Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
Давайте проанализируем, что чувствовал, ощущал каждый из вас при выполнении этого упражнения.
Упражнение 2 «на преодоление раздражительности».
Инструкция: «Закройте глаза. Сконцентрируйтесь на своих переживаниях. Представьте ситуацию, когда вы больше всего раздражаетесь, или конкретного человека, вызывающего у вас это чувство. Вызовите образ (по примеру предыдущего упражнения). Максимально активизируйте воображение, переживите ситуацию, когда вы чувствуете, что этот человек раздражает вас до последней степени. Расслабьте лицо и руки, дайте себе волевой приказ успокоиться и почувствуйте, что вы абсолютно терпеливы и не поддаетесь ни на какой его вызов. Что бы ни делал в вашем мысленном представлении этот раздражитель, вы должны быть терпеливы. Вам это удается. Похвалите себя, почувствуйте удовлетворение. Зафиксируйте, что вам нравится ваше новое поведение. Улыбнитесь. Растворите в вашем воображении вызванный образ, отпустите его. Еще раз похвалите себя.
Повторяйте это упражнение в различных вариациях, с разными людьми каждый день до тех пор, пока вы перестанете чувствовать раздражительность в ответ на мелкие неприятности повседневной жизни. Таким путем вы можете постоянно работать над собой, изменяя себя.
Рефлексия: проанализируем ваши мысли, чувства, ощущения, возникшие в связи с выполнением этого упражнения».
Упражнение 3 «на преодоление чувства униженности».
Инструкция: «Сосредоточьтесь на своих переживаниях и осознайте те из них, в связи с которыми вы испытываете чувство унижения. Расслабьте лицо, руки. Успокойтесь. Прочувствуйте, что вы человек, способный управлять своим внутренним состоянием. Испытайте гордость от этого чувства. Вспомните, что ваш противник не может унизить вас, если вы не будете ощущать этого.
Вспомните о чем-нибудь приятном и улыбнитесь. Улыбнитесь с насмешкой. Такая улыбка может быть достаточно болезненной для вашего собеседника.
Научитесь с помощью насмешливой или презрительной улыбки защищаться от людей, желающих унизить ваше человеческое достоинство».
Рефлексия.
Упражнение 4 «на формирование положительного настроя на весь день» (с использованием фоновой музыки).
Инструкция: «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, слегка откройте рот. Дышите ритмично, но неглубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться все более поверхностным. Прочувствуйте, как ваше тело обретает глубокую расслабленность. Попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри себя. Улыбка озаряет все ваше существо. Вы будто улыбаетесь животом.
Ваша улыбка мягкая, едва уловимая, подобная цветку розы, распустившемуся у вас в животе и источающему аромат по всему телу. Почувствуйте, как вместе с улыбкой у вас рождается хорошее настроение и удивительное чувство покоя и внутренней гармонии. Родив в себе такую улыбку, вы будете счастливы в течение всего дня.
А теперь считаем до шести. "Один" — ноги легкие, "два" — руки легкие, "три, четыре" — сердце и дыхание совершенно нормальны, "пять" — лоб прохладный, "шесть" — руки сильные; глубоко вздохнуть, глаза открыть! Вы чувствуете себя совершенно спокойно и бодро».
Это упражнение рекомендуется выполнять утром, чтобы положительно настроить себя на весь день.
5.Подведение итогов всего занятия. Рефлексия.
Занятие 12
Цель: Создание условий для эмоционального раскрепощения участников группы, для осознания собственной индивидуальности и индивидуальности других участников.
Ход занятия:
1. Приветствие, оценка настроения.
2. Упражнение «Посудомоечная машина»
Задание: Все участники делятся на две команды и встают друг напротив друга на очень близком расстоянии. В это время один из участников воображает себя каким-либо предметом, изображает его. Начинает двигаться между двумя колоннами людей, в это время все участники усиленно его «моют». Пройти должен каждый член группы.
Тренинг направлен на преодоление тактильного барьера.
3. Упражнение «Свисток ».
Задание: Одному (трём) участникам предлагается на время покинуть аудиторию. В это время часть участников тренинга выстраиваются в линию. Они должны делать вид, что за спиной передают свисток, на самом деле, он прикреплён к спине ведущего. (Они периодически в него свистят). Участнику, который покидал аудиторию, предлагается этот свисток найти.
4. Упражнение «Доверительное падение». Направлено на доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими. Работа в парах, по очереди с каждым участником. Задание, стоя спиной к партнеру упасть к нему на руки. Проводится по очереди с каждым членом группы.
После игры участники садятся в круг. Вопросы ведущего: что тебе было легче делать, падать или ловить, какие чувства ты испытывал при этом, есть ли в реальной жизни ситуации, где ты испытываешь подобные чувства.
5. Подведение итогов. Рефлексия результатов занятий. Напутственное слово тренера, пожелания участников друг другу. Экспресс-диагностика эмоционального состояния.
2