Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69

Файлы: 1 файл

Копия МОЙ Диплом.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

         -   Обучение навыкам контроля и управления собственными эмоциями, конструктивным поведенческим реакциям в стрессовой ситуации.

         - Формирование осознания своего внутреннего мира, чувств других людей, развитие эмпатии.

         - Развитие позитивной самооценки.

 

 

       Таблица 7.

                            Планирование психопрофилактических занятий:

№ занятия

Цели занятия

Ход занятия и методики, применяемые на занятиях

Материалы

Занятие №1

 

 

-создание условий для более близкого знакомства и установления эмоциональных контактов;

-определение задач курса и особенностей групповой работы; -выработка норм работы в группе, вхождение в игровой стиль взаимодействия.

1. Представление себя.

2. Совместная выработка правил работы в группе.

3. Упражнения:

- «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

- «Девиз».

-«Свободный рисунок».

- «Запомни лицо».

4. Рефлексия.

 

 

 

листы бумаги, карандаши

 

Занятие №2

 

-создание условий для установления благоприятных отношений внутри группы,

-осознание каждым участником ценности своей личности и личности другого человека.

1. Оценка настроения.

2. Упражнение «Приветствие».

3. «Пианино».

4. «Мне нравится в тебе…».

5. «Счёт в кругу».

 

 

Занятие №3

 

-диагностика психического состояния;

-приобретение способности контролировать собственный страх, неуверенность;

-снимать эмоциональное напряжение.

1. «Ритуал приветствия».

2. «Презент».

3. «Круг доверия».

4. «Мой корабль».

5. Рефлексия занятия.

 

магнитофонспокойная музыка

Занятие №4

 

-приобретение способности к анализу собственных фобий, контролю над ними и умению расслабляться;

-восстановление душевного равновесия;

-обучение способам и приемам психической саморегуляции.

1. Приветствие.

2. «Строимся по цвету глаз».

3. Мини-лекция, направленная на рассмотрение понятий «стресс», «страх», «неуверенность», «волнение», «напряженность»

4. «Мудрец».

магнитофон музыка с голосами леса (пение птиц, шум ветра в кронах деревьев и т.д)

 

Занятие №5

 

- работа с собственными страхами

1. Приветствие.

2. «Почувствуй себя»

3. Арт-терапия.

4. Рефлексия занятия.

 

магнитофонспокойная музыка, краски, альбомные листы

Занятие №6

 

-осознание участниками своих состояний с помощью релаксации, концентрации, визуализации и рефлексии;

-освоение приемов самопознания, саморегуляции и саморазвития.

1. Творческая разминка: «Смех»

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Сеанс релаксации

4. Рефлексия состояний

5. Беседа

 

магнитофонспокойная музыка

 

Занятие №7

 

-научиться концентрировать внимание на объектах внешнего и внутреннего мира;

- научиться некоторым приемам самопознания.

1. Приветствие.

2. Упражнения:

    1).Сосредоточение на предмете.

     2). Сосредоточение на звуке.

     3). «Войти в палец».

     4). Сосредоточение на ощущениях.

     5). Сосредоточение на эмоциях и настроении.

     6). Сосредоточение на чувствах.

     7). Сосредоточение на мыслях.

3. Обсуждение вопросов.

4. Обучения приемам самопознания.

магнитофонспокойная музыка

 

Занятие №8

 

-релаксация мышечных зажимов;

-символическое прощание со страхом.

 

1. Приветствие.

2. «Зарядка».

3. Упражнение на снятие мышечного напряжения.

4. Медитативная визуализация.

5. Рефлексия занятия.

магнитофонспокойная музыка

Занятие №9

-способствовать осознанию своего Я, стимулировать потребность в самосовершенствовании путем создания ситуаций нового видения себя.

 

1.Рефлексия прошлого занятия.

2.Творческая разминка «Здравствуй, я рад тебя видеть...».

3. Упражнения:

   1) «Кто я?».

   2) Развитие углубленного самопознания.

   3) «Ищем секрет».

4. Обсуждение.

магнитофонспокойная музыка

Занятие №10

 

-снятие напряженности, эмоциональной усталости.

 

1.Приветствие.

2.Упражнение «Гомеостат на пальцах».

3. «Передача чувства по кругу».

4. Рефлексия занятия

магнитофонспокойная музыка

 

Занятие №11

 

-ознакомить участников с некоторыми психотехническими приемами управления своими переживаниями. Подведение итогов работы.

 

1. Рефлексия прошлого занятия.

2. Творческая разминка.

3. Беседа.

4. Упражнения:

  1) «на растворение чувства обиды»

  2) «на преодоление раздражительности»

  3) «на преодоление чувства униженности».

  4) «на формирование положительного настроя на весь день»

5. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

магнитофонспокойная музыка

Занятие №12

 

-создание условий для эмоционального раскрепощения участников группы, для осознания собственной индивидуальности и индивидуальности других участников.

 

1. Приветствие, оценка настроения.

2. Упражнение «Посудомоечная машина»

3. «Свисток».

4. «Доверительное падение».

5. Подведение итогов. Рефлексия результатов занятий.

 

 

Рекомендуемые мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания способствуют тому, что человек меняет себя сам, так или иначе, реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или не успешности в них.

 

 

 

 

 

 

          Выводы по II главе:

Проанализировав полученные результаты, мы видим, что 89%  медицинских сестер имеет средний уровень эмпатии. Уровень чувствительности у таких медицинских работников показывает, что при межличностных отношениях они склонны судить о других по их поступкам, а не доверять своим личным впечатлениям. Им не присуща раскованность чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

У 72% медицинских сестер сформирована фаза резистенции, что говорит о наличии у данных специалистов развитых психологических защит, механизмов сопротивления. Фазы напряжения и истощения у большинства не сформированы. Наиболее выраженными у медицинских работников являются такие симптомы эмоционального выгорания как переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей. Фаза напряжения сформирована у 16%, а фаза истощения – у 12% медицинских сестер.

При высоком уровне эмпатии у 67% медсестер сформирована только фаза резистенции.

Корреляционный анализ показал, что существуют достоверные обратные связи между выраженностью фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания и эмпатией медицинских сестер.

Рекомендуемая программа мероприятий по психологической профилактике синдрома выгорания нацелена на снятие напряжения у медицинских сестер, гармонизацию эмоционального фона. Данная программа ориентирована на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции, релаксации. Обучает отреагированию негативной ситуации в целом, навыкам контроля и управления собственными эмоциями, конструктивным поведенческим реакциям в стрессовой ситуации, способствует развитию чувства эмпатии.        

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе изучались проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.

Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что медицинские работники наиболее часто подвержены синдрому эмоционального выгорания, что обусловлено особенностями профессиональной деятельности, заключающейся в оказании помощи другим людям, высокой ответственности за их здоровье и жизнь.

Под синдромом эмоционального выгорания в данной дипломной работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [7].

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Эмпатия – это понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [39].

Взаимосвязь эмпатии и эмоционального выгорания изучалась многими исследователями [12; 32] и полученные данные свидетельствуют о том, что высокая эмпатия препятствует возникновению синдрома эмоционального выгорания.

          Существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе медицинская специальность способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического здоровья.

Исходя из того, что специфичность профессиональной деятельности оказывает влияние на сформированность синдрома выгорания у медработников разной категории, в данной дипломной работе изучалась сформированность фаз и симптомов выгорания у медицинских сестер. Исследование показало, что у большинства медсестер сформирована фаза резистенции, симптомы которой отражают наличие защитных механизмов, механизмов сопротивления психотравмирующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными являются "эмоциональная тупость", неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, медработник как бы принимает позицию "ничего личного".

Исследование не выявило преобладание среди медперсонала работников со сформированной фазой истощения, что говорит о высокой сопротивляемости стрессу.

         Анализ сформированности эмпатии у медицинских сестер показал, что среди них преобладают люди со средним уровнем эмпатии. Сопоставление данных исследования синдрома эмоционального выгорания и корреляционный анализ позволили установить, что чем выше уровень эмпатии, тем менее выражено эмоциональное выгорание у медсестер. Это подтверждает гипотезу, что предрасположенность медицинских сестер к возникновению синдрома эмоционального выгорания, зависит от уровня выраженности эмпатии в структуре их личности.

           Обнаруженный нами факт меньшей подверженности выгоранию лиц с высокой эмпатичностью объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противостоит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание – это определенная эмоциональная «подпитка» или некоторый дополнительный ресурс для «горения без затухания».

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть основанием для рекомендации методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания личности медицинских работников.      Необходимой и базовой частью данной профилактики является личностная психологическая подготовка специалистов «помогающих» профессий, причем, не столько теоретическая, сколько практическая, направленная на развитие стрессоустойчивости профессионала.

         Основой программы по работе с данными личностными проблемами должен стать социально-психологический тренинг, который активизирует стремление участников к самопознанию, адекватному самооцениванию и самосовершенствованию. Он направлен на формирование умений и навыков; развитие установок, помогает научиться адекватным формам поведения и общения, развить в себе разного рода социально-психологические качества, а так же, позволяет каждому из участников осознать и принять личную ответственность за свою жизнь в целом.

Рекомендуемые мероприятия по профилактике синдрома эмоционального выгорания способствуют тому, что человек меняет себя сам, так или иначе, реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или не успешности в них.

Профилактика стресса у своих сотрудников должна занять важное место в деятельности руководителя любого ранга.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абабков, В. П., Перри М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В. П. Абабков, М. Перри - СПб.; Речь, 2004. – 166 с. 

2. Баробанова, М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] / М. В. Баробанова – М.: Вестник МГУ, 2005. – 54 с.

3. Бодров, В. А. Развитие учения о профессиональном утомлении человека. Часть I. Категория «утомление» в системе представлений о функциональном состоянии и деятельности человека [Текст] /В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2010. – Т 31. - № 3. - С. 46 – 57.

4. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть I: «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению [Текст] /В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т 27. - № 1. - С. 122 – 133.

5. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] /В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т 27. - № 2. - С. 113 – 123.

6. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] /В. А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т 27. - № 3. - С. 106 – 116.

7. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко-М.: Филинъ, 1996.-469 с, С. 132-154.

8. Бордовская, Н. О. «Прививки от стресса» или практический стресс - менеджмент [Текст] / Н. О. Бордовская   // Главная медицинская сестра. -2006. - № 3.- С. 140 - 145.

9. Вартапетян, В. Л. Проблема профилактики «эмоционального выгорания» у среднего медицинского персонала ЛПУ [Текст] / В. Л. Варпетян, А. С. Ситникова // Главная медицинская сестра. - 2007. -№5. - С.75-80.

10. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие  [Текст] / И. В. Вачков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Ось-89", 2000. 

11. Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст]: учебно-методическое пособие / И.В. Вачков. – М.: «Ось-89», 2002. – 224 с.

12. Водопьянова, Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 338 с.

13. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического «выгорания» [Текст] /

Н. Е. Водопьянова // Мир медицины. - 2001.- № 7-8. - С. 39-40

14. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях [Текст] /Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.  – СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.

15. Габдреееа, Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием [Текст] / Г. Ш. Габдреева - Казань: Изд-во КГУ, 1981. - С. 24-26.

16. Доценко, О. Н. Эмоциональная направленность как фактор «выгорания» у представителей социономических профессий [Текст] / О. Н. Доценко // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. - № 5. – С. 91 – 100.

17. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей  стигма профессионализма или расплата за сочувствие?/С. Захаров// URL: http://forums.rusmedserv.com/ 12.03.2010г.

18. Захаров, В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга [Текст]: методические указания / В.П. Захаров. – ЛГТУ, 1990. – 144 с.

Информация о работе Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии