Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:43, доклад
Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.
Стресс и синдром выгорания в студенческой сфере……………………………..3
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Балаковский |
Вид работы | Творческая работа |
Название дисциплины | Психология здоровья |
Тема | Стресс и
синдром выгорания в |
Фамилия студента | Калинина |
Имя студента | Елена |
Отчество студента | Сергеевна |
№ контракта | 14700080702156 |
Стресс
и синдром выгорания в
Актуальность
Многочисленные исследования в области стресса первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определению «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Несомненно, студенческая среда относится к таким, в которых эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокое общественное значение. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки.
В
исследовании причин студенческого
стресса часто отмечается, что
одна из них — недостаточная
Обращает
на себя внимание средний уровень
чувства социальной поддержки со
стороны ближайшего окружения. Это
можно объяснить содержанием
первичного этапа адаптации студентов-
Следующая проблема — неудовлетворенность результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов. Это означает, что среда, в которой функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.
Низкий
уровень социальной поддержки в
сочетании с общей
Поиск социальной поддержки занимает особое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми. Социальную поддержку в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события.
Социальная поддержка состоит из трех основных элементов:
- эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление;
- помощь в решении проблем: непосредственная: выполнение работы за кого-либо;
- опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны.
Социальная
поддержка со стороны конкретных
лиц, гарантирующая чувство
Социальная
поддержка со стороны близкого окружения
может принимать различные
В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки — неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей.
Исследования факторов стресса в профессиональной деятельности убедительно показывают, что социальная поддержка — одно из условий редукции стрессовых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических ситуациях она становится важным защитным психологическим фактором, способствующим психическому здоровью человека. Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгорания. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятельность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратификации», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации. Социальная поддержка со стороны профессиональной среды, и в первую очередь коллег по работе, становится источником положительных эмоциональных переживаний, помогает при разрешении конфликтных ситуаций, предохраняет от негативных последствий острой конкуренции. Ожидание положительного подкрепления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности собственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях. Особое значение это приобретает в педагогических профессиях, отмеченных необходимостью поддерживания постоянных и тесных интерперсональных контактов. Качество партнерских взаимоотношений определяет степень поддержки и снижает риск раннего появления симптомов профессионального выгорания.
Информация о работе Стресс и синдром выгорания в студенческой сфере