Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Психология. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

 

Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда происходит интенсивное развитие качеств, способствующих успешному осуществлению деятельности и подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, приводящие к ее дисгармоничному развитию, их можно считать профессиональными деформациями [16, c. 12]. Профессиональная деформация приводит к так называемому профессиональному сгоранию – например, эмоциональному истощению людей, занятых в сфере оказания помощи другим людям. В последнее время термин «профессиональное сгорание» стал применяться не только в смысле эмоционального истощения от работы, но и для обозначения разочарования профессиональной деятельностью. Оно может наступить по разным причинам: при недостаточном материальном вознаграждении за работу, требующую большого эмоционального вложения (педагоги), при невозможности повышения достаточно низкого статуса профессии (медсестры, продавца) и т. п.

Существуют различные определения «выгорания», в наиболее общем виде это явление рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром «психического выгорания» (в зарубежной литературе он известен под термином «burnout») обозначается рядом авторов понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов [11, c. 65].

Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозна­чения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенно­стью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрес­сами [26, c. 94].

К.Кондо определяет феномен «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной ра­бочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование по­нятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию [4, c. 278].

В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симпто­мов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, исто­щение; психосоматические недомогания, бессонница, негатив­ное отношение к клиентам; негативное отношение к самой ра­боте; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотика­ми; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, на­пряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апа­тия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чув­ства вины.

В 1982 г. С.Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие: индиви­дуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения; внутренний психологический опыт, включаю­щий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный ин­дивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия [26, c. 936].

Основными признаками феномена выгорания яв­ляются:

- ощущение эмоционального истощения;

- наличие негативных чувств по отношению к клиентам;

- негативная самооценка.

Эти признаки синдрома отмечают большинство клиницистов, изучавших и наблюдавших его проявления.

Издание в 1986 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы выгорания приобрело на Западе практически массовый характер.

В MBI синдром психического выгорания рассматривается как трехмерная конструкция, включающая в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [26, c. 99].

Эмоциональное истощение выступает, по мнению многих исследователей, как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам).

Редуцирование личных достижений проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.

В модели немецких исследователей Enzmann и Kleiber (1989) выделяются три вида истощения: деморализация, истощение и потеря мотивации.

Взаимовлияние факторов определяет динамику развития процесса «выгорания». Авторы динамической фазовой модели «bumout» (Р. Т. Голембиевский, Р. Ф. Голембиевский, 1988) выделяют три степени и восемь фаз «выгорания», отличающиеся взаимоотношением показателей по всем трем факторам (под значениями показателей понимается оценка баллов, набранных по субшкалам опросника «MBI», относительно среднестатистических величин). Предложенная модель позволяет выделить среднюю степень «выгорания», при которой наблюдаются высокие показатели эмоционального истощения, и представляет собой переходный уровень. До этой стадии «выгорания» эмоционально-энергетический «запас» противодействует нарастающей деперсонализации и редукции личных достижений [20, c. 90].

Японские исследователи считают, что для определения выгорания к трехфакторной модели Маслач следует добавить четвертый фактор «Involvement» (зависимость, вовлеченность), который характеризуется головными болями, нарушением сна, раздражительностью и др., а также наличием химических зависимостей (алкоголизм, табакокурение). Большинство специалистов признает необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен (например, исключение фактора «персональные достижения» сближает синдром выгорания с депрессией). Существует также двухфакторный подход (D. V. Direndonck, W. B. Schaufeli, 1994), согласно которому в синдром «выгорания» входят:

эмоциональное истощение — «аффективный» фактор, относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;

деперсонализация — «установочный» фактор, проявляется в изменении отношений к пациентам или к себе.

При рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, это явление рассматривается как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях, (А. Pines, E. Aronson, 1988) [17, c. 96].

При изучении личностного фактора некоторые исследова­тели (П.Торнтон) принимали во внимание следующие показа­тели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное происхождение. Од­нако оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционально­го сгорания». Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установ­кой на поддержку (благожелательность) оказались более свя­занными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и боль­шая подверженность «сгоранию» и социальных работников, ис­пытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»). Социальная работа, как и психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям,  требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма  неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность  «синдрома выгорания» [17, c. 98].

«Синдром выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который  определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром «выгорания», по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве  усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении  работы и жизни вообще [7, c. 22].

Феномен «выгорания» берет свое начало в хроническом повседнев­ном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом чело­веком.

Одним из таких состояний является эмоционально-мотивационное утомление, при котором появляются субъективные пе­реживания усталости, мотивационная и эмоциональная неус­тойчивость. Это может привести к хроническому переутомле­нию. Трудовое утомление понимается как комплекс соответст­вующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создают конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности — эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабиль­ность. На стадии выраженного переутомления все это приобре­тает устойчивые черты — интравертность, замкнутость, агрес­сивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значи­мых мотивов. Различают субъектные, институциональные, коммуникативные, ролевые и «должностные» факторы агрес­сии. Наиболее распространённое изменение личности профессионала – это хроническое переутомление [7, c. 26].

По сути, утомление – это естественное состояние, неизбежно возникающее в определённый момент выполнения деятельности; оно несёт функцию защиты. Но при длительном утомлении, без периодов восстановления развивается хроническое утомление и переутомление, при котором ухудшение психофизиологического состояния не компенсируется отдыхом [18, c. 64].

Постоянное воздействие разрушающих факторов приводят к устойчивым изменениям личности. Но негативные переживания закрепляются соответствующие формы реагирования, и эпизодические проявления отрицательных эмоций трансформируются в устойчивые черты: интровертированность, замкнутость, агрессивность, высокую личностную тревожность, депрессивность, агрессивность, сужение круга значимых мотивов [21, c. 150].

Одним из показателей эмоционального выгорания в профессиональной деятельно­сти является состояния психической напряженности, вы­званные конфликтами, трудностями в решении сложных соци­альных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистические настроения. Сущест­вуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые раз­личают два вида таких состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, ко­торая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжени­ем как нормальным состоянием и эмоциональной напряженно­стью как предпаталогическим состоянием.

Хроническая эмоциональная напряжен­ность способствует появлению негативных черт, частично сход­ных с признаками, характерными для переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетво­ренность   собой,    сворачивание межличностных контактов, нев­розы) [21, c. 151].

Значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания» [13, c. 194] .

Эмоциональные нагрузки, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального кон­такта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, терпения, выдержанности и т. д. Эмоциональное истощение обнаруживает себя прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлени­ях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возни­кать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда че­ловек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически [4, c. 186].

Как говорит К.Маслач, если все знание относительно того, что ведет к выгоранию, и того, что может ему препятствовать, свести к одному слову, то это будет слово «баланс». Наруше­ние этого баланса — как в профессиональной, так и в личной жизни — ведет к разрушению.

Испытывая хроническое эмоциональное напряжение и стараясь каким-то образом справиться с ним, уменьшить его, человек часто — вольно или невольно — физически и психологически дистанцируется от своих партнеров по общению.

Информация о работе Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен