Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 06:35, курсовая работа
Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- общедоступность и бесплатность образования;
- минимальный размер оплаты труда;
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления социальных гарантий в профессиональной сфере
1.1. Сущность социальных гарантий в современных условиях
1.2. Социальные гарантии в профессиональной сфере
Глава 2. Анализ реализации социальных гарантий работников учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области
2.1. Социальные гарантии в профессиональной сфере работников органов социальной защиты населения, социальных и медицинских работников, работников учреждений, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних государственной системы социальных служб области
Заключение
Список используемой литературы
«Система социальных гарантий в профессиональной сфере»
План:
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления социальных гарантий в профессиональной сфере
1.1. Сущность социальных гарантий в современных условиях
1.2. Социальные гарантии в профессиональной сфере
Глава 2. Анализ реализации социальных гарантий работников учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области
2.1. Социальные гарантии в профессиональной сфере работников органов социальной защиты населения, социальных и медицинских работников, работников учреждений, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних государственной системы социальных служб области
Список используемой литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- общедоступность и бесплатность образования;
- минимальный размер оплаты труда;
- минимальный размер пенсии, стипендии;
- социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
- пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
- ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат.
Набор и характер социальных гарантий для большинства граждан формируется и трансформируется по мере реструктуризации экономики, укрепления рыночных механизмов хозяйствования и уточнения социальных приоритетов.
Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.
Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:
Социальные гарантии выполняют различные функции:
- алиментарно-компенсационную, которая обеспечивает поддержание потребления на определенном уровне;
- защитную, которая обеспечивает сохранение условий труда и проживания;
- стимулирующую, которая стимулирует получателя на рост трудовой и деловой активности.
Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.
В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.
Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.
В середине 80-х гг. ООН выпустила рекомендацию, согласно которой часовая зарплата должна быть не менее 3 долларов. Установлено, что зарплата менее 3 долларов в час приводит к снижению мотивации к труду.
Минимальные социальные стандарты — это установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели.1
Закрепляя в законе «О государственных минимальных социальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.
Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоохранении», «Об образовании», «О культуре» «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:
— минимальный размер оплаты труда;
— единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС).
Минимальная заработная плата — это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.2
В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». ("Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Трудовой Кодекс Российской Федерации (ст. 133) устанавливает, что «месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.
Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – представляет собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, необходимый для сохранения жизнедеятельности человека.3 Прожиточный минимум определяется по половозрастным группам населения и сравнивается с соответствующими минимальными нормативами, характеризующими те или иные виды доходов населения: минимальный (средний) размер заработной платы, минимальный (средний) размер пенсии, стипендии, социальных пособий. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.
Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должен соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета;
- других установленных федеральным законом целей.
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;
- других установленных федеральным законом целей. ФЗ РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства.
В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую. Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата — категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе.
Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка — с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий:
— поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;
— более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости;
— профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;
— расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;
— максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.4
Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности. В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий5.
Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают:
— набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;
— нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;
Информация о работе Система социальных гарантий в профессиональной сфере