит удачный термин «преднамеренное изменение». Данное понятие адекватно отражает цель, процесс и результат изменения, подчеркивает их осознанный характер и является более широким в соотнесении с понятием «развитие» [10].

Социально-психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся изменению другими методами. При этом хорошая работа опытного тренера заключается в активизации личности. Человек меняет себя сам, так или иначе, реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или не успешности в них [11].

Тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он  ориентирует человека на «чувствование себя, своего Я», дает возможность осознать в себе то, что обычно спрятано.

Опираясь на работы известных специалистов А.А. Александрова, К. Рудестама, можно выделить общие цели тренинговых групп, различных по направленности и содержанию:

      исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

      улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

      изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

      развитие самосознания и самоисследование участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

      содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха [41].

Содержание тренинга всегда отражает определенную парадигму того направления взглядов, которого придерживается психолог, проводящий тренинговые занятия.

Тренинговая группа – это не место где обмениваются проблемами, это место, где каждый участник может лучше понять и принять себя.  Социально-психологический тренинг открывает широкое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой, с той решающей частью себя, которая в обыденной жизни чаще не замечается или вовсе игнорируется, той частью себя, которая спрятана за внешними масками и ролями. Маски в виде внешних «Я» создаются для сохранения и освобождения внутреннего реального «Я» от разрушающего воздействия внешней реальности. Психологический тренинг активизирует стремление участников к познанию себя и совершенствованию, позволяет каждому из них принять личную ответственность за то, кто он есть, и дает им возможность стать скульпторами своей личности.

В тренинговой группе в процессе группового взаимодействия реализуются и проявляются неконструктивные модели поведения, обеспечивающие их когнитивные конструкты, которые замечаются участниками посредством идентификации и в процессе получения обратной связи [25]. При этом перевод во внешний план неконструктивных моделей поведения и когнитивных стереотипов интерпретации окружающего мира может происходить как в процессе проигрывания роли или выполнения соответственно ориентированных упражнений, так и в процессе вербализации.

Формирование и изменение представлений человека о себе в тренинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходит более интенсивно, более выражено, а главное – управляемо. В тренинговой группе, выражая личностно значимые мысли и чувства, и получая обратную связь от других, человек получает возможность исследовать себя как бы со стороны. При этом другие участники выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показывающих то, что сам участник не может «увидеть» самостоятельно [10].

Общепризнанным на сегодняшний день способом решения проблем «выгорания» являются так называемые баллинтовские группы, в которых программа групповых занятий нацелена на улучшение профессиональных качеств медработников путем привлечения внимания к психологическим аспектам работы с больными, к отношениям в диаде «врач - больной».

Начавшись с семинаров для врачей общего профиля, баллинтовские группы распространились на другие категории медицинских работников, охватив медицинских сестер. Баллинтовская группа собирается 1-2 раза в месяц для проведения работы в течение 1-2 часов. В хорошо тренированной группе возникает особый микроклимат взаимного уважения, снижаются тормозные пороги, на обсуждение выносятся сложные коммуникативные проблемы. В атмосфере коллегиальности хорошо удается проанализировать психодинамику профессиональных отношений, отражения и свободных ассоциаций.

Помимо баллинтовских групп эффективны релаксационно-медитативные занятия, отреагирование стресса посредством физических упражнений, а также тренинги по коррекции духовно-нравственных качеств личности, социально-психологических навыков и умений. Тренинговая работа направлена на переоценку ценностей и опыта в формировании навыков и умений адекватного эмоционального реагирования и коммуникативного поведения.

Медицинский персонал нуждается в помощи, ему необходимо научиться адаптироваться к ситуации, справляться с эмоциональным напряжением, страхом боли и смерти.

Группы психологической поддержки, отдых, переключение на другие виды деятельности и другие приемы очень важно использовать сегодня для поддержания здоровья самих медиков, качества их жизни, удовлетворенности своим трудом.

         Особое внимание в профилактике синдрома эмоционального выгорания следует уделять овладению навыкам расслабления и снятию нервно-мышечного напряжения [12; 15; 22]. Любые неприятные переживания, негативные эмоции, чувства тревоги и беспокойства сопровождаются мышечным напряжением, причем нередко повышенный нервный и мышечный тонус привычно поддерживает нас в состоянии «боевой готовности», даже когда в этом уже нет необходимости. Это означает, что не только мышцы, но и сосуды находятся в состоянии некоторого тонуса, что сопровождается и более высоким, чем обычно, давлением и пульсом. Более того, даже если мы не волнуемся и не напряжены, на некоторых участках нашего тела впоследствии стрессов могут оставаться «мышечные зажимы» (места, где повышенный мышечный тонус по каким-то причинам сохраняется). Соответствующие органы недополучают через них нужное им количество питательных веществ и кислорода. Неудивительно, что со временем они начинают подавать нам «сигналы бедствия» в виде неприятных или болевых ощущений [47].

Расслабление можно достичь двумя, казалось бы, противоположными способами. Первый - достаточно сильная мышечная нагрузка (приседание, пробежка, упражнения с гантелями, занятие аэробикой и т. п.), после которой организм сам приходит в состояние приятного расслабления. Другой способ - «волевое» расслабление - выполняется в соответствии со специальными техниками, следование которым позволяет провести его наиболее эффективно.

           Основные положения и рекомендации по профилактике и снижению степени выраженности «эмоционального выгорания» [9]:

1.    Определение краткосрочных и долгосрочных целей                                        не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2.    Использование тайм-аутов, так как отдых от работы необходим для обеспечения психического и физического благополучия.

3.    Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой).

4.    Профессиональное развитие и самосовершенствование. Обмен профессиональной информацией с представителями других служб дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива.

5.    Уход от ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению «выгорания».

6.     Эмоциональное общение. Если человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или процесс оказывается не столько выраженным.

7.     Поддержание хорошей физической формы. Не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявление «эмоционального выгорания».

В целях направленной профилактики синдрома «эмоционального выгорания» следует [42]:

-  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

-  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

-  проще относится к конфликтам на работе;

-  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

          Таким образом, необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов «помогающих» профессий, причем, имеется в виду не столько теоретическое обучение основам психологии, сколько практическое, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

         Основой программы по работе с данными личностными проблемами должен стать социально-психологический тренинг. Он активизирует стремление участников к самопознанию, адекватному самооцениванию и самосовершенствованию он позволяет каждому из них осознать и принять личную ответственность за свою жизнь в целом. А также, он направлен на формирование умений и навыков; развитие установок, определяющих поведение в общении; приобретение знаний; коррекцию и развитие системы отношений личности. Тренинг во всем своем многообразии дает участникам группы возможность проявить себя, научиться адекватным формам поведения и общения, а также развить в себе разного рода социально-психологические качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе:

На основании изученной литературы получено следующее представление об эмоциональном выгорании:

          Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [7].         

Ряд исследователей считает основными предпосылками возникновения синдрома выгорания наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность, низкий уровень эмпатии (это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир) и др.). Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

У людей оказавшихся в ситуации  синдрома эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

Для того чтобы изменить данную ситуацию необходимо поработать над гармонизацией эмоционального состояния личности, оказавшейся в ней. Именно социально-психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся изменению другими методами. При этом хорошая работа опытного тренера заключается в активизации личности. Человек меняет себя сам, так или иначе, реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или не успешности в них.

Здоровье, хорошее самочувствие медицинских сестер жизненно важно для безопасности и качества оказываемой ими помощи. Данное обстоятельство указывает на необходимость принятия мер ранней профилактики стресса и сохранения психического здоровья у медиков, создание программ активного вмешательства по предупреждению развития синдрома эмоционального выгорания.

Информация о работе Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии