Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
1.Предупреждающая фаза – чрезмерное участие (активность, чувство незаменимости), истощение (чувство усталости, бессонница).
2.Снижение уровня собственного участия – по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии), по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности).
3.Эмоциональные реакции – депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки), агрессия (обвинение других, подозрительность, конфликты с окружением).
4.Фаза деструктивного поведения – сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество).
5.Психосоматические реакции – снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.
6.Разочарование – отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.
Анализируя фазы развития синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома эмоционального выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания. Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который рассматривает пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создаёт угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.
Таким образом, специфика условий труда в комплексе с эмоциональной сдержанностью и слабой мотивацией эмоциональной отдачи являются пусковым механизмом в формировании синдрома эмоционального выгорания.
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских сестер
Существует много определений понятия «эмпатия», вот некоторые из них.
Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [39].
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость и боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации [39].
В повседневной жизни под эмпатией врачи подразумевают генетически врожденную, развитую в той или иной степени у разных людей, способность человека представлять себя на месте другого индивидуума с психологическим проникновением в его чувства, желания, идеи и поступки. Теория «вчувствования» в объект находит подтверждение и получает все большее распространение и в других сферах человеческой деятельности [51].
Термин «эмпатия» был введен в 1909 году американским психологом Э. Титченером, который обобщал близкие ему по содержанию философские и этические концепции симпатии и сострадания (Юм, Смит, Шопенгауэр и др.). Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновении с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает [51].
Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличии от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли. Эмпатию отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и подсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне жаль вас»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я с вами»). Эмпатия как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент–центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности [39].
Первоначальный, соотнесенный с эстетическими переживаниями, термин «эмпатия» из сферы искусства перекочевал в медицину, затем в психологию обыденной жизни, и, наконец, вообще в сферу познания. Использование эмпатиии является важной составной частью всех методов психологического консультирования и воздействия. Данные современной психологии позволяют выделить в качестве основы эмпатической реакции процесс моторно-кинестетической идентификации – неосознанное уподобление мышечных и тонических состояний субъекта выразительным особенностям объекта восприятия. Только несведущий человек может вообразить, что ученый или писатель пишет исключительно «мозгами». На самом деле, процесс творчества происходит всеми внутренностями организма, со всеми вытекающими отсюда медицинскими последствиями: учащенным сердцебиением, повышением давления, всевозможными гримасами тела и души и т. п. Посмотрите в зоопарке, с каким самозабвением обезьяна пытается достать с помощью ветки подвешенный к потолку банан – не такие же муки творчества испытывает шахматист, решающий сложную этюдную задачу? Или врач устанавливает контакт с больным? Или мужчина пытается понять женщину, а женщина мужчину при общении?
В силу закономерной связи качества переживаемых эмоций с моторикой субъекта создается возможность как прямого сопереживания людей, возникающего в результате неосознанного воспроизведения одним человеком выразительных мимических действий другого, так и с более сложной предметно-опосредованной искусственной средой.
Эмпатические реакции, таким образом, позволяют:
1) получать удовольствие от восприятия общности между самим собой и объектом переживания;
2) осуществлять самопознание в результате объективации собственного «Я» в предмете восприятия.
Эмпатические реакции лежат в основе альтруистического поведения людей за счет соучастия в эмоциональных переживаниях себе подобных. Исходя из определений, в упрощенном виде можно даже выписать следующую простую формулу: эмпатия + симпатия = любовь [30].
Эмпатия – чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эмпатия составляет ключевой момент в работе психотерапевтов, преподавателей, священнослужителей и представителей других профессий, имеющих главным содержанием воздействия на людей [26].
Данный вывод относится и к медицинским сестрам. Они ежедневно взаимодействуют с больными людьми и их родственниками, постоянно соприкасаются с чужой болью и нередко - с безысходностью, негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию. Ответственность за жизнь и здоровье других людей предъявляет повышенные требования к их профессиональной компетентности.
Один из принципов работы медсестры гласит: «медсестра должна быть эмпатичной». При этом эмпатичность часто превращается в качество, которым человек должен обладать независимо от обстоятельств. На деле, способности к эмпатии у одной и той же медсестры различны в каждой конкретной ситуации, с каждым конкретным пациентом. При этом важно иметь в виду, что состояние медсестры не может быть идентично состоянию пациента. Конечно, медсестра должна уметь «настраиваться на волну» пациента, однако это не означает, что она должна переживать то же, что и пациент. В погоне за эмпатией, которую теперь уже стоит называть «псевдоэмпатией», медсестра забывает о не менее важном принципе «искренности», ведь переживать несуществующие чувства означает вводить в заблуждение себя и пациента. Но, возможно, эта ложь необходима ему, ведь, разделяя свои чувства с медсестрой, пациент перестает ощущать себя наедине со своими бедами.
Наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, медсестре нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало «эмоционального топлива» уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента. Чаще всего медсестра не решается высказывать пациентам подобные «неподходящие» переживания, руководствуясь формулой «не навреди» и своими представлениями о вреде и пользе. В других случаях медсестра не хочет разрушать установившиеся добрые отношения, испортить впечатление пациента о себе и службе в целом. Иногда медсестра скрывает «неприемлемые чувства» не только от пациента, но и от себя. Тем не менее, как бы неуместны эти переживания ни были, они существуют, и результаты их существования дают о себе знать в виде симптомов «сгорания».
Наравне с эмпатичностью медсестры должны обладать и эмоциональной устойчивостью. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий. Как показано И. Харди, медицинские сёстры имеют разные типы эмоциональности. Так называемая «сестра-рутинёр» не сопереживает больным, не сочувствует им. Тип «нервной сестры» склонен к эмоциональной нестабильности, к невротическим реакциям. Они раздражительны, вспыльчивы, выглядят хмурыми, их преследует страх заразиться или заболеть тяжёлой болезнью. Пожалуй, только сестра «материнского» типа отвечает требованиям своей профессии: она эмпатична и заботлива [21,с.387].
Негативные эмоции (страх, раздражение, отчаяние), возникающие у медсестры во время или после работы, часто связывают с негативными переживаниями пациента. Плохое состояние медсестры является как бы следствием «эмоциональной вовлеченности» в негативные переживания пациента. В основе лежит «заражение», то есть идея «непосредственного перехода» эмоций пациента к медсестре. Но это прямолинейное объяснение уводит в сторону от более сложных и тонких процессов, происходящих при встрече с пациентами, находящимися в кризисной ситуации. Даже поверхностный анализ «негативных переживаний» медсестры обнаруживает, что они являются внешним выражением различных менее осознаваемых состояний самого специалиста. Примером может служить страх медсестры предстать перед пациентом и собой беспомощной и некомпетентной.
Существует миф «о жертвенности», которая способствует зарождению синдрома эмоционального выгорания. В нашей культуре жертвенность почти приравнена к святости. Кстати, «жертвующий» нередко подсознательно в глубине души ожидает награды за свою жертву. И со временем его начинает подтачивать обида на тех, кто не оценил его усилий, не сказал спасибо за сделанное. Вообще существуют четыре «ядовитых» чувства, которые составляют эмоциональную сторону «синдрома выгорания»: вина перед собой и другими за то, что не сделал, не успел; стыд (не так получилось, не имел права на ошибку, должен всегда быть правильным); обида (о ней только что говорилось); страх (не получится, не поймут).
Таким образом, эмпатия личности, или ее эмпатический потенциал, имеет социально-психологическую природу и играет важную роль в общении, выполняя функции познания, отражения людьми друг друга и установления взаимопонимания в процессе взаимодействия. Эмпатия способствует адекватному отражению и восприятию образа собеседника, регулирует поведение личности, делая возможным доверительные, открытые и продуктивные отношения между людьми.
Можно предположить, что, зная личностные качества (эмпатия, сдержанность, внимательность и т. п.), оказывающие существенное влияние на формирование синдрома эмоционального выгорания, медсестра может стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по его предупреждению и устранению, научиться вносить перемены в свою повседневную жизненную «рутину».
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания
Проблема профилактики эмоционального выгорания в достаточной степени актуальна на сегодняшний день, так как своевременно проведенные профилактические мероприятия могут нивелировать влияние негативных психических переживаний и состояний человека, связанных с профессиональной деятельностью, и предотвратить развитие психофизического истощения.
Иногда, при высоком уровне «эмоционального выгорания», необходимо психотерапевтическое вмешательство или кардинальная смена сферы деятельности, но все же существуют некоторые рекомендации, эффективные как для профилактики «выгорания», так и для коррекции уже «выгорающей» личности.
Модель предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления:
1. Повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры);
2. Обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций;
3. Тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;
4. Антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения способами саморегуляции;
5. Планирование личной и профессиональной карьеры [14,с.459].
Для того чтобы понять особенности влияния социально-психологического тренинга на личностную структуру человека необходимо разобраться в его основных направлениях воздействия: под социально-психологическим тренингом в психологии понимается область практики, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении [10].