Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа
Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Приложение
Диагностика уровня эмоционального выгорания
«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»
Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.
Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
№ | Вопросы |
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться |
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры |
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) |
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) |
5 | Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого |
6 | От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров |
7 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался |
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие) |
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг |
10 | Моя работа притупляет эмоции |
11 | Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе |
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой |
13 | Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения |
14 | Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения |
15 | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность |
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь |
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты |
18 | Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером |
19 | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше |
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено |
21 | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение |
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров |
23 | Общение с партнерами побудило меня сторониться людей |
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение |
25 | Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций |
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами |
27 | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной |
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п. |
29 | Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания |
30 | В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла» |
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе |
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) |
33 | Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу |
34 | Я очень переживаю за свою работу |
35 | Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности |
36 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль |
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем |
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям |
39 | Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе |
40 | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние |
41 | Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно |
42 | Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно |
43 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми |
44 | Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой |
45 | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении |
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души |
47 | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого |
48 | После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие |
49 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки |
50 | Успехи в работе вдохновляют меня |
51 | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной) |
52 | Я потерял покой из-за работы |
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов) |
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу |
55 | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции |
56 | Я часто работаю через силу |
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь |
58 | В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье |
59 | Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать |
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание |
61 | Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный |
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю |
63 | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив |
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы |
65 | Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной |
66 | Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание |
67 | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами |
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился |
69 | Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют |
70 | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций |
71 | Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня |
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства |
73 | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко |
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств |
75 | Моя карьера сложилась удачно |
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой |
77 | Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать |
78 | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах |
79 | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями |
80 | Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил |
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе |
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство |
83 | Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции |
84 | Работа с людьми явно подрывает мое здоровье |
Модифицированный тест
№ | Вопросы |
1 | Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться |
2 | Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры |
3 | Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место) |
4 | Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее) |
5 | Теплота взаимодействия с учащимися и коллегами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого |
6 | От меня как профессионала мало зависит благополучие моих учеников |
7 | Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался |
8 | Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы учащихся/коллег (свернуть взаимодействие) |
9 | Мне кажется, что эмоционально я не могу дать учащимся то, чего требует профессиональный долг |
10 | Моя работа притупляет эмоции |
11 | Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе в школе |
12 | Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой |
13 | Взаимодействие с учащимися и коллегами требует от меня большого напряжения |
14 | Работа с детьми приносит все меньше удовлетворения |
15 | Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность |
16 | Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать учащемуся или коллеге профессиональную поддержку, услугу, помощь |
17 | Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты с детьми и др.учителями, администрацией школы |
18 | Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с учащимися |
19 | Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше |
20 | Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю учащимся и коллегам внимания меньше, чем положено |
21 | Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение |
22 | Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии коллег, учащихся, администрации, родителей |
23 | Профессиональное общение побудило меня сторониться людей |
24 | При воспоминании о некоторых коллегах по работе или учащихся у меня портится настроение |
25 | Конфликты или разногласия с коллегами или учащимися отнимают много сил и эмоций |
26 | Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с учащимися |
27 | Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной |
28 | У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т.п. |
29 | Если учащийся или коллега по работе мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания |
30 | В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла» |
31 | Я охотно рассказываю домашним о своей работе |
32 | Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты) |
33 | Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к школьникам, но не могу |
34 | Я очень переживаю за свою работу |
35 | Учащимся отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности |
36 | При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль |
37 | У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем |
38 | Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям |
39 | Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе |
40 | Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние |
41 | Бывают дни, когда контакты с учащимися складываются хуже, чем обычно |
42 | Я учитываю особенности учащихся хуже, чем обычно |
43 | Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми |
44 | Я обычно проявляю интерес к личности человека не только в связи с работой |
45 | Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении |
46 | Я иногда ловлю себя на том, что работаю без души |
47 | По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого |
48 | После общения с неприятными учащимися или коллегами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие |
49 | На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки |
50 | Успехи в работе вдохновляют меня |
51 | Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной) |
52 | Я потерял покой из-за работы |
53 | На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны учащихся, родителей, администрации, коллег |
54 | Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с учащимися не принимаю близко к сердцу |
55 | Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции |
56 | Я часто работаю через силу |
57 | Прежде я был более отзывчивым и внимательным к коллегам и учащимся, чем теперь |
58 | В работе руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье |
59 | Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать |
60 | После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание |
61 | Контингент учащихся, с которым я работаю, очень трудный |
62 | Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю |
63 | Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив |
64 | Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы |
65 | Иногда я поступаю со своими учащимися так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной |
66 | Я осуждаю тех, кто рассчитывает на особое снисхождение, внимание |
67 | Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами |
68 | Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился |
69 | Состояние, просьбы, потребности школьников и их родителей обычно меня искренне волнуют |
70 | Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций |
71 | Работа с людьми очень разочаровала меня |
72 | Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства |
73 | Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко |
74 | Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств |
75 | Моя карьера сложилась удачно |
76 | Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой |
77 | Некоторых из своих учащихся, родителей, коллег я не хотел бы видеть и слышать |
78 | Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах |
79 | Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями |
80 | Если предоставляется случай, я уделяю учащемуся, коллеге меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил |
81 | Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе |
82 | Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство |
83 | Работа в школе плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции |
84 | Работа в школе явно подрывает мое здоровье |
КЛЮЧ
«Напряжение»
Переживание психотравмирующих обстоятельств:
+1 (2), +13 (3), +25 (2), –37 (3), +49 (10), +61 (5), –73 (5)
Неудовлетворенность собой:
—2 (3), +14 (2), +26 (2), –38 (10), –50 (5), +62 (5), +74 (3)
«Загнанность в клетку»:
+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), –75 (5)
Тревога и депрессия:
+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3)
«Резистенция»
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:
+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5)
Эмоционально-нравственная дезориентация:
+6 (10), –18 (3), +30 (3), +42 (5), +54 (2), +66 (2), –78 (5)
Расширение сферы экономии эмоций:
+7 (2), +19 (10), –31 (20), +43 (5), +55 (3), +67 (3), – 79( 5)
Редукция профессиональных обязанностей:
+8 (5), +20 (5), +32 (2), — 44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10)
«Истощение»
Эмоциональный дефицит:
+9 (3), +21 (2), +33(5), — 45 (5), +57 (3), — 69 (10), +81 (2)
Эмоциональная отстраненность:
+10 (2), +22(3), –34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
Личностная отстраненность (деперсонализация):
+11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5),+72(2), +83(10)
Психосоматические и психовегетативные нарушения:
+12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
ОБРАБОТКА ДАННЫХ
В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:
1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т.д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.
3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
9 и менее баллов — несложившийся симптом;
10–15 баллов — складывающийся симптом;
16–19 баллов — сложившийся симптом;
20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
37–60 баллов — фаза в стадии формирования;
61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.