Система социальных гарантий в профессиональной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 06:35, курсовая работа

Краткое описание

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- общедоступность и бесплатность образования;
- минимальный размер оплаты труда;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты осуществления социальных гарантий в профессиональной сфере
1.1. Сущность социальных гарантий в современных условиях
1.2. Социальные гарантии в профессиональной сфере
Глава 2. Анализ реализации социальных гарантий работников учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области
2.1. Социальные гарантии в профессиональной сфере работников органов социальной защиты населения, социальных и медицинских работников, работников учреждений, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних государственной системы социальных служб области
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Самый простой способ, который позволяет избежать этого, - повышение заработной платы. Однако, решение кадровых вопросов простым повышением заработной платы не только не эффективно (сотрудники быстро привыкают к новому уровню доходов и начинают воспринимать его как должное), но обременительно - для увеличения чистого дохода сотрудника на 1000 рублей предприятие должно фактически заплатить около 1500 (1000 рублей плюс ЕСН и НДФЛ). Создание корпоративной системы социальных компенсаций на предприятии помогает решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия, но не менее эффективно. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТКРФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТКРФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работникам при расторжении трудового договора в связи с:

- несоответствием работника занимаемой  должности или выполняемой работе  вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной  работы (подпункт «а» пункта 3 статьи 81 ТКРФ);

- призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (пункт 1 статьи 83 ТКРФ);

- восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (пункт 2 статьи 83 ТКРФ);

- отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (пункт 9 статьи 77 ТК РФ).

Трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу. При переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

Дополнительные социальные гарантии

Для большей заинтересованности работников в сохранении рабочего места именно на данном предприятии и привлечения высококвалифицированных кадров работодатели вводят на предприятии дополнительные социальные гарантии. Они обычно касаются охраны здоровья работников, улучшения их жилищных условий и т.д. Такие меры всегда привлекательны для наемных работников.

Разумеется, предоставление дополнительных социальных гарантий никак не может отменить или уменьшить размер гарантий и компенсаций, выплата которых возложена на работодателей законодательством.

Приведем далее пример соответствующей статьи в трудовом договоре:

1. Работодатель обеспечивает Работнику во время работы на предприятии следующие дополнительные социальные гарантии:

-дополнительный отпуск в связи  с временной нетрудоспособностью;

-выплату дополнительных сумм  к установленному законодательством  пособию по государственному  социальному страхованию;

-медицинское обслуживание в  виде выплаты компенсации за  пользование платными медицинскими  услугами в следующих учреждениях:

-санаторно-курортное обслуживание  в виде предоставления ежегодных  бесплатных либо частично оплаченных  путевок;

-бытовое обслуживание в виде:

-дополнительной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью Работника;

-выплаты семье Работника в  случае его смерти;

-периодическое проведение за  счет Работодателя медицинского  обследования и оценки состояния  здоровья и трудоспособности Работника;

-поддержание здоровья в случае  ухудшения его состояния, как  во время работы, так и по  обстоятельствам, не связанным с  исполнением трудовых обязанностей.

2. В случае если причиной ухудшения  здоровья Работника явились злоупотребления алкоголем или наркотиками, дополнительные выплаты на медицинское обслуживание не производятся, либо, по согласованию сторон, Работнику может быть предоставлена ссуда на медицинское обслуживание.

3. Часть перечисленных гарантий  применяется к Работнику в случае выхода его на пенсию.

Некоторые предприятия, особо заинтересованные в привлечении высококлассных специалистов, формируют фонд участия персонала в прибылях. В этом случае работники заинтересованы в преуспевании предприятия в целом. Работодатель может разработать специальный документ об участии персонала в прибыли в качестве локального нормативного акта, возможно и включение этого условия в каждый трудовой контракт. Наиболее часто подобное условие включается в трудовые контракты в акционерных обществах.

Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

- выплату пособия по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

- безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.07.2012)  "О занятости населения в Российской Федерации"

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда. Во-первых, установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре. Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в законодательстве трудовых прав. В-третьих, обеспечение осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При этом неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой8.

Предоставление неимущественных гарантий связано с обеспечением прав, возникающих у работников в трудовых отношениях. По общему правилу такие гарантии прекращают свое действие с окончанием трудовых отношений. Однако работодатель обязан обеспечить работнику хранение и передачу его персональных данных с соблюдением требований трудового законодательства и после его увольнения. Таким образом, данная гарантия действует и после прекращения трудовых отношений. Однако несоблюдение работодателем данной гарантии влечет за собой возможность получения работником после прекращения с ним трудовых отношений причиненных убытков по правилам гражданского законодательства. При этом лицо, с которым прекращены трудовые отношения, может требовать не только возмещения убытков, возникших в связи с отказом от соблюдения работодателем неимущественных гарантий, но и компенсации морального вреда9.

Имущественные гарантии также действуют параллельно с трудовыми отношениями. Однако отдельные гарантии предоставляются и после увольнения с работы. К их числу относятся выходные пособия, выплачиваемые уволенным лицам. Однако наличие данной гарантии не влияет на судьбу трудовых отношений, которые прекращены.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что гарантии связаны с обеспечением прав, возникающих в трудовых отношениях. Предоставление указанных гарантий после прекращения трудовых отношений не влияет на их судьбу, но и такое предоставление служит обеспечению трудовых прав работников, которые могут продолжаться и после прекращения трудовых отношений, например, права на возмещение причиненных работодателем убытков и на компенсацию морального вреда в связи с несоблюдением установленных законодательством правил поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ реализации социальных гарантий работников учреждений, подведомственных комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области

 

2.1. Социальные гарантии в профессиональной сфере работников органов социальной защиты населения, социальных и медицинских работников, работников учреждений, осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних государственной системы социальных служб области

 

Рассматривая вопросы законодательства Российской Федерации в области социального обеспечения и социальных гарантий, следует учитывать то обстоятельство, что полномочиями на принятие нормативных актов в указанной сфере обладают как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов федерации. Таким образом, при анализе федерального законодательства четко прослеживается тенденция ограничения полномочий федеральных органов власти (и, соответственно, расходов федерального бюджета), предоставление федеральными законами только минимально приемлемого уровня льгот и гарантий, преобладание норм общего (рамочного) характера, а также норм, содержащих отсылки к региональному законодательству.

Анализируя правовой статус работников, работающих в учреждениях, подведомственных комитету социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области, следует прежде всего отметить, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и со статьей 36 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Таким образом, определить исключительный перечень льгот и гарантий, которые предоставляются таким работникам, путем анализа только федерального законодательства не представляется возможным.

Так постановлением правительства Еврейской автономной области областным от 16.02.2005 № 51-пп «О мерах социальной поддержки лиц, занятых в государственном секторе социального обслуживания на территории Еврейской автономной области» в соответствии с областным законом от 24.12.2004 № 404-ОЗ «О социальном обслуживании населения Еврейской автономной области» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки работникам органов социальной защиты населения, социальным и медицинским работникам, работникам учреждений, осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних государственной системы социальных служб области.

Настоящий порядок предусматривает следующие меры социальной поддержки работникам органов социальной защиты населения, социальным и медицинским работникам, работникам учреждений, осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних государственной системы социальных служб области, выполняющих свои должностные обязанности по месту жительства граждан:

- предоставление специальной одежды, обуви и инвентаря в порядке, установленном правительством области;

- по желанию социального работника  ему может выплачиваться на  приобретение самим работником специальной одежды, обуви и инвентаря денежная компенсация в размере и порядке, определяемом правительством области;

- обеспечение проездными документами  на проезд всеми видами транспорта  общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения  либо предоставление денежной  компенсации на проезд в порядке, установленном правительством области;

- внеочередное обслуживание в  учреждениях здравоохранения и  аптечных учреждениях области.

Однако анализ федерального законодательства позволяет с уверенностью сделать следующий вывод - медицинские работники государственной системы социальных служб пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения (пункт 3 ст. 25 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).

Согласно статье 72 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:

- создание руководителем медицинской  организации соответствующих условий  для выполнения работником своих  трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;

- профессиональную подготовку, переподготовку  и повышение квалификации за  счет средств работодателя в  соответствии с трудовым законодательством  Российской Федерации;

- профессиональную переподготовку  за счет средств работодателя  или иных средств, предусмотренных  на эти цели законодательством  Российской Федерации, при невозможности  выполнять трудовые обязанности  по состоянию здоровья и при  увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

Информация о работе Система социальных гарантий в профессиональной сфере