Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
У большинства медицинских работников фаза "истощения" не сформирована, а у 39% - находится в стадии формирования. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.
Из таблицы 3 видно, что симптом "эмоционального дефицита" сформирован у 21% медсестер. Данный симптом проявляется в уверенности, что эмоционально человек уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом "эмоционального дефицита".
Симптом "эмоциональной отстраненности" сформирован у 3% медсестер, при этом у большинства медицинских работников данный симптом не сформирован. В случае наличия данного симптома, полностью исключаются эмоции из сферы профессиональной деятельности. Работников почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.
Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации" сформирован у 7% медсестер, у большинства медсестер он не сформирован.
При данном симптоме отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений" сформирован у 21% медсестер, у большинства он отсутствует.
Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.
Рис. 3. Сформированность симптомов фазы истощения СЭВ у медсестер
Распределение медсестер по уровню эмпатийных тенденций показало:
Таблица 4.
Эмпатийные тенденции у медицинских сестёр по методике И. М Юсупова
Уровень эмпатии | Медсестры | |
Общее кол-во | Общий % | |
высокий | 3 | 11 |
средний | 25 | 89 |
низкий | 0 | 0 |
Распределение медсестёр по уровням выраженности эмпатии показало, что преобладают медицинские сёстры со средним уровнем эмпатии – 89%, что говорит о наличии у них нормального уровня эмпатийности, присущего подавляющему большинству людей. При межличностных отношениях они склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении такие медицинские работники внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение, однако медицинские работники со средним уровнем эмпатии, затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для них неожиданными. Им не присуща раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.
Высокий уровень эмпатии имеют 11% медицинских сестёр. Для них характерна чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, великодушие, склонность многое им прощать. Они с неподдельным интересом относятся к людям, эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят с ними общий язык, стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам, при этом, предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку, постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий.
Рис. 4. Показатели выраженности эмпатийных тенденций у медсестёр
Анализ результатов исследования сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания и выраженности эмпатии у медицинских сестер.
Таблица 5.
Степень выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с разным уровнем эмпатии (в %)
фаза | Уровень сформирован-ности фаз | Уровень эмпатии у медсестер | |
высокий | средний | ||
напряжения | сформировалась | 0 | 16 |
формируется | 0 | 32 | |
не сформирована | 100 | 52 | |
резистенции | сформировалась | 67 | 72 |
формируется | 0 | 16 | |
не сформирована | 33 | 12 | |
истощения | сформировалась | 0 | 12 |
формируется | 0 | 44 | |
не сформирована | 100 | 44 |
Как мы видим из таблицы, у медсестер с высоким уровнем эмпатии, сформирована только фаза резистенции.
Рис. 5. Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских сестер с высоким уровнем эмпатии
Рис. 5. Степень выраженности фаз СЭВ у медицинских сестер со средним уровнем эмпатии
При среднем уровне эмпатии у большинства медицинских сестер фаза напряжения, так же как и фаза истощения, не сформированы, в то время как фаза резистенции сформирована у 72% медсестер.
Таким образом, чем ниже уровень эмпатии, тем более выражен синдром эмоционального выгорания.
Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена.
Таблица 6.
Результаты корреляционного анализа взаимосвязи выраженности СЭВ
и личностных характеристик у медсестер с помощью коэффициента корреляции Спирмена (N=28)
Фаза | Эмпатийные тенденции |
напряжения | -0,39* |
резистенции | -0,18 |
истощения | -0,25 |
СЭВ | -0,32 |
*при р≤ 0,05 r кр =0,38; ** при р≤0,01 r кр =0,48
В ходе данного исследования подтвердилась зависимость между синдромом эмоционального выгорания и уровнем эмпатии медсестер.
Корреляционный анализ показал, что у медицинских сестер существуют достоверные обратные связи между уровнем эмпатии и фазой напряжения.
Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая эмпатия - это ключ к успеху во всех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и понимания его переживаний. В проведенном исследовании подтвердились данные, полученные другими исследователями [12; 32], о том, что высокая эмпатия препятствует возникновению эмоционального выгорания, и эта закономерность выявилась лишь по фазе напряжения, однако на качественном уровне данная тенденция отмечена.
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер
Полученные в ходе исследования результаты являются основанием для рекомендации медицинским работникам методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания личности, для развития эмпатии, как профессионально важного качества, способствующего большему сопротивлению синдрому выгорания.
Согласно модели предупреждения эмоционального выгорания [14], необходимо обучить медицинский персонал эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций, стимулировать мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста; применять антистрессовые программы, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции.
Именно социально-психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся изменению другими методами.
Целью тренинговой программы является снятие эмоционального напряжения у медицинских сестер, гармонизация эмоционального фона.
Задачи:
- Обучение способам релаксации, саморегуляции, выражению эмоций, а также отреагированию негативной ситуации в целом.