Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа
Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
К группе внешних причин относятся [27, c. 77]: однообразие работы; низкая заработная плата; неорганизованность рабочего дня, рабочего места; «авралы» на работе; некомфортные бытовые условия жизни; невозможность своевременно получать отдых; другие.
В числе основных внутренних причин можно назвать следующие: отсутствие профессионального роста; потеря интереса к работе; неспособность справиться с нагрузкой, ощущение собственной неполноценности; напряженные отношения с коллегами; конфликты с начальством; недостаток положительных эмоций, поддержки, неформальных контактов; ощущение «загнанности», страх не справиться, не успеть вовремя и как следствие — повышенная тревожность; другие.
Обе группы причин взаимосвязаны, они перекликаются, являются следствием друг друга. Например, дисгармония в отношениях с коллегами может повлечь за собой неприятности в деятельностной сфере и наоборот. Некоторые из них и совсем можно отнести к признакам производственной депрессии, а не к ее причинам. Если в приведенных перечнях вы нашли что-то близкое вам, и это действительно мешает работать, — следует рационально подойти к решению этого вопроса и действовать [27, c. 78].
На стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций (определяемых также различными авторами, как деструкции, деградации, несвязности в развитии и функционировании профессионала), нарушающих целостность личности, снижающих ее адаптивность, устойчивость и отрицательно сказывающихся на продуктивности деятельности.
Профессиональные деструкции – это изменения сложившееся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Профессиональная деятельность человека во многом как бы задает направление развития его личности. Приверженцы структурных концепций считают, что профессиональное развитие — в значительной степени необратимый процесс. Многолетнее участие людей в сходной деятельности, часто сопровождающееся сходством условий труда, быта, общения, приводит к тому, что формируются сходные особенности личности [7, c. 65].
Экспериментальные исследования во многом подтвердили предположение, что каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения, традиции и т. п. В некоторых работах даны описания личностных особенностей представителей различных профессиональных групп. Так, для работников технических специальностей типичны снижение стремления к установлению социальных контактов, практичность, интерес к интеллектуальным достижениям, достаточная эмоциональная устойчивость, но повышенная тревожность при необходимости быть в центре внимания, отсутствие интереса к взаимоотношениям людей и интуиции в общении. Журналисты, напротив, общительны, раздражительны и эмоционально, неустойчивы, но не боятся внимания окружающих, отличаются эстетическими интересами и несклонностью к планированию [7, c. 65]. В зарубежных исследованиях часто говорят об «идентификации» личности с профессией, т. е. о процессе адаптации личности к требованиям профессиональной деятельности. На высших уровнях такой идентификации приобретенные человеком особенности личности начинают проявляться и в других жизненных сферах, определяя отношение человека к действительности.
Отрицательным моментом становится возможность появления так называемых профессиональных деформаций личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и особенности личности резко заостряются, огрубляются и переносятся вовне, осложняя взаимодействие человека с другими людьми, часто делая поведение человека неадекватным обстановке. Описаны наиболее известные профессиональные деформации личности. Для учителей это излишне упрощенный подход к проблемам, авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения, стремление все сводить к простым схемам, обобщенность в восприятии людей, подавление чувства юмора. Для врачей—напротив, грубоватый защитный юмор, позволяющий снизить напряжение, низкая синтонность к эмоциональным переживаниям других. У программистов часто наблюдаются подавление эмоций, скрупулезность, «готовность к ошибке», приводящая к тенденции поиска ошибок в различных жизненных ситуациях, к чрезмерно подробному перебору возможных вариантов при принятии решения, склонность к алгоритмизации, абстрагированию от конкретной практической деятельности, перепроверкам. Нередки профессиональные деформации у юристов, руководящих работников, бухгалтеров [6, c. 178].
Нежелательные профессиональные деформации можно обнаружить практически во всех видах профессиональной деятельности. При этом корни деформации могут уходить еще в детские годы.
В отечественных и зарубежных исследованиях проблемы кризисов профессионального становления личности тесно связаны с возрастной периодизацией жизни человека. Для каждого возраста выделены жизненные кризисы, которые получили самые различные метаморфические определения: кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности, приобретения опыта, узнавания границ, отрезвления и освобождения; эмансипации от родителей, максимальных достижений, коррекции жизненных планов, середины жизни и др. [9].
Основываясь на концепции профессионального становления личности и стадиальном характере этого процесса, было выдвинуто положение о том, что переход от одной стадии к другой, как правило, сопровождается кризисами. Под кризисами профессионального становления мы понимаем непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития [10, c. 100]. Эти кризисы приводят к переориентации на новые цели, коррекции и ревизии социально-профессиональной позиции, подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – смене профессии.
В таблице представлена типология кризисов профессионального становления, факторы, детерминирующие их, а также возможные способы их преодоления.
Кризисы профессионального становления личности [10, c. 102]
Кризис | Факторы, детерминирующие кризис | Способы преодоления |
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14—15 или 16—17 лет) на стадии оптации | Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения | Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений |
Кризис профессионального выбора (16-18 лет или 19—21 год) на стадии профессионального образования | Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности | Активизация учебно-познавательной деятельности. Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии |
Кризис профессиональных экспектаций (18—20 лет или 21—23 года) на стадии оптации | Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности | Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и Я-концепции. Смена специальности и профессии |
Кризис профессионального роста (30—33 года) на стадии первичной профессионализации | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения | Повышение социально-профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности |
Кризис профессиональной карьеры (38—40 лет) на стадии вторичной профессионализации | Неудовлетворенность своим социально-профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития | Повышение социально-профессиональной активности. Выработка индивидуального способа деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу |
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (48—50 лет) на стадии мастерства | Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации | Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверхнормативная социально-профессиональная активность. Смена профессиональной позиции. |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55—60 лет) на стадии утраты профессии | Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально-профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья | Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно полезную деятельность |
Траектория профессионального становления, его интенсивность определяются в процессе преодоления кризисов. Это активный, результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать профессионально обусловленную психологическую ситуацию развития личности. Интенсивность переживания кризиса определяется активностью личности и устройством психологического жизненного мира индивида (внешние и внутренние условия жизнедеятельности). Человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Вместе с тем существуют условия, позволяющие в определенной степени управлять процессом переживания кризиса, создавать предпосылки к оптимальному преодолению кризиса или, по крайней мере, препятствовать развитию социально деструктивных путей его разрешения (алкоголизм, невротизация, психопатизация, противоправное поведение и т. д.).
Если человеку не удается справиться с кризисами как естественным сопровождением профессионального роста, то могут возникать разнообразные профессионально обусловленные деформации, т. е. искажение конфигурации личностного профиля за счет угасания позитивных установок и усиления негативных отношений к себе или другим людям. Все это, в свою очередь, влияет на продуктивность профессиональной деятельности, снижает мотивацию к ней.
С. Л. Рубинштейн, изучая жизненный путь личности, выделил две стратегии: ситуативную и личностную [40, c. 67]. Ситуативная жизненная стратегия заключается в том, что человек в большинстве жизненных ситуаций полагается на случай, везение, друзей и т. д., не прилагая для преодоления тех или иных обстоятельств своей активности. Личностная же предполагает проявление активности в процессе жизнедеятельности, определенное самостроительство своей биографии. Только личностная стратегия способствует самореализации личности, ее самоосуществлению. Если в первом случае человек чаще всего подстраивает свою мотивационную сферу под свершившиеся поступки, то при личностной стратегии мотивы являются первичными по отношению к тому или иному выбору.
У людей с ситуативной жизненной стратегией процесс переживания кризиса сопровождается установлением мрачной окраски мировоззрения с переструктурированием системы ценностей. Восприятие окружающей действительности и своего внутреннего мира искажается, преобладают «черные» тона. Стойкое снижение уровня оптимизма, по мнению А. Г. Амбрумовой, преграждает путь к продуктивному планированию деятельности в будущем [10, c. 82]. Реальное планирование уступает место мрачным прогнозам с рассмотрением событий, условий и анализом динамики ситуации как бы со стороны. Динамика развития кризиса рассматривается при этом восприятии действительности как недопускающая активного вмешательства заинтересованного лица. Такая скованность собственной воли, «якобы наступающая неконтролируемость сменяющихся условий и событий вызывают снижение самооценки, ощущение незначительности и маловажности собственных возможностей» [21, c. 89]. Это вызывает снижение конструктивных тенденций в психике человека, разумное планирование деятельности теряет свою значимость и, в конце концов, в некоторых ситуациях исчезает вовсе (падает до нуля, исключая попытки активизации).
У людей с активной жизненной стратегией психика беспрепятственно включает имеющуюся у индивида систему личностной психологической защиты и на том или ином уровне совершенства корригирует поведение человека. Это способствует наилучшей адаптации личности к процессу переживания кризиса и приводит к снижению интенсивности отрицательной гаммы эмоций, к более оптимистичному восприятию действительности. С этой точки зрения кризис у людей с активной жизненной стратегией чаще разрешается конструктивно.
На наш взгляд, значительную прогностическую ценность представляют стратегии самоопределения личности в сфере возможного. Сферу возможного определим как относительно устойчивую систему взаимосвязанных целей-ценностей, достижимых при изменениях наличной ситуации субъекта вследствие ее собственной динамики развития или в результате деятельности субъекта (либо прекращения деятельности). При наиболее благоприятных условиях и максимальной эффективности и мотивированности субъекта результат его деятельности будет соответствовать пределу, или границе возможного.
Одним из концептов, отражающих результаты долговременной активности субъекта в профессиональной (но не только) области, является понятие карьеры. Это понятие сформировалось в контексте изучения бюрократии и организационного поведения; И.Гоффман предложил использовать термин "карьера" в расширительном смысле - применительно к любым социальным аспектам деятельности человека. Профессиональная карьера обычно определяется как развивающийся с течением времени трудовой опыт человека. В понятии карьеры можно выделить объективную (более или менее строгую последовательность должностей и работ) и субъективную (восприятие человеком своей карьеры, сравнение ее с карьерами других людей и определение ее смысла) составляющую [21, c. 92].
Таким образом, основной характеристикой преодолевающего поведения личности в условиях кризиса является ее активность или пассивность в критических жизненных ситуациях.
Основываясь на наличии разных стратегий преодолевающего поведения, мы выделяем соответствующие наиболее значимые стратегии преодоления кризисов профессионального становления — ситуативную и инициативную. Инициативная стратегия характеризуется проявлением активности, целенаправленностью действий, ответственностью за принятые решения и поступки. Выбор инициативной стратегии свидетельствует о зрелости личности [8, c. 196]. Б. Г. Ананьев, рассматривая особенности зрелой личности, говорил о единстве внутренних ситуаций, тактик и стратегий [8, c. 196].
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления