Оценка уровня качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Оценивание качества продукции предполагает количественное или качественное определение меры или степени соответствия отдельных характеристик и качества в целом предъявляемым требованиям. Задачей оценивания является проверка, насколько объекты способны выполнять требования, установленные нормативными документами или потребителем. Так как потребитель нуждается в качественной продукции, следовательно, качество в повседневной жизни есть удовлетворение потребностей потребителя.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Показатели качества продукции……………………………..………….…....4
2. Оценка уровня качества продукции..…..…………………………………….7
3. Факторы, влияющие на качество продукции………………………………17
Заключение………………………………………………...……………………19
Список источников и литературы…………………………………………..…20

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине «Управление качеством».docx

— 60.91 Кб (Скачать)

Вместе с тем этот метод  не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе того или иного  товара, т. к. практически всегда по одним качественным параметрам лучше  одна из них, а по другим – другая.

Комплексный метод оценки уровня качества продукции осуществляется с использованием комплексных (обобщённых) показателей качества.

Следует обратить внимание, что комплексная оценка не даёт представления  об отдельных свойствах продукции; комплексные показатели можно получать при разном сочетании единичных  показателей. Поэтому комплексные  показатели должны дополнять, а не заменять отдельные показатели качества.

Комплексный показатель характеризует совокупность взаимосвязанных свойств (сложное свойство) из всего множества свойств, образующих качество продукции и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качество продукции с таким же количеством базовых показателей. Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать качество продукции. Комплексные показатели определяют для усечённого и иерархического "деревьев" свойств качества [3].

С точки зрения оценивания качества, качество представляют в  виде иерархической структуры "деревьев свойств". На самом низком (нулевом) уровне "иерархического дерева свойств" находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства.

В свою очередь каждое из этих свойств так же может состоять из некоторого числа еще менее  общих свойств, лежащих на еще  более высоком втором уровне иерархии и т. д. Так образуется иерархическое «дерево свойств», или «дерево характеристик», число уровней рассмотрения которого может неограниченно возрастать (рис. 2.1). Строя иерархическую структуру свойств, желательно подняться до такого высокого m-уровня рассмотрения, на котором находятся неразлагаемые на какие-либо другие наименее общие, так называемые простые свойства. Простые свойства являются таковыми в данный момент при данном уровне значений. В большинстве случаев простые свойства могут подвергаться различным физическим измерениям.

В "дерево свойств" не следует включать показатели, находящиеся в функциональной зависимости с другими показателями "дерева". Выбор единичных показателей качества обосновывают.

 

 
 
           Рис. 2.1. Иерархическое «дерево свойств» качества, или                             «дерево характеристик»

 

Таким образом, качество характеризуется  иерархическим многоуровневым комплексом характеристик («дерево характеристик»), которые относятся к способности удовлетворить потребности. 

Качество, как сложное  свойство, может рассматриваться  как большая система, что позволяет  применить методологию системного подхода при проведении исследований. Простые свойства продукции играют роль элементов большой системы. Пример структуры свойств качества конструкции бытовой электронной  аппаратуры (иерархическое дерево свойств) приведен на (рис. 2.2). 

 

 
 
 
Рис. 2.2. Иерархическое дерево свойство бытовой электронной аппаратуры 

 

Отдельные свойства, составляющие иерархическую структуру качества, путем измерений или вычислений могут получать численные характеристики Рij. Назовем их абсолютными показателями качества этих свойств. (j – число  свойств, лежащих на i-м уровне; j = 1,2,…, n). 

Относительный показатель качества представляет собой функцию абсолютного  показателя качества Pij и базового Pijбаз.  
 
 
или  

 

Таким образом, могут производиться  действия двух видов: нахождение абсолютного  показателя Pij и определение относительного показателя качества Кij. 

После составления списка показателей, их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие.

Расчёт комплексного показателя качества требует определения коэффициентов  весомости. Комплексными показателями качества являются главные, интегральные и средневзвешенные. Когда это  возможно, для оценки используется главный показатель, который наиболее полно отражает основное назначение продукции.

Главный показатель  характеризует основное или одно из основных сложных свойств товара, зависящее от ряда его важных простых свойств.

Получаемая с помощью  главного показателя характеристика  качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства товара и дает важнейшую оценку ее качества. Однако практически невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество [6].  

Средневзвешенный показатель основан на использовании математических методов определения средней величины единичных показателей. Его применяют в тех случаях, когда качество характеризуется большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все — то обобщающий.

Средняя арифметическая взвешенная

К = У МjКj   (3)

Средняя геометрическая взвешенная

G = П KjM    (4)

Средняя гармоническая взвешенная

Н = 1 / [У Mj / Kj]  (5)

где Мj – весомость показателя качества;

Кj – относительный показатель качества.

Основным преимуществом  комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность одновременного учета любых и в любом количестве единичных показателей.

Наиболее полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий  всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом  их осуществления - полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции.

Интегральный показатель качества – это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или обратное соотношение. Однако на формирование этих свойств израсходованы определённые средства. Значит, косвенно и они влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную экономическую оценку качества. Все это убедительно свидетельствует о необходимости рассматривать интегральный показатель качества как наиболее важный для измерения уровня качества машины [8].     

 

 

3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

 

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные  факторы, как внутренние, так и  внешние.

К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы - самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы - связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы - обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы - в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы - в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

Все эти факторы   связаны между собой и влияют на качество продукции [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Качество продукции является важнейшей экономической категорий  рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.

Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управления качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции. Производится разностороннее изучение и оценка показателей качества продукции, так как система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.

В данной контрольной работе было раскрыто многообразие направлений оценки показателей качества продукции, оценена их роль в системе управления качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

2. Амиров Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции / Ю.Д. Амиров. – М.: Издательство стандартов, 1996.

3.  Круглов М.Г. Менеджмент систем качества / М.Г. Круглов. – М., 1997.

4.  Маркетинг:Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1996.

5.  Моисеева Н.К., Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. – М: Внешторгиздат, 1993.

6. Основы управления качеством продукции / Т.М. Полховская, Ю.А. Карпов, В.П. Соловьев. М.: 1990.

7. Семичастнова Е.Н. Управление качеством / Е.Н. Семичастнова. - Обнинск, 2000.

8.  Управление качеством. Учебник. / С.Д. Ильенкова и др. - М.: ЮНИТИ, 2004.


Информация о работе Оценка уровня качества продукции