Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии
II.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в мае – июле 2011г. на базе ГУЗ «Онкологический диспансер, г. Бийск».
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе была выявлена проблема. Актуальность исследования определяется большой вероятностью возникновения у медицинских сестер "синдрома эмоционального выгорания", под влиянием сложных условий профессиональной деятельности и личностных особенностей младшего медицинского персонала. Данные исследований показывают, что среди профессий, у которых СЭВ встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), особо следует отметить медицинских работников.
На втором этапе был сформулирован методологический аппарат: цель, задачи, объект, предмет, была выдвинута гипотеза.
На третьем этапе была определена выборка испытуемых. В исследовании принимали участие медицинские сёстры онкохирургических отделений №1 и №2 в количестве 28 человек в возрасте 25 – 50 лет.
Четвертый этап исследования состоял в подборе методик для проведения обследования.
При исследовании использовались следующие методики:
1) "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко [7];
2) Исследование уровня эмпатийных тенденций (И.М. Юсупов) [43];
Пятый этап - проведение диагностического обследования медицинских работников. Исследование проводилось отдельно с каждым специалистом.
На шестом этапе была проведена обработка первичных данных, определены количественные показатели выраженности синдрома эмоционального выгорания и уровня эмпатии у медицинских сестёр, проведен статистический и корреляционный анализ данных.
Цель данного исследования: выявление особенностей проявления эмпатии у медицинских сестер в ситуации синдрома эмоционального выгорания.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко [7].
По мнению автора методики В.В. Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Методика В.В.Бойко состоит из опросника, включающего в себя 84 суждения. Испытуемый отвечает на них в виде утвердительных «ДА» и отрицательных «НЕТ» ответов. Интерпретация результатов тестирования проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома:
«Напряжение» – симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия»;
«Резистенция» – симптомы: «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций»;
«Истощение» – симптомы: «психосоматические и психовегетативные нарушения», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость», «деперсонализация».
Предложенная методика даёт подробную картину синдрома эмоционального выгорания, позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания, степень формирования каждой фазы, признаки и аспекты поведения самой личности, подлежащие коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба специалисту, его профессиональной деятельности и партнёрам.
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. Если в любом симптоме количество баллов:
от 0 до 9 - симптом отсутствует;
от 10 до 19 - симптом формируется;
от 20 до 30 - симптом сформировался.
Если сумма балов в каждой фазе:
от 0 до 29 – фаза отсутствует;
от 30 до 59 - фаза формируется;
от 60 до 120 – фаза сформировалась.
Выделяются симптомы и фазы, получившие наибольшее число балов.
Текст опросника и ключи представлены в Приложении 1.
Методика "Исследование уровня эмпатийных тенденций" (И.М. Юсупов) [30]
Методика разработана казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание - это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций испытуемому необходимо ответить на 36 утверждений, приписывая ответам следующие числа: за ответ "не знаю" - 0, "нет, никогда" - 1, "иногда" - 2, "часто" - 3, "почти всегда" - 4, и ответу "да, всегда" - 5.
Методика позволяет оценить степень откровенности ответов испытуемых и выявить 5 уровней эмпатии: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий (Приложение 2).
II.2. Анализ и интерпретация результатов
По методике диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко получены следующие результаты:
Таблица 1.
Сформированность симптомов фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестёр (в %)
№ | Симптомы | Сформирован | Формируется
| Не сформирован |
1 | Переживание психотравмирующих обстоятельств | 57 | 18 | 25 |
2 | Неудовлетворенность собой | 3 | 25 | 72 |
3 | "Загнанность в клетку" | 14 | 7 | 79 |
4 | Тревога и депрессия | 14 | 14 | 72 |
Фаза напряжения | 14 | 29 | 57 |
Анализ симптомов фазы напряжения показал, что симптом эмоционального выгорания "переживание психотравмирующих обстоятельств" сформирован у 57% медсестер. Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания". У 18% медицинских сестер данный симптом находится в фазе формирования.
Симптом "неудовлетворенность собой" сформирован у 3%. Эти медицинские работники испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.
Симптом "загнанности в клетку" сформирован у 14% медицинских работников. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса.
Такой симптом эмоционального выгорания, как "тревога и депрессия" сформирован у 14% медсестер. Этот симптом обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты.
Рис.1. Сформированность симптомов фазы напряжения СЭВ у медсестер
Таблица 2.
Сформированость симптомов фазы резистенции синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестёр (в %)
№ | Симптомы | Сформирован | Формируется
| Не сформирован |
1 | Неадекватное эмоциональное реагирование | 72 | 14 | 14 |
2 | Эмоционально-нравственная дезориентация | 21 | 43 | 36 |
3 | Расширение сферы экономии эмоций | 43 | 21 | 36 |
4 | Редукция профессиональных обязанностей | 57 | 25 | 18 |
Фаза резистенции | 72 | 14 | 14 |
Симптом "неадекватного эмоционального реагирования" является наиболее выраженным в данной фазе, он сформирован у 72% медсестер, у 14% медсестер он находится в стадии формирования. Выраженность данного симптома - несомненный "признак выгорания", он показывает, что медицинские работники перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, демонстрируя последнее.
Симптом "эмоционально-нравственной дезориентации" выражен у 21% медсестер, у 43% он находится в стадии формирования. Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с пациентами и коллегами.
Симптом "расширения сферы экономии эмоций" сформирован у 43% медсестер. Данный симптом, свидетельствует о том, что медработники устают на работе от контактов, разговоров, ответов на вопросы, и им уже не хочется общаться даже с близкими. И часто именно домашние становятся первой "жертвой" эмоционального выгорания. На службе специалисты еще общаются соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаются.
Симптом "редукции профессиональных обязанностей" сформирован у 57% медсестер и у 25% медсестер данный симптом находится в стадии формирования. Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, - пациентов обделяют вниманием.
Рис.2. Сформированность симптомов фазы резистенции СЭВ у медсестер
Таблица 3.
Сформированность симптомов фазы истощения синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер (в %)
№ | Симптомы | Сформирован | Формируется
| Не сформирован |
1 | Эмоциональный дефицит | 21 | 32 | 46 |
2 | Эмоциональная отстраненность | 3 | 36 | 61 |
3 | Личностная отстраненность | 7 | 32 | 61 |
4 | Психосоматичес-кие и психовегетатив-ные нарушения | 21 | 36 | 43 |
Фаза истощения | 11 | 39 | 50 |