Профессиональное эмоциональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть проблему профессионального эмоционального «выгорания» в деятельности специалиста по социальной работе.
Объект: профессиональная деятельность специалиста по социальной работе.
Предмет: факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Файлы: 1 файл

Галина Профес выгорание.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 


 


        

 

 

Факультет гуманитарный

 

Кафедра ЗХТФ

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) «ВЫГОРАНИЕ»

Курсовая работа по дисциплине «Организация и администрирование в социальной работе»

(СРС.77000.***. КР) – последние 3 цифры номера зачетки

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

                                                                           ________________

      (подпись)

___________________________

(оценка, дата)

 

Разработал:

 

Студент группы

_____________

             (подпись)

___________________________

                 (дата)

 

 

 

 

 

 

Красноярск - 2014 г.


 

 Реферат

 

Курсовая работа выполнена на тему: «Профессиональное (эмоциональное) «выгорание».

    Цель: рассмотреть проблему профессионального эмоционального «выгорания» в деятельности специалиста по социальной работе.

  Объект: профессиональная деятельность специалиста по социальной работе.

 Предмет: факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

    В первой главе рассматриваются теоретические аспекты феномена  «синдром профессионального (эмоционального) «выгорания»: сущность  профессионального «выгорания» и основные теоретические подходы к изучению данного феномена, распространенность синдрома в профессиях «человек - человек», симптомы синдрома «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его развитие, а так же стадии эмоционального «выгорания».

Во второй главе представлена специфика феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника, а именно: факторы и особенности синдрома применительно в социальной работе, а так же профилактика и лечение синдрома  профессионального (эмоционального) «выгорания»

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс, социальная работа, когнитивный, дегуманизация, психогигиена.

    Методы исследования: выборка статей по представленной тематике, анализ учебно-методической литературы.

    Курсовая работа выполнена на 37 страницах текста с использованием 21 источников литературы.

 

Содержание

 

Введение…………………………..………………………………………................4

1 Теоретические аспекты явления  «синдром профессионального (эмоционального) «выгорания»…………………………………………………….7

1.1 Сущность  профессионального «выгорания» и основные теоретические подходы к изучению данного феномена …………………… ………….……..7

1.2 Распространенность синдрома в профессиях «человек - человек»..........12

1.3 Симптомы синдрома «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его развитие……………………………………………………..14

1.4 Стадии эмоционального «выгорания»…………………………………….19

2 Специфика феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности социального работника ………………………….………………...21

       2.1 Факторы и особенности синдрома применительно в социальной работе…………………………………………………………………………..21

  2.2 Профилактика и лечение синдрома  профессионального (эмоционального) «выгорания»………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………….…...………….…34

Библиографический список …………………………………………………….…36

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. 

Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника [5; С.58].

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек — человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания» или феномен «эмоционального выгорания», проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором» [15; С.302]. 

По мнению  исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания». На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению стрессоустойчивости  в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы.

Проблематика являения профессионального – эмоционального выгорания весьма  актуальна в настоящее время. Выявление причин и путей решения данной проблемы занимались такие ученые как К. Маслач, В.В. Бойко,  Х. Дж. Фрейденбергер, Е. Махер, К. Кондо,  П. Торнтон, Е. Махер А. Пайнс, К. Роджерс. Общие направления нарушения профессионального развития и его конкретные проявления, связанные с появлением негативных симптомов и качеств личности под влиянием особых условий деятельности и перегрузок, нашли отражение в трудах: Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского.

Курсовая работа выполнена  на тему: «Профессиональное (эмоциональное) «выгорание».

Целью курсовой является рассмотрение проблемы профессионального эмоционального  «выгорания» в деятельности специалиста по социальной работе.

  Объектом курсовой выступает профессиональная деятельность  специалиста по социальной работе.

 Предметом  являются факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Задачи поставленные при рассмотрении темы курсовой работы:

1. Проанализировать  сущность профессионального «выгорания» и основные теоретические подходы к изучению данного феномена;

2. Рассмотреть  распространенность синдрома в профессиях «человек - человек»;

3. Выяснить основные  симптомы синдрома «эмоционального выгорания» и факторы, влияющие на его развитие;

4. Ознакомится  со стадиями эмоционального «выгорания»;

5. Рассмотреть факторы и особенности синдрома применительно в социальной работе

6. Ознакомиться  с профилактикой и лечением  синдрома  профессионального (эмоционального) «выгорания»

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты явления  «синдром профессионального (эмоционального) «выгорания»

1.1 Сущность  профессионального «выгорания» и основные теоретические подходы к изучению данного феномена

 

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «выгорания», выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и чувства опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную работу [20; С.145]. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой и негативном отношении к себе как к личности. Прослеживаются тесные связи между личной значимостью производственных задач и продуктивностью деятельности, намерением уйти с работы и интегральным показателем «выгорания», прогулами и деперсонализацией; плохими отношениями с семьей и друзьями и деперсонализацией, психосоматическими заболеваниями и эмоциональным истощением, значимостью работы и личными достижениями, употреблением алкоголя и личными достижениями.

Синдром эмоционального «выгорания»  - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.

Синдром эмоционального «выгорания»   - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания» [10; С.148].

Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда данное явление  (в иностранной литературе – «burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Большой интерес к данному феномену привлекли  в конце XX века, как к специфическому виду профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми.

Термин «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами, клиентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально данный термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной беспомощности. Затем феномен был детализирован, в результате чего выделился его синдром [2; С.25].

В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром «эмоционального выгорания» некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание). В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушения сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая «эмоциональное выгорание» не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко).

В. В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. В. В. Бойко описывает различные симптомы «выгорания»: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [3; С.100].

Информация о работе Профессиональное эмоциональное выгорание