Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69

Файлы: 1 файл

Копия МОЙ Диплом.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

 

3.                   Второе упражнение направлено на релаксацию мышечных зажимов и снятию мышечного напряжения. Прогрессивная мышечная релаксация (по Якобсону). Смысл техники прогрессивной (прогрессирующей) мышечной релаксации (расслабления мышечных зажимов) состоит в чередовании напряжения и расслабления. Техника состоит в том, чтобы сознательно и последовательно напрягать и расслаблять группы мышц тела, начиная с головы заканчивая пальцами ног. Это делается в равномерном ритме, в удобном сидячем положении с закрытыми глазами. Примите удобное сидячее положение и закройте глаза. Напрягайте и расслабляйте теперь свои мышцы в описанной ниже последовательности.

       Предплечье:

Напряжение: сожмите кулак (примерно на 5-8 секунд) и обратите внимание на чувство напряжения в мускулах предплечья и кисти.

Расслабление: полностью отпустите их (примерно на 30 секунд). Проследите ощущение в расслабленных предплечьях и кистях (возможно, это будут мурашки, ощущение тепла приятное ослабление). Повторите упражнение на обоих кулаках.

       Плечо: бицепс

Напряжение: напрягите двуглавую мышцу (бицепс) сгибанием руки. При этом мышцы предплечья должны оставаться по возможности расслабленными.

Расслабление: ощутите снова полное расслабление, оставьте руку в удобном и спокойном состоянии. Обратите внимание на различные ощущения при сравнении напряжения в мышцах предплечья — на процесс ослабления и результат.

       Предплечье: трицепс

Напряжение: напрягите теперь трицепс, вытянув руку. Если вы делаете упражнение лежа, попытайтесь полностью прислонить предплечье к полу и надавите вниз на эту опору. При этом руки расположены внутренней поверхностью вверх.

Расслабление: отпустите напряжение и позвольте плечам упасть. Обратите внимание на чувство расслабленности в плечах.

       Плечи:

Напряжение: поднимите плечи вверх и напрягите мышцы плеч.

Расслабление: отпустите напряжение и позвольте плечам упасть. Обратите внимание на чувство расслабленности в плечах.

       Затылок:

Наклоните голову назад и напрягите мышцы затылочной части головы. Потом снова полностью расслабьте.

       Лицо:

Стисните зубы, зажмурьте глаза, напрягите те мускулы лица, с помощью которых вы делаете различные гримасы. После этого снова полностью расслабьте лицо.

       Мышцы спины:

Напрягите мышцы спины, так чтобы лопатки потянулись вниз. Потом полностью отпустите напряжение спинных мышц.

       Мышцы живота:

Напрягите мышцы живота так, чтобы живот сделался твердым, или втяните живот, или выпятите его. Снова расслабьте мышцы живота.

       Бедра и ягодицы:

Сожмите ягодицы вместе, напрягите бедра. После этого снова снимите напряжение.

       Голени: икроножные мышцы

Вытяните пальцы ног и ступни вниз (в направлении от головы), так чтобы почувствовать напряжение в икроножных мышцах. После этого снова совершенно расслабьте икроножные мышцы и оставьте ноги в удобной позе и покое.

       Голени: большеберцовые мышцы

Вытяните пальцы ног и ступни в направлении головы, чтобы почувствовать напряжение большеберцовых мышц. После этого снова расслабьте мышцы, ощутите удобство и покой в ногах.

       Возвращение

Если после этого вам не захочется спать, закончите упражнение, несколько раз сильно согнув и разогнув руки. Если хочется, можно также свести их и развести. Затем глубоко выдохните и снова откройте глаза

 

4.                   Следующее упражнение является медитативной визуализацией. Ведущий дает вводную инструкцию: вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней... Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им... Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза. Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

            Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия... 

 

5.                   Рефлексия занятия.

 

 

Занятие 9

Цель: способствовать осознанию своего Я, стимулировать потребность в самосовершенствовании путем создания ситуаций нового видения себя.

Ход занятия:

1. Рефлексия прошлого занятия.

Какие состояния вы испытывали в период между занятиями? Какое настроение преобладало? Было ли состояние подъема, покоя сразу после занятия?

В течение, какого времени вы сумели его сохранить? Как вы реагировали на отрицательные воздействия?

 

2. Творческая разминка «Здравствуй, я рад тебя видеть...».

Участники группы обращаются друг к другу по очереди. Заканчивая фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть...», нужно сказать что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

 

3. Выполнение упражнений.

Упражнение 1. «Кто я?».

Инструкция: «Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос "Кто я?"; используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения "Я — ...". В завершение работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе и отрефлексировать те ощущения, чувства, эмоции, мысли, которые возникали в процессе выполнения этого задания».

После этого участники образуют группы по 2-3 человека и зачитывают друг другу листки с самоописанием, одновременно заполняя предложенную ниже таблицу. Это задание позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, осмыслить, насколько целостен образ собственного Я.

 

Упражнение 2. Развитие углубленного самопознания (с использованием фоновой музыки).

Инструкция: «Закройте глаза, полностью расслабьтесь, отвлекитесь от всего внешнего и полностью погрузитесь в себя, почувствуйте свое тело, свое настроение. Мысленно повторяйте: «Перед моим внутренним взором появляется образ. Образ становится все более четким. Образ ясно стоит передо мной. Образ показывает мне, кто есть Я".

«Я»

телесное

«Я»

эмоциональное

«Я»

умственное

«Я»

социальное

 

 

 

 

                                         

Рефлексия: удалось ли вам вызвать образ? Какие ощущения, чувства вы при этом испытывали? Что мешало вам сделать этот образ более четким? Каковы ваши впечатления? Что нового вы открыли для себя?»

 

Упражнение 3. «Ищем секрет».

Инструкция: «Попробуйте отыскать в себе скрытые возможности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?»

 

4. Вопросы для обсуждения:

Из чего складываются наши представления о самих себе?

Какую роль играет самооценка в формировании образа Я?

Почему образ Я не всегда соответствует нашей истинной сущности?

Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

        

         Занятие 10

Цель: Снятие напряженности, эмоциональной усталости

Ход занятия:

1.                   Приветствие. Выполняется ритуал приветствия

 

2.                   Упражнение «Гомеостат на пальцах». Так называется прибор с множеством ручек и циферблатов,  который используется психологами для изучения  групповой совместимости.  Наш "прибор" устроен несколько проще. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают пальцы". Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться,  перемигиваться  и  другими "незаконными" способами пытаться согласовывать свои действия.  Игра продолжается до  тех  пор, пока группа не достигнет своей цели.  Для того чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в  последующем  такте игры, участники после каждого "выбрасывания"  фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.

 

3.                   Упражнение «Передача чувства по кругу»

Все члены группы очень плотно друг к другу садятся на стульях в круг. Все закрывают глаза. Задача в том, чтобы передать по кругу какое-нибудь чувство без слов, только используя прикосновения к рядом сидящему члену группы, в соответствии с передаваемым чувством. Тренер назначает того, кто делает это первым. После этого участник может открыть глаза, а член группы, воспринявший переданное чувство, должен передать его следующему члену группы. При этом совсем не обязательно в точности повторять движения предыдущего члена группы, главное — передать то же самое чувство, состояние, при этом можно использовать другие движения, прикосновения.

После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение.

 

4.                   Рефлексия занятия

 

Занятие 11

Цель: ознакомить участников с некоторыми психотехническими приемами управления своими переживаниями. Подведение итогов работы.

Ход занятия:

1. Рефлексия прошлого занятия.

 

2. Творческая разминка.

Инструкция: «Проделаем следующее упражнение. Свободно расходимся по комнате. По команде "Стоп!" каждый застывает в той позе, в которой его застал сигнал. После этого, не нарушая зафиксированных поз, каждому участнику нужно снять у себя мышечные зажимы. Как только снимете зажим, говорите "Готово!"».

Повторить несколько раз. Обсудить упражнение.

 

3. Вопросы к беседе:

Что вы думаете по поводу следующих утверждений: «Человек; творится мыслью», «Мысль создает характер», «О чем думает человек, тем он и становится», «Злоба, критика других, чувство вины и страх создают все наши проблемы»?

Каким образом влияет наше позитивное мышление на наши чувства и поведение?

Зафиксируйте, что вы думаете в данный момент. Это положительные или отрицательные мысли?

Какие способы помогают вам снять отрицательные переживания?

 

4. Выполнение упражнений.

Упражнение 1 «на растворение чувства обиды».

Инструкция: «Расслабьтесь, закройте глаза. Дышите спокойно и ритмично. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами небольшая сцена. Поставьте на сцену человека, который вас обидел. Вызовите в памяти его образ. Произнесите про себя следующую формулу: "Перед моим внутренним взором появляется человек (тот или иной образ)". Повторите это пять раз. Затем: "Образ становится все более четким". После некоторой паузы: "Образ стоит передо мной". Когда вы ясно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ в вашем представлении 2-3 мин., а потом пусть он исчезнет. Для этого произнесите следующую формулу: «Образ постепенно уходит» (2-4 раза), «Образ исчез».

Затем, когда человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Это упражнение растворяет темные облака накопленной обиды. Делайте это упражнение один раз в день в течение месяца и посмотрите, насколько вам станет легче жить.

Информация о работе Проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии