Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:18, дипломная работа
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….................................11
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….18
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе…………………………………………….......................31
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...…......52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….………....56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1........................................................................................................61
Приложение 2........................................................................................................66
Приложение 3........................................................................................................69
Проявление синдрома эмоционального выгорания
у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии
Дипломная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания
в психолого-педагогической литературе…………………………………...6
I.2. Механизмы и факторы формирования синдрома эмоционального
выгорания……...……………………………………….
I.3. Эмпатия как составляющая личностных характеристик медицинских
сестер …………………………………………………………………….….
I.4. Меры профилактики синдрома эмоционального выгорания...............23
Выводы по I главе……………………………………………........
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эипатии
II.1. Организация и методы исследования…………….…………….….33
II.2. Анализ и интерпретация результатов ………….…………………….36
II.3. Программа мероприятий по психологической профилактике
синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер…………...47
Выводы по II главе……………………………………..…..………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.............................
Приложение 2.............................
Приложение 3.............................
ВВЕДЕНИЕ
Наверное каждому человеку знакомо состояние, когда работа кажется смертельно скучной, всё валится из рук, хочется уйти и ничего больше не видеть и не слышать. Если подобное чувство возвращается снова и снова, то скорее всего это первые признаки синдрома эмоционального выгорания.
Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием как другой человек» (Ронгинская Т.И., 2002), - эта метафора лежит в основе возникновения психологического явления - синдрома эмоционального выгорания.
Истоки изучения данного комплекса психических состояний и переживаний впервые можно встретить в работах западных ученых - X. Фрейденберга, К. Маслач, С. Джексона. В отечественной науке «выгорание» как самостоятельный объект исследования начал изучаться сравнительно недавно. Теоретические аспекты, связанные с определением понятия и основными подходами к его изучению, были описаны В.В. Бойко, В.Е. Орлом, Н.Е. Водопьяновой, А.Г. Абрамовой.
Феномен эмоционального выгорания описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми. Симптомы выгорания указывают на характерные признаки длительного стресса и психической перегрузки, сопровождающие профессиональную деятельность, основой которой является межличностное взаимодействие. В процессе развития синдрома эмоционального выгорания происходит изменение отношения к профессиональной деятельности до безразличного и даже отрицательного, нарушаются контакты с людьми, подавляются гуманные формы поведения. Все без исключения исследователи указывают на то, что выгорание создает угрозу как для личностного и профессионального развития, так психического и соматического здоровья человека. Данные ряда авторов (В.Е. Орел, 2001, Д.Г. Трунов, 2003, Г.А. Макарова, 2005, О.Н. Доценко, 2008) позволяют рассматривать синдром выгорания как форму профессиональной деформации личности, отрицательно сказывающейся на коммуникативной стороне деятельности специалиста.
Особое место в зоне риска по возникновению синдрома эмоционального выгорания занимает медицинская сестра, рабочий день которой – это теснейшее общение с людьми, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями (больные, как известно, не слишком жизнерадостные люди), медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное психическое напряжение. Чтобы не пропустить опасный поворот, за которым её ждёт эмоциональное выгорание, медсестре необходимо знать его главные симптомы.
Проблема выявления синдрома эмоционального выгорания и нахождение путей гармонизации личностных характеристик у медицинских сестер является востребованной и актуальной, поскольку результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения возможна лишь при высоком потенциале их здоровья.
Цель исследования заключалась в изучении проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: проявление синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным уровнем эмпатии.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что:
- предрасположенность медицинских сестер к возникновению синдрома эмоционального выгорания зависит от уровня выраженности эмпатии в структуре их личности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
3. Выявить зависимость синдрома эмоционального выгорания от уровня эмпатии у медицинских сестер.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2.Тестирование: методика "Диагностика уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко [7]; "Исследование уровня эмпатийных тенденций" (И.М. Юсупов) [43].
3. Методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: ГУЗ «Онкологический диспансер, г. Бийск». В исследовании приняли участие медицинские сёстры хирургических отделений №1 и №2 в количестве 28 человек в возрасте от 25 до 50 лет.
Проблема «эмоционального выгорания» представляет для нас не только научный интерес, но и большую практическую значимость, поскольку позволяет использовать полученные данные в системе психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий в деятельности психолога учреждения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.
Апробация результатов исследования. Данные экспериментального исследования были представлены и обсуждались на конференции медицинских сестер, посвященной проблеме профилактики синдрома эмоционального выгорания (ГУЗ «Онкологический диспансер, г. Бийск», сентябрь, 2011).
Структура: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы предрасположенности к синдрому эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной науке
I.1. Основные подходы к изучению проблемы эмоционального выгорания в психолого-педагогической науке
Синдром эмоционального выгорания широко исследуется в зарубежной психологии уже более 30 лет. В России первые исследования на тему эмоционального утомления у врачей, медсестер, учителей были предприняты еще в 20-х годах прошлого века. Но потом эта тема долгое время была под запретом. Отечественные психологи стали открыто изучать и обсуждать синдром эмоционального выгорания сравнительно недавно, уже после публикаций на эту тему в зарубежной литературе.
Впервые термин «burnout» - «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденберг в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [12]. Первоначально под «синдромом эмоционального выгорания» подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позднее симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет не только психического компонента, но и психосоматического. Исследователи все больше стали связывать синдром «burnout» с психосоматическим самочувствием, соотнося его с состоянием «предболезни» [9]. Причины «синдрома выгорания» следует искать в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком. Специалисты считают, что длительный стресс, связанный с хроническим воздействием негативных факторов («стресс жизни», по выражению Г. Селье [7]), даже если их интенсивность невелика, воздействует значительно тяжелее, чем сильные, но однократные стрессоры.
Ряд исследователей считает основными предпосылками возникновения синдрома выгорания наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.). Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.
Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижение их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [7]. Как считает Н.Е. Водопьянова [12], синдром выгорания - это долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. По мнению Г.А. Макаровой [31], синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
А. Пайнс описывала выгорание как «состояние физического, эмоционального и психического истощения, которое является результатом долгого воздействия ситуаций с высокими эмоциональными требованиями». Изначально А. Пайнс применяла такое определение понятия «выгорания» к работникам сферы услуг, а к работникам других профессий - понятие «утомленность» с таким же определением [17].
Некоторые из авторов, в том числе М. Кинг, возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине — дистимией), либо как Л. Морроу рассматривали его как «странную психиатрическую химеру».
Другие устанавливали связи с существующими моделями, например, А. Хобфол, Дж. Фриди - с теорией общего стресса, Бандура - с моделью самоэффективности и компетентности, Адлер - с психодинамикой беспомощности y представителей помогающих профессий [17].
В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой возможность психического выгорания ограничивается представителями коммуникативных профессий. Эти же авторы разработали опросник «MBI». В соответствии с их подходом синдром психического выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других [14, с.445].
Большинство исследователей согласны с тем, что главным компонентом выгорания является эмоциональное истощение, но они не уверены в том, какую роль играют 2 дополнительных компонента, которые выдвинула К. Маслач: деперсонализация (или цинизм) и снижение стремления к личным достижениям (или профессиональная эффективность).
Японские исследователи считают, что для определения эмоционального выгорания к трёхфакторной модели К. Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлечённость), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью, а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение) [14].
Большинство специалистов признает необходимость учёта именно трёх составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен (например, исключение фактора «редуцирование персональных достижений» сближает синдром эмоционального выгорания с депрессией) [14].