Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на такие вопросы:
- Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.
- В какой цвет оно оказалось окрашенным?
- Как оно называется? - Встретил ли вас кто-либо на борту судна?
- Что сказал вам встречающий?
- Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?
- Увидели ли вы название конечного пункта?
- Какая стояла погода при вашем выходе из порта?
- Что произошло с вами во время плавания? Рассказы участников могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на ведущего обрушатся вопросы типа: «А что означают слова капитана судна? А почему мой корабль назывался именно так? В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании?». Нам представляется, что ведущему лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием. Это упражнение имеет отчасти диагностический характер. Образ судна, рожденный у участников (тяжелый крейсер, летящая бригантина, утлая лодчонка или скользкий неустойчивый плот), плавание, совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о своем жизненном пути. Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психическом состоянии, о восприятии человеком условии своей жизнедеятельности и способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением яхты с пробоиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или стремительно скользящей но волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорить участникам о таком толковании визуализаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой.
5. Рефлексия занятия.
Занятие 4
Цель: Приобретение способности к анализу собственных фобий, контролю над ними и умению расслабляться. Восстановление душевного равновесия. Обучение способам и приемам психической саморегуляции.
Ход занятия:
1. Приветствие. Выполняется ритуал приветствия группы.
2. Упражнение «Строимся по цвету глаз». Оно направленно на разогрев и психологическое сближение участников. Ведущий предлагает участникам построиться в зависимости от цвета глаз. Например, сначала идут люди с голубыми глазами, затем зелеными, потом карими и т.д. Данное упражнение способствует психической разрядке и эмоциональному сближению участников тренинга, так как наверняка далеко не все участники знают цвет своих глаз и будут вынуждены спросить об этом партнера. Тому же в свою очередь, чтобы выполнить эту просьбу нужно будет подойти на достаточно близкое расстояние. Кроме того прямой взгляд «глаза в глаза» делает людей более эмоционально открытыми и способствует возникновению между людьми доверительных отношений, которые в процессе проведения тренинга играют большую роль [16].
3. На следующем этапе ведущим проводится мини-лекция, направленная на рассмотрение таких понятий, как «стресс», «неуверенность», «страх», «волнение». «напряженность» [11]. Особое внимание ведущий уделяет такому психическому явлению, как страх. При этом он утверждает (что для некоторых будет открытием), что страх может быть не только вреден, но, в некоторых ситуациях, и весьма полезен. Польза страха может заключаться, прежде всего, в том, что он служит сдерживающим фактором от совершения каких-либо безрассудных поступков и, тем самым, часто спасает людям жизнь и здоровье. Кроме того, для многих людей страх может являться мобилизующим фактором, стимулирующим включение физиологических и психических резервов человека [19].
4. Далее ведущий предлагает участникам тренинга выполнить еще одно, последние, упражнение. Оно называется «Мудрец». Ведущий дает установку: представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду. Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча. Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее... Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату....
Для усиления эффекта медитации применяется аудиозапись с голосами леса (пение птиц, шум ветра в кронах деревьев и т.д.), это музыкальное сопровождение служит фоном для слов ведущего.
5. Рефлексия занятия.
Занятие 5
Цель: Работа с собственными страхами
Ход занятия:
1. Приветствие. Выполняется ритуал приветствия группы.
2. Упражнение «Почувствуй себя», которое направлено на разогрев участников и подготовку к основной части занятия. Оно начинается с того, что ведущий предлагает всем участникам встать в круг на расстоянии шага друг от друга, закрыть глаза и попытаться почувствовать свое тело от кончиков пальцев ног до макушки. Это упражнение длится 5 минут, затем ведущий предлагает подросткам вытянуть руки в стороны и положить их на плечи партнерам, стоящим с разных сторон. В таком положении также необходимо почувствовать свое тело.
3. Арт-терапия. Ведущий предлагает прервать визуализацию, выключает музыку и дает участникам тренинга новое задание: в течение пяти минут нужно вспомнить и представить самые большие свои страхи. Затем необходимо представить себе ситуацию, в которой этот страх становится реальностью. Потом ведущий предлагает также мысленно предпринять все необходимые действия для исправления ситуации, порождающей этот страх. После этого рекомендуется мысленно отделить этот страх от себя, чтобы он перестал быть частью личности и представить, как лишенный психической подпитки человека страх просто исчезает, растворяется в пространстве. Далее ведущий снова включает расслабляющую музыку и просит участников вернуться в тот мир, который изображен на рисунке. Эта визуализация продолжается до конца тренинга.
4. Рефлексия занятия.
Занятие 6
Цель: осознание участниками своих состояний с помощью релаксации, концентрации, визуализации и рефлексии, освоение приемов самопознания, саморегуляции и саморазвития.
Ход занятия:
1. Творческая разминка. Предлагается любая игра, которая создает определенное эмоционально благоприятное настроение в группе. Например, игра «Смех», позволяющая снять эмоциональное напряжение, расслабиться, легко и свободно себя почувствовать.
Инструкция: «На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе. Кто-то засмеется первым, а все поддержат этого заводилу смеха. Сначала смех может быть приглушенный, а затем все более нарастающий и, наконец, громкий, безудержный, эмоциональный. Взрыв смеха! Итак, начали! (Гонг, пауза 30с.) Спасибо, спасибо. Пожалуйста, постепенно устанавливаем тишину. В заключение сеанса — несколько минут тишины. (Пауза 15с.) Итак, вы успокоились, немножко отдохнули. Если кто-то хочет высказать нахлынувшие на него мысли — пожалуйста!»
2. Рефлексия прошлого занятия. Инструкция тренера: «Попытайтесь проанализировать, какое впечатление у вас осталось от прошлого занятия. Какие чувства вы испытываете? Вызвало ли оно желание размышлять, предпринять какие-то действия? Что вам больше всего запомнилось на занятии? Какие эмоции вы зафиксировали? Как вы ощущали себя в группе? Выскажите ваши предложения».
3. Сеанс релаксации — погружения в состояние полного телесного покоя. (Можно заменить сеанс погружения в состояние полного телесного покоя системой упражнений, нацеленных на овладение различными приемами релаксации.)
СЕАНС РЕЛАКСАЦИИ
Сесть удобно и расслабиться.
Закрыть глаза.
Все, что тревожило, беспокоило, уходит на задний план.
Полностью сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и на мыслях, направленных на самовоспитание.
Ваше тело занимает удобную позу и расслаблено.
Это вам приятно.
Прочувствуйте удовольствие от расслабленного тела.
Вы занимаетесь самосовершенствованием и сейчас будете формировать у себя это нужное свойство.
Вам приятен этот процесс.
Начинаем формирование состояния телесного покоя при активном сознании.
Внимание! Помните, самым главным вашим противником на этом сеансе является сонливость, которая часто возникает, когда мы расслабляем тело.
Вы должны преодолеть эту сонливость и сохранить четкость и ясность сознания.
Начинаем работу.
Сосредоточились на лице.
Прочувствовали лицо: лоб, веки, скулы, нос, губы, подбородок.
Расслабили лицо обычным волевым усилием.
Точно так же расслабили жевательные мышцы и прочувствовали, что нижняя челюсть стала свободной.
Лицо полностью подготовлено для его «усыпления» с помощью мысленного самомассажа.
Сосредоточились на коже лба, мысленно разгладили кожу и начали ее массировать с помощью мысленных представлений от центра к вискам.
Расслабили веки.
Вообразили и прочувствовали, как веки становятся тяжелыми и неподвижными.
Веки слипаются, и их уже трудно открыть.
Промассировали нос, скулы, виски.
Промассировали губы, скулы, виски.
Промассировали подбородок, скулы, виски.
Замечательно! Лицо приняло спокойное бесстрастное выражение.
Жевательные мышцы расслабились, нижняя челюсть слегка опустилась.
Волна душевного покоя, успокоенности, комфорта постепенно охватывает все тело.
Сознание по-прежнему остается ясным и четким.
Мысли ясные, активные.
Ваш разум обостряется, а чувства затухают.
Чувства больше не влияют на ваши мысли.
Все, что вас тревожило, беспокоило, вызывало напряжение, страх, ушло, покинуло вас.
Взамен этого возникло чувство комфорта, удовольствия.
Усилим это состояние мысленным самомассажем рук.
Руки расслаблены, свободно лежат на бедрах. Неподвижны.
Расслабляем руки, одновременно правую и левую.
Попеременно выполняем упражнение то с правой, то с левой рукой.
Прочувствовали правую руку от кончиков пальцев до плечевого сустава.
Расслабили ее.
Прочувствовали удовольствие от расслабленного спокойствия руки.
Перенесли внимание на левую руку.
Прочувствовали руку от кончиков пальцев до плечевого сустава.
Расслабили ее.
Прочувствовали удовольствие от расслабленного спокойствия левой руки.
Мысленно промассировали большой палец правой руки.
Теперь указательный палец.
Средний палец.
Безымянный палец.
Мизинец.
Промассировали ладонную поверхность.
Помассировали тыл кисти.
Кисть стала мягкая, расслабленная, спокойная.
Сделайте самостоятельно то же с левой кистью (пауза 40с).
Сосредоточились на правой руке.
Мысленно помассировали внутреннюю и наружную поверхность предплечья.
Самостоятельно помассируйте предплечье левой руки.
Сосредоточьтесь на плече правой руки.
Мысленно помассируйте его переднюю и заднюю поверхность, затем плечевой сустав.
Сделайте то же самое с левой рукой.
Чудесно! Руки расслаблены.
Волна приятного покоя, удовольствия, комфорта охватила лицо и руки.
Мышцы засыпают.
В ответ возникает чудесное ощущение легкости, свободы, невесомости рук. Пусть это чувство нарастает, а вы тем временем перенесите свое внимание на ноги.
Прочувствуйте свои ноги от кончиков пальцев до ягодиц и расслабьте их.
Ваше сознание ясное.
Ваши мысли четкие.
Все признаки сонливости исчезают.
Вам приятно и легко ощутить свои ноги расслабленными и свободными.