Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69

Файлы: 1 файл

Копия МОЙ Диплом.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

Сосредоточьтесь на подошвах и пальцах стоп.

Мысленно промассируйте подошвы и пальцы и почувствуйте, как они приятно нагреваются.

Промассируйте пятку и голеностопный сустав.

Прочувствуйте, как вся ваша стопа расслабилась и наполнилась приятным теплом справа и слева.

Перенесите внимание на голени обеих ног.

Расслабьте икроножные мышцы.

Мысленно промассируйте эти мышцы на правой и левой ноге.

Прочувствуйте, как приятное тепло охватывает ваши голени и коленные суставы.

Перенесите внимание на бедра.

Расслабьте их. Теперь промассируйте их.

Прочувствуйте, как ваши бедра стали расслабленными, спокойными, теплыми.

Итак, ваши ноги расслаблены.

Мышцы ног засыпают от покоя и тепла.

В ответ возникает удивительное чувство легкости и невесомости ног, которое распространяется и на туловище, соединяясь с чувством легкости и невесомости рук.

Руки и ноги засыпают, а сознание, разум продолжают быть активными и ясными.

Мысли четкие, яркие.

Вы свободно отдаете себе отчет во всем, что делаете.

Признаков сонливости нет.

Завершаем глубокое расслабление тела.

Переносим внимание на туловище.

Расслабьте поясницу, спину, живот, грудь.

Мысленно промассировали область поясницы.

Прочувствовали, как приятное тепло охватывает ее.

Расслабьте спину и начните ее мысленно массировать.

Приятная волна тепла, истомы поднимается от поясницы вверх по спине, к шее, затылку.

Вам приятно.

Спина нагревается, и вам становится удивительно приятно и спокойно.

Вы погружаетесь в удивительно нежную теплую среду.

Тело испытывает особую радость. Радость мышечного покоя и мышечного удовольствия.

Прочувствуйте эти ощущения.

Это ощущения особого комфорта — чувства неги, истомы, необыкновенно радостного состояния.

Прочувствуйте, как вам легко мыслить.

Вы не испытываете сонливости при засыпающем теле.

Это особое, очень приятное состояние, и вам оно легко удается.

Усилим его, расслабив живот и грудь.

Сосредоточились на области живота.

Мысленно промассируем живот по часовой стрелке.

Прочувствуйте, как в глубине живота чуть ниже пупка возникает приятное чувство тепла, которое нарастает и занимает все большее пространство.

Чудесно! Перенесите внимание на грудную клетку.

В области сердца возникает чувство тепла и неги.

Прочувствуйте, как приятно вам дышится.

Итак, мы завершаем процесс глубокого расслабления тела.

Тело расслаблено.

Ему очень приятно.

Вы испытываете чувство удовольствия, неги, истомы, радость мышечного покоя.

Сознание ясное, бодрое, а тело глубоко засыпает. В ответ на это возникает удивительное чувство легкости и невесомости всего тела. Если вы сейчас представите себя птицей, свободно парящей в небе, то вам это легко удастся.

Вообразите и прочувствуйте: вы — птица. Вы свободно парите в голубом небе. А далеко внизу под вами расстилаются поля, леса, реки, озера.

Прочувствуйте счастье и радость свободного полета.

Наслаждайтесь этим состоянием несколько минут. (Пауза 5 мин.)

Завершаем сеанс самовоспитания. Вы выполнили поставленные перед собой задачи и овладели рядом приемов, ощущений и чувств, а также психических состояний, характерных для состояния полного мышечного покоя при активном сознании.

Теперь нужно пробудить тело, вернуть ему былую активность. Начинаем мышечную активизацию.

Прочувствуйте вновь свое тело.

Прочувствуйте свои руки, ноги, туловище.

Сосредоточьтесь на руках.

Постарайтесь сжать пальцы в кулаки и прочувствуйте, как руки пробуждаются. К ним возвращается былая сила и активность.

Сосредоточьтесь на ногах.

Напрягите стопы, голени и бедра.

Прочувствуйте, как мышцы ног активизируются.

Сделайте глубокий вдох и потянитесь всем телом.

Тело проснулось.

Однако помните: пока вы не почувствуете, что вы полностью пробудили мышцы, не вставайте.

Лучше лежа или сидя проделать активную гимнастику и только после этого закончить занятие.

 

4. Рефлексия состояний, ощущений в процессе сеанса и после.

Вопросы психолога: «Удалось ли вам полностью расслабиться? Если нет, то, что мешало? Что вы ощущали? Какие чувства, образные представления возникали в процессе? Что испытываете сейчас? Каково ваше настроение до и после сеанса? Проанализируйте, с помощью, каких приемов достигается состояние полного телесного расслабления. Знаете ли вы другие способы расслабления? Назовите их. Для чего нам необходимо овладевать различными приемами релаксации?»

 

5. Беседа. Обсуждение вопросов:

Что мы называем внутренним миром человека?

Что такое самосознание?

Какова роль релаксации в осознании человеком своего внутреннего мира?

 

Занятие 7

Ход занятия:

           1. Приветствие. Выполняется ритуал приветствия группы.

 

           2. Выполнение упражнений на концентрацию внимания на объектах внешнего мира.

            Упражнение 1. Сосредоточение на предмете.             

В вашей голове прожектор. Его луч может осветить что угодно с безмерной яркостью. Этот прожектор — ваше внимание. Управляем его лучом! В течение 2-3мин. «освещаем прожектором» любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрим только на этот предмет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращаемся к нему снова и снова, разглядываем, находим все новые черточки и оттенки...».

 

Упражнение 2. Сосредоточение на звуке.

Сосредоточим свое внимание на звуках за окном (стеной) кабинета. Прислушаемся к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, удерживаем его.

Рефлексия ваших ощущений. Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на одном объекте? На чем легче удерживать внимание: на предмете или звуке? От чего это зависит? Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение 3. «Войти в палец».

Свободная, удобная поза. Руки лежат на коленях или подлокотниках кресла. Посмотрим внимательно на кончик своего указательного пальца. Вроде бы ничего особенного: кончик как кончик... А теперь посмотрим так, словно видим его в первый или последний раз и намерены основательно изучить... Он, только он занимает теперь ваше внимание, в нем все собралось и больше ничего интересного не существует. Только наше внимание и только на кончик пальца... теперь это единственная точка нашего мирообщения. Почувствуем, как он соприкасается с миром, с другой материей. Представьте, как от него идут импульсы, токи в мозг...

Рефлексия возникшего состояния. Удалось ли перейти от внешнего созерцания к проникновению во внутреннее состояние?

 

3. Выполнение упражнений на концентрацию внимания на объектах внутреннего мира.

Упражнение 1. Сосредоточение на ощущениях.             

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.

Сосредоточьтесь на телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги.

Прочувствуйте пальцы, подошву.

Почувствуйте соприкосновение ваших ног с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения.

Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; прочувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с вашей рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же прочувствуйте левую руку.

Прочувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом.

Сосредоточьте внимание на лице — нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица.

А теперь выходим из состояния релаксации.

...Рефлексия вашего состояния. Как вам удалась концентрация на ощущениях? На каких ощущениях вы сосредоточивались? Какие еще ощущения помогают нам целостно воспринимать окружающий мир и самого себя?

 

            Упражнение 2. Сосредоточение на эмоциях и настроении.

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.

Сосредоточьтесь на внутренней речи.

Остановите внутреннюю речь.

Сосредоточьтесь на настроении.

Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

А теперь сосредоточьтесь на эмоциях, которые вызывает у вас это занятие. Оно вам нравится? Не нравится?

Выходим из состояния релаксации. Открываем глаза.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.

 

            Упражнение 3. Сосредоточение на чувствах.

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.

Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Выберите мысленно одного из присутствующих здесь — это может быть ваш сосед, ваш друг или любой другой человек из группы.

Какие чувства вы испытываете по отношению к нему? Вы ему рады, вам он нравится, вы его не переносите, он вам безразличен?

Осмыслите ваши чувства, осознайте их.

Выходим из состояния релаксации. Открываем глаза.

Рефлексия ваших чувств.

 

            Упражнение 4. Сосредоточение на мыслях.

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.

Сосредоточьтесь на потоке своих мыслей.

О чем вы думали, выполняя эти упражнения?

Это — концентрация сознания на потоке мыслей, т.е. сосредоточение на мышлении.

Теперь нужно осмыслить содержание этих мыслей. Возникает мысль о мыслях. Почувствуйте, что это такое.

Рефлексия: как удалась концентрация на мыслях? Что вы почувствовали? Проанализируйте возникшие у вас мысли.

 

3. Обсуждение вопросов.

Какие явления внешнего и внутреннего мира человека являются предметом сосредоточения?

Что дает человеку концентрация на своем внутреннем мире?

Какие способы осознания своего внутреннего мира, кроме концентрации, мы сегодня использовали? Объясните, где и когда мы занимались рефлексией.

Что такое рефлексия? Для чего она необходима человеку? На что может быть направлена?

 

4. Сеанс обучения некоторым приемам самопознания (текст сеанса разработан А. А. Востриковым).

ПРИЕМЫ САМОПОЗНАНИЯ

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.

Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях.

Успокойтесь.

Сосредоточьтесь на ваших мыслях.

Вспомните все, что вы сделали с того момента, как проснулись.

Проанализируйте ход ваших действий и поступков.

В процессе этого анализа давайте оценку вашим действиям и поступкам.

Всегда ли вы были правы?

Не допускали ли вы сегодня ошибок?

Довольны вы собой или нет?

Эта деятельность будет называться самоанализом и самооценкой.

Отрефлексируйте, как вы занимались самоанализом и как вы оцениваете себя.

А теперь пронаблюдайте за тем, как вы сосредоточились на своем внутреннем мире и рефлексируете его. Понаблюдайте за этим умственным процессом как бы со стороны. Вам предлагается сложная умственная работа. Вы выполняете рефлексию и одновременно наблюдаете за тем, как вы рефлексируете.

Надеюсь, вы с этим заданием справитесь. Этот прием самопознания называется самонаблюдением.

Проконтролируйте себя, не отвлекаетесь ли вы в процессе рефлексии и самонаблюдения на посторонние мысли.

Контролируйте все время, насколько глубоко вы сосредоточились на тех умственных действиях, которые вы рефлексируете.

Этот прием самопознания называется самоконтролем.

Упражнение закончено. Проанализируйте его рефлексию.

 

Занятие 8

Цель: Релаксация мышечных зажимов, методика для самостоятельной работы с  мышечным панцирем. Символическое прощание со страхом, растождествление с ним.

Ход занятия:

1.                   Приветствие. Выполняется ритуал приветствия группы.

 

2.                   Упражнение «Зарядка». Направлено на разогрев группы, подготовку к дальнейшей работе. Ведущий предлагает участникам представить, что сейчас раннее утро, они встают с постели и им нужно сделать утреннюю зарядку. Ведущий предлагает сделать все как можно более правдоподобно, т.е. никто толком еще не проснулся, все потягиваются, зевают, глаза сонные, мышцы вялые. Но к концу зарядки все просыпаются и почти готовы к новому дню.

Информация о работе Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии