Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:10, курсовая работа
Цель: рассмотреть проблему профессионального эмоционального «выгорания» в деятельности специалиста по социальной работе.
Объект: профессиональная деятельность специалиста по социальной работе.
Предмет: факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
Существенная роль в борьбе с синдромом отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности [11; С.255]:
- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);
- использование перерывов, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома);
- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома.
В целях направленной профилактики синдрома следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- не пытаться быть «лучшим» всегда и во всем.
Заключение
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы, так как социальные работники оказывают поддержку людям, попавшим в беду, работают с трудными семьями «группы риска» и подростками, с семьями алкоголиков и наркоманов. Именно в данной профессии снижение эмоционального выгорания является действительно актуальной проблемой.
Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника [21; С.2].
Социальным работникам, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен данный синдром, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности.
Через психологические особенности личности социального работника осуществляется процесс упорядоченного, осознанного влияния субъективного фактора на социальные процессы в обществе, личность и личные качества социального работника позволяет повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических ресурсах.
На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «выгорания». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Если личная жизнь не дает достоверных оснований для самоуважения и доказательств значимости, то «выгоревшие» люди еще с большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психической зависимостью от нее ведет к накоплению последствий стресса и истощению запасов жизненной энергии человека.
С синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в сфере «помогающих» профессий. Помочь в преодолении «эмоционального выгорания» может как индивидуальная психогигиена, так и создание профилактических и «обновляющих» программ представляет собой очень перспективный и эффективный вид помощи «выгорающим» работникам.
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.
Библиографический список
Информация о работе Профессиональное эмоциональное выгорание