Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Психология. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.doc

— 415.50 Кб (Скачать)
ext-align:center"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Диагностика уровня эмоционального выгорания

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Вопросы

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

2

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

3

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

4

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

5

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

6

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

7

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

8

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

9

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг

10

Моя работа притупляет эмоции

11

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

12

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

13

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

14

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

15

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

16

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

17

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

18

Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

19

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

20

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено

21

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

22

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

23

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

24

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

25

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

26

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

27

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п.

29

Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

30

В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»

31

Я охотно рассказываю домашним о своей работе

32

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

33

Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу

34

Я очень переживаю за свою работу

35

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

36

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

37

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

38

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

39

Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

40

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

41

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

42

Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно

43

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

44

Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой

45

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

46

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души

47

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

48

После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

49

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

50

Успехи в работе вдохновляют меня

51

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

52

Я потерял покой из-за работы

53

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)

54

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

55

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

56

Я часто работаю через силу

57

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

58

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

59

Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

60

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

61

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

62

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

65

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

66

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

67

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

68

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

69

Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

70

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

71

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

72

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

73

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

74

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

75

Моя карьера сложилась удачно

76

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

78

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах

79

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

80

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

81

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

82

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

83

Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

84

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье


Модифицированный тест

Вопросы

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

2

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

3

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

4

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

5

Теплота взаимодействия с  учащимися и коллегами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

6

От меня как профессионала мало зависит благополучие моих учеников

7

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

8

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы учащихся/коллег (свернуть взаимодействие)

9

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать учащимся то, чего требует профессиональный долг

10

Моя работа притупляет эмоции

11

Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе в школе

12

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

13

Взаимодействие с учащимися и коллегами требует от меня большого напряжения

14

Работа с детьми приносит все меньше удовлетворения

15

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

16

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать учащемуся или коллеге профессиональную поддержку, услугу, помощь

17

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на  контакты с детьми и др.учителями, администрацией школы

18

Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с учащимися

19

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

20

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю  учащимся и коллегам внимания меньше, чем положено

21

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

22

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии  коллег, учащихся, администрации, родителей

23

Профессиональное общение  побудило меня сторониться людей

24

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или  учащихся у меня портится настроение

25

Конфликты или разногласия с коллегами или учащимися отнимают много сил и эмоций

26

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с учащимися

27

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п.

29

Если учащийся или коллега по работе мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

30

В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»

31

Я охотно рассказываю домашним о своей работе

32

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

33

Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к школьникам, но не могу

34

Я очень переживаю за свою работу

35

Учащимся отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

36

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

37

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

38

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

39

Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

40

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

41

Бывают дни, когда контакты с учащимися складываются хуже, чем обычно

42

Я учитываю особенности учащихся хуже, чем обычно

43

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

44

Я обычно проявляю интерес к личности человека не только в связи с работой

45

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

46

Я иногда ловлю себя на том, что работаю без души

47

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

48

После общения с неприятными  учащимися или коллегами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

49

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

50

Успехи в работе вдохновляют меня

51

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

52

Я потерял покой из-за работы

53

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны учащихся, родителей, администрации, коллег

54

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с учащимися не принимаю близко к сердцу

55

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

56

Я часто работаю через силу

57

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к коллегам и учащимся, чем теперь

58

В работе руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

59

Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

60

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

61

Контингент учащихся, с которым я работаю, очень трудный

62

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

65

Иногда я поступаю со своими учащимися так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

66

Я осуждаю тех, кто рассчитывает на особое снисхождение, внимание

67

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

68

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

69

Состояние, просьбы, потребности школьников и их родителей обычно меня искренне волнуют

70

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

71

Работа с людьми очень разочаровала меня

72

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

73

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

74

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

75

Моя карьера сложилась удачно

76

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77

Некоторых из своих  учащихся, родителей, коллег я не хотел бы видеть и слышать

78

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах

79

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

80

Если предоставляется случай, я уделяю учащемуся, коллеге меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

81

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

82

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

83

Работа  в школе плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

84

Работа  в школе явно подрывает мое здоровье


КЛЮЧ

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)

Неудовлетворенность собой:

—2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)

«Загнанность в клетку»:

+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)

Тревога и депрессия:

+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)

Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

+9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10–15 баллов — складывающийся симптом;

16–19 баллов — сложившийся симптом;

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37–60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен