Оценка уровня качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:09, реферат

Краткое описание

Актуальностью данной темы является то, что понятие качества товара становиться практически основной темой, осуждаемой в современном обществе и для того, что бы проверить это качество необходимо использовать некие методы, некоторые из них рассмотрены в данной работе.

Оглавление

Введение

1. Понятие качества

2. Объективные методы определения показателей качества

3. Эвристические методы

4. Статистические методы контроля и управления качеством

5. Комплексный метод оценки уровня качества продукции

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

оценка ур.кач.docx

— 30.14 Кб (Скачать)

Введение

1. Понятие качества

2. Объективные  методы определения показателей  качества

3. Эвристические  методы

4. Статистические  методы контроля и управления  качеством

5. Комплексный  метод оценки уровня качества  продукции

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Развитие рыночной экономики в России определило новые приоритеты развития национального производства:

- повышение конкурентоспособности  национального товара;

осуществление перехода от сырьедобывающей промышленности к перерабатывающей;

- удовлетворение  растущих потребностей населения;

- создание национальной  системы обеспечения безопасности  и высокого качества потребляемой  продукции.

Для определения  показателей качества в товароведении  применяют различные методы, которые  основываются на правилах применения определенных принципов и средств  испытаний. К средствам испытаний  могут относиться техническое устройство, вещество или материал для проведения испытаний.

В зависимости  от источника и способа получения  информации эти методы классифицируются на объективные, эвристические, статистические и комбинированные (смешанные).

Объективные методы делят на измерительный, регистрационный, расчетный и опытной эксплуатации. Эвристические методы включают в  себя органолептический, экспертный и  социологические методы.

Методы определения  значений показателей качества в  зависимости от характера влияния  на объект контроля бывают разрушающими и неразрушающими. Метод разрушающего контроля подразумевает разрушение образцов, при этом может быть нарушена пригодность образцов к дальнейшему  применению. Метод неразрушающего контроля не нарушает пригодность образцов к  применению, т.е. не разрушает образец.

Выбор метода определяется с учетом целей, задач и условий  оценки значений показателей качества. Результаты должны быть обоснованными  и воспроизводимыми данным или другим приемлемым методом. Выбранный метод  должен обеспечить оценку показателей  качества с необходимой точностью  и полнотой на всех этапах жизненного цикла товара.

Актуальностью данной темы является то, что понятие  качества товара становиться практически  основной темой, осуждаемой в современном  обществе и для того, что бы проверить  это качество необходимо использовать некие методы, некоторые из них  рассмотрены в данной работе.

Целью данной работы является рассмотрение основных методов  оценка качества товаров.

Объект –  это непосредственно сами методы.

1. Понятие качества

Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые конкретно воплощены  на этапе проектирования в технической  характеристике изделия, в конструкторской  документации, в технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры и т.д. [3]

Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение  точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).

Повышение сложности  изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр  тяжести сместился к комплексной  проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться  не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

С развитием  научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием  и другими системами. Возникло понятие  «надежность». Таким образом, понятие  качества постоянно развивалось  и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны  методы сбора, обработки и анализа  информации о качестве. Фирмы, функционировавшие  в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством  в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

Качество у  производителя и потребителя  – понятия взаимосвязанные. Производитель  должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления  продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.[5]

Вернемся к  уточнению понятия качества. В  литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономик. В условиях первой качество трактуется с позиции  производителя, а в рыночной с  позиции потребителя.

Понятие качества неоднократно обсуждалось научной  общественностью и практиками. Большую  роль в формировании современного представления  о качестве сыграла Академия проблем  качества РФ. В результате ее деятельности сформировалось концептуальное видение  качества как одной из фундаментальных  категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При  усовершенствовании качества конструкции  возрастает стоимость изделия.

Качество как  продуктов, так и услуг является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются и  фиксируются в нормативных и  нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных  стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических  картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется  не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные  отклонения качества от установленных  требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической  и технологической природой, а  условиями внешнего характера: нарушениями  правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью  которого изготовляется и используется продукция, и т. д. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества – это неустойчивость и  изменчивость потребностей. Параметры  продукции могут строго соответствовать  нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно  констатировать, что качество продукции  находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой  хронически неустойчивый объект. Это  объективная реальность, с которой  приходится иметь дело.[8]

Качество продукции  оценивается на основе количественного  измерения определяющих ее свойств. Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые  и дают показатели качества. Широко распространена классификация свойств  предметов по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:

- показатели  назначения товара;

- показатели  надежности;

- показатели  стандартизации и унификации;

- эстетические  показатели;

- показатели  транспортабельности;

- патентно-правовые  показатели;

- экологические  показатели;

- показатели  безопасности.[4]

2. Объективные методы  определения показателей  качества

Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод  определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании  технических средств измерений (измерительных  приборов, реактивов и др.).

Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование  приборов и реактивов Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор  проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и  оценивания точности, достоверности  результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.[3]

Измерительным методом определяется большинство  показателей качества, например, масса  изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число  оборотов двигателя. Основными достоинствами  измерительного метода являются его  объективность и точность. Этот метод  позволяет получать легко воспроизводимые  числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.

К недостаткам этого метода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств.

Математическая  обработка данных и анализ результатов  измерений (испытаний). При проведении инструментальной оценки и использовании  полученных результатов следует  учитывать, что результаты измерений  дают приближенное значение измеряемой величины, т.е. могут содержать погрешности.

Погрешности можно  разделить на следующие группы:

Грубые (промахи) связаны с неверными расчетами  или недостаточной тщательностью  в работе. Такие погрешности не являются систематическими, однако они  не случайны, так как не вызваны  влиянием разных многочисленных факторов.[4]

Систематические погрешности вызваны одной или несколькими причинами, действующими по определенным законам. Возникают вследствие применения неисправных приборов, неточных гирь, нарушения методики измерения.

Допустимые приборные  погрешности (инструментальные, аппаратурные), обусловленные несовершенством  конструкции и изготовления правильно  работающего прибора и не противоречащие существующим нормам. Присущи почти  всем приборам, имеющим подвижные  части. Износ и старение материалов, из которых изготовлены детали приборов, - постоянные причины приборных погрешностей. Допустимые приборные погрешности  указываются в паспорте каждого  прибора.

Случайные погрешности  вызываются факторами, которые носят  случайный характер и не поддаются  учету, поэтому вероятность ошибки в ту или иную сторону одинакова.

Ошибки выборки  получаются из-за того, что для определения  показателей качества берется часть  материала, обычно незначительная по сравнению  со всей оцениваемой его массой. Для того чтобы по данным выборки  можно было достоверно судить о показателях  качества всей генеральной совокупности, необходимо, чтобы выборка была репрезентативной (представительной).[1]

Регистрационный метод. Регистрационный метод основан на наблюдении и подсчете числа определенных событий, случаев, предметов или затрат. Этим методом определяют, например, количество отказов за определенный период эксплуатации изделия, затраты на создание и (или) использование изделий, число различных частей сложного изделия (стандартных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами), количество дефектных изделий в партии.

Недостатком этого  метода является его трудоемкость и  в ряде случаев длительность проведения наблюдений. В товароведении этот метод широко применяется при  определении показателей долговечности, безотказности, сохраняемости, стандартизации и унификации, а также патентно-правовых показателей.

Информация о работе Оценка уровня качества