Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:13, контрольная работа
Оценивание качества продукции предполагает количественное или качественное определение меры или степени соответствия отдельных характеристик и качества в целом предъявляемым требованиям. Задачей оценивания является проверка, насколько объекты способны выполнять требования, установленные нормативными документами или потребителем. Так как потребитель нуждается в качественной продукции, следовательно, качество в повседневной жизни есть удовлетворение потребностей потребителя.
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Показатели качества продукции……………………………..………….…....4
2. Оценка уровня качества продукции..…..…………………………………….7
3. Факторы, влияющие на качество продукции………………………………17
Заключение………………………………………………...……………………19
Список источников и литературы…………………………………………..…20
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
2. Оценка уровня качества продукции..…..…………………………………….7
3. Факторы, влияющие на
качество продукции………………………………
Заключение………………………………………………..
Список источников и литературы…………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ГОСТ 15467-79 качество продукции – это совокупность, обуславливающая её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением [1].
Любая мера качества должна помочь нам отвечать на следующие вопросы:
1. Соответствуют ли параметры
изделия требованиям
2. Отвечает ли изделие
всем нормативным и
3. Превосходит ли изделие конкурирующие товары?
Уровень качества продукции – это любая количественная оценка, полученная путём сравнения наблюдаемых значений с заданными значениями.
Оценивание качества продукции предполагает количественное или качественное определение меры или степени соответствия отдельных характеристик и качества в целом предъявляемым требованиям. Задачей оценивания является проверка, насколько объекты способны выполнять требования, установленные нормативными документами или потребителем. Так как потребитель нуждается в качественной продукции, следовательно, качество в повседневной жизни есть удовлетворение потребностей потребителя.
Выбор темы контрольной работы обусловлен желанием изучить на основе литературных данных роль понятия уровень качества продукции, а также рассмотреть процедуру оценки уровня качества продукции в системе управления качеством, так как проблема качества является определяющей в оценке уровня конкурентоспособности товара.
1. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Говоря о качестве продукции,
его улучшении, необходимо знать, каково
достигнутое качество, и иметь
возможности сравнивать его с
качеством аналогичных изделий.
Чтобы улучшить качество, необходимо
измерять его и количественно
оценивать. Тогда можно говорить
о том, в какой степени оно
соответствует потребностям людей,
современным требованиям
В связи с этим основу управления качеством составляет оценка качества продукции. Квалиметрия - новое научное направление в теории и практике управления качеством продукции. Слово квалиметрия образовано от: латинского – какой, какого качества и древнегреческого - мерить, измерять. Следовательно, квалиметрия – это наука об измерении [2].
Она представляет собой науку о количественных методах оценки качества, используемых для обоснования решений при управлении качеством продукции. Квалиметрия разрабатывает принципы и методы сбора, обработки исходных данных и на их основе определяет количественные показатели качества продукции. Оценка качества необходима для аттестации качества продукции, анализа динамики качества, контроля качества, планирования, стимулирования его улучшения и т.д. В квалиметрии широко используются математические методы, особенно статистические, так как многие показатели качества носят вероятностный характер. Но прежде чем перейти к методам измерения качества необходимо рассмотреть свойства продукции, входящие в ее качество, и с помощью чего их можно измерить.
Свойство продукции - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении. Для измерения свойств продукции используются показатели - показатели качества. Показатель качества продукции – количественная характеристика свойств продукции, входящих в состав её качества, рассматриваемые применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.
Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:
· способствовать обеспечению соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения;
· быть стабильными;
· способствовать планомерному повышению эффективности производства;
· учитывать современные достижения науки и техники и основные направления технического прогресса в отраслях народного хозяйства;
· характеризовать все свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Обоснование выбора номенклатуры
показателей качества производится
с учетом назначения и условий
использования продукции; анализа
требований потребителей; задач управления
качеством продукции; состава и
структуры характеризуемых
Цели применения номенклатуры показателей качества продукции устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством продукции. В зависимости от специфических особенностей продукции и условий ее изготовления и использования некоторые, указанные группы показателей качества продукции могут отсутствовать. При необходимости вводятся дополнительные группы показателей, характерные для рассматриваемой продукции.
По способу выражения они могут быть в натуральных единицах (килограммы, метры, баллы, безразмерные), а также в стоимостных единицах.
По оценке уровня качества — базовые, относительные показатели.
По стадии определения — прогнозируемые, проектные, производственные, эксплуатационные показатели.
По характеризуемым свойствам
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Оценка уровня качества продукции представляет совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей.
Оценка качества продукции основана на следующих концепциях:
-качества конструкции, что отражает уровень качества самой конструкции;
-качества исполнения, которая
отражает ту степень, в
-качества соответствия — отражает ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые фирмой, соответствуют внутренним спецификациям.
Существуют следующие методы определения качества продукции:
-измерительный;
-расчетный;
-по источникам информации традиционный, экспертный, социологический;
-органолептический;
-регистрационный;
Измерительный метод основан
на информации, получаемой с пользованием
технических измерительных
Расчетный метод основывается
на использовании информации, получаемой
с помощью теоретических или
эмпирических зависимостей. Этим методом
пользуются при проектировании продукции,
когда последняя еще не может
быть объектом экспериментальных
Органолептический метод строится на использовании информации, получаемой в результат анализа восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. С помощью органолептического метода определяются показатели качества парфюмерных, кондитерских, табачных и других изделий.
Регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Этим методом определяются патентно-правовые показатели и другие.
В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции подразделяют на традиционный, экспертный и социологический.
1. Традиционный метод
осуществляется должностными
2. Экспертный метод оценки
показателей качества
3. Социологический метод
определения показателей
Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих задач:
- планирование повышения
качества и объемов
- выбор наилучших образцов;
- обоснование целесообразности снятия с производства;
- аттестация и контроль качества;
- обоснование возможностей реализации за рубежом;
- оценка научно-технического
уровня разрабатываемых и
- стимулирование повышения качества;
- анализ информации о качестве и др.
На этапе производства
определяются фактические значения
показателей качества продукции
по результатам контроля и испытании,
оценивается уровень качества изготовления
продукции и принимаются
На этапе эксплуатации или потребления оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам эксплуатации или потребления ее принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.
Уровень качества продукции можно охарактеризовать совокупностью единичных и (или) комплексных показателей. Сравнив с базовыми показателями, в зависимости от цели оценки можно сделать выводы.
В целях получения полного представления о качестве продукции, необходимо, прежде всего, количественно выразить все ее свойства, а значит, нужно рассчитать принятые для данного товара единичные и групповые показатели. Значения этих показателей позволяют оценить различные стороны товара. Однако изучение его качества будет незаконченным и неполным, если не дать совокупную, обобщенную и однозначную оценку всех свойств одновременно, не оценить его качество в целом.
При оценке уровня качества используют три метода:
1) дифференциальный;
2) комплексный;
3) смешанный.
Дифференциальным называется метод, основанный на сравнении единичных показателей качества рассматриваемого образца продукции с такими же показателями качества базового образца.
Базовое значение показателя качества продукции – это значение показателя качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке её качества. Выбор базового образца осуществляется в зависимости от цели оценки уровня качества рассматриваемых образцов. В случае, когда целью оценки является принятие решения по результатам испытаний в соответствии с нормативно-техническим документом, согласно которому оцениваемая продукция производится, тогда в качестве базовых показателей используются показатели данного стандарта. Если необходимо оценить качество с точки зрения потребителя, то базовым является наиболее конкурентоспособный образец из рассматриваемых.
Используются два метода сравнения показателей качества продукции:
1. По квалиметрической шкале интервалов, когда из i-го значения показателя рассматриваемой продукции Рi вычитается i-е значение показателя качества базового образца Рi б.
2. По квалиметрической шкале отношений, в этом случае определяют показатели качества К0
К0 = Рi / Рi баз (1)
К0 = Рi баз / Рi (2)
где Рi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;
Рi баз – значение i-го базового показателя;
i – количество показателей качества продукции.
Выбирают ту формулу, при которой увеличение относительного показателя соответствует повышению качества продукции.
Относительные значения показателей
качества не должны отличаться от единицы
в обе стороны более чем
на 20% (0,8< Ki <1,2), поскольку в этих
пределах влияние изменения