Профессиональное эмоциональное выгорание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: рассмотреть проблему профессионального эмоционального «выгорания» в деятельности специалиста по социальной работе.
Объект: профессиональная деятельность специалиста по социальной работе.
Предмет: факторы, влияющие на формирование эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Файлы: 1 файл

Галина Профес выгорание.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Существенная роль в борьбе с синдромом отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома, но и достичь снижения степени его выраженности [11; С.255]:

- определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

- использование перерывов, что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома);

- эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

- поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома.

В целях направленной профилактики синдрома следует:

- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

- не пытаться быть «лучшим» всегда и во всем.

Заключение

 

Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, важно в современной жизни. Особенно актуальна данная проблема в сфере социальной работы, так как социальные работники оказывают поддержку людям, попавшим в беду, работают с трудными семьями «группы риска» и подростками, с семьями алкоголиков и наркоманов. Именно в данной профессии снижение эмоционального выгорания является действительно актуальной проблемой.

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки»  или «освобождения» от них. Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника [21; С.2].

Социальным работникам, по роду деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен данный синдром, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности.

Через психологические особенности личности социального работника осуществляется процесс упорядоченного, осознанного влияния субъективного фактора на социальные процессы в обществе, личность и личные качества социального работника позволяет повысить действенность социальной политики при имеющихся для этого у государства экономических ресурсах.

На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет  группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

Выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «выгорания». Жертвы выгорания могут испытывать неуверенность в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Если личная жизнь не дает достоверных оснований для самоуважения и доказательств значимости, то «выгоревшие» люди еще с большим усердием пытаются найти подтверждение смысла своей жизни и самоактуализироваться в работе. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психической зависимостью от нее ведет к накоплению последствий стресса и истощению запасов жизненной энергии человека.

С синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в сфере «помогающих» профессий. Помочь в преодолении «эмоционального выгорания» может как индивидуальная психогигиена, так и создание профилактических и «обновляющих» программ представляет собой очень перспективный и эффективный вид помощи «выгорающим» работникам.

Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. - 1985. - №6. – 145 с.
  2. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»//Вестник МГУ. - Cер.14 Психология. - 2005. - №1. -            89 с.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154с.
  4. Гуслякова, Л.Г. Введение в теорию социальной работы  [Текст] / Л.Г. Гуслякова. – Барнаул: Форест, 1995. – 217 с.
  5. Золотарева, Т.Ф. Практика в системе подготовки специалистов  социальной работы в ВУЗе [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т.Ф.Золотарева– 2- е изд. - М.: Дашков и К, 2006. - 128 с.
  6. История социальной работы за рубежом и в России (с древности и до начала 20 в) [Текст]: учеб. пособие  / В.К. Кузьмин, Б.А. Сутырин. – 3-е изд. испр. и доп.- М.: Академ – проект, 2005. – 624 с.
  7. Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов. - М.Ростов н/Д : Издат.-торговая корпорация «Дашков и К», Наука - Пресс, 2007. - 178 с.
  8. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - №11. – 74 с.
  9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал. - 2001. - № 1. – 105 с.
  10. Осипов, Г.В. Социология: основы общей теории [Текст]/Под ред. Осипова Г.В. – М.: "Аспект-пресс", 1998. – 271 с.
  11. Основы социальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Соц. Педагогика» / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Академия, 2007. - 283 с.
  12. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы : избр. работы 1991-2005 гг. [Текст]: учеб. пособие / П. Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2006. - 476 с.
  13. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация/Под ред. Л.В. Молчадской. - М.: Б.И., 2006. -  158 с..
  14. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск//Вестник Московского ун-та, серия «Психология». - 2000. - №3. – 74 с..
  15. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. Е.И. Холостовой. -   М.: Юрист, 2000. - 424с.                                  
  16. Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко. Сост.: Е.П. Агапов, В.И. Акопов, В.Д. Альперович, А.О.Бухановский и др... – М.: Контур, 1998. – 480 с.
  17. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с
  18. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие / под ред. П.Д. Павленка. - М. : Дашков и К, 2008. - 608 с.
  19. Филиппова Г.П. Личностно-профессиональные особенности социального работника//Работник социальной службы. - 2000. - .№1. – 202 с.
  20. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Акад. Проект, 2007. - 510 с.
  21. Шевеленкова Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной характеристики//Социальная работа. - 1997. - №2. – 98 с.

 


Информация о работе Профессиональное эмоциональное выгорание