Стресс и синдром выгорания в студенческой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:43, доклад

Краткое описание

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.

Оглавление

Стресс и синдром выгорания в студенческой сфере……………………………..3

Файлы: 1 файл

Калинина Е.С.,ТР.,Психология здоровья.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал Балаковский
Вид работы Творческая  работа
Название  дисциплины Психология  здоровья
Тема Стресс и  синдром выгорания в студенческой сфере
Фамилия студента Калинина
Имя студента Елена
Отчество  студента Сергеевна
№ контракта 14700080702156

 

     Содержание

 

     Стресс  и синдром выгорания в студенческой сфере……………………………..3

     Основная  часть

     Стресс  и синдром выгорания  в студенческой сфере.

 

      Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется наличием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде. Переживаемый стресс и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью индивида. Студенческий возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе студентов-ровесников. При этом используются различные средства, не всегда отвечающие профилактике здоровья (никотин, алкоголь, наркотики). Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой ценой добиться этого признания.

      Многочисленные  исследования в области стресса  первоначально были сконцентрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стратегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определению «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. Несомненно, студенческая среда относится к таким, в которых эти перегрузки и требования выступают во всем многообразии. С другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние психического здоровья которого непосредственно влияет на успешность деятельности и стиль жизни в целом и таким образом приобретает высокое общественное значение. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки.

      В исследовании причин студенческого  стресса часто отмечается, что  одна из них — недостаточная идентификация  со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Особенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новыми, отличными от школьных, требованиями. Анонимность студента-первокурсника особенно остро ощущается иногородними студентами, оторванными от дома и семьи, переживающими трудный процесс приспособления к новым условиям жизни. Необходимую помощь в преодолении этого негативного явления может оказать психологическая служба вузов, предоставляя различного рода консультации и помощь в организации учебной деятельности.

      Обращает  на себя внимание средний уровень  чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это  можно объяснить содержанием  первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в  учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации. На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности.

      Следующая проблема — неудовлетворенность  результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов, присущее популяции польских студентов. Это означает, что среда, в которой  функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.

      Низкий  уровень социальной поддержки в  сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих  профилактических мер, более активного  участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.

      Поиск социальной поддержки занимает особое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми. Социальную поддержку в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события.

      Социальная  поддержка состоит из трех основных элементов:

      - эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление;

      - помощь в решении проблем: непосредственная: выполнение работы за кого-либо;

      - опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны.

      Социальная  поддержка со стороны конкретных лиц, гарантирующая чувство безопасности, стимулирующая активность индивида, дающая возможность отвлечься от переживания трудной ситуации.

      Социальная  поддержка со стороны близкого окружения  может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопереживания, беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, то есть включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Первая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятельности: библиотека, стипендии, кураторы. В большинстве западных университетов функционируют специально созданные консультационные пункты для студентов, помогающие им разрешить проблемы, связанные с организацией студенческой жизни.

      В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки — неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей.

      Исследования  факторов стресса в профессиональной деятельности убедительно показывают, что социальная поддержка — одно из условий редукции стрессовых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических ситуациях она становится важным защитным психологическим фактором, способствующим психическому здоровью человека. Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгорания. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятельность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратификации», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации. Социальная поддержка со стороны профессиональной среды, и в первую очередь коллег по работе, становится источником положительных эмоциональных переживаний, помогает при разрешении конфликтных ситуаций, предохраняет от негативных последствий острой конкуренции. Ожидание положительного подкрепления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности собственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях. Особое значение это приобретает в педагогических профессиях, отмеченных необходимостью поддерживания постоянных и тесных интерперсональных контактов. Качество партнерских взаимоотношений определяет степень поддержки и снижает риск раннего появления симптомов профессионального выгорания.

 

Информация о работе Стресс и синдром выгорания в студенческой сфере