Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Психология. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.doc

— 415.50 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6

1.1             Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6

1.2             Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15

1.3             Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28

Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31

2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31

2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Эта система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Юрисдикционные полномочия служащих уголовно-исполнительной системы направлены, в первую очередь, на решение основных задач уголовно-исполнительного законодательства - регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Целями их законодательного закрепления являются обеспечение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение условий отбывания наказаний и содержания заключенных под стражей, приближение их к международным стандартам обращения с заключенными, повышение качества воспитательного процесса, создание реальных условий для последующей социальной реабилитации лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, а также совершенствование форм и методов производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, реформирование производственного потенциала системы. Кроме того, предполагается существенно повысить уровень социальной защищенности и профессиональной подготовки работников уголовно-исполнительной системы.

Реформирование уголовно-исполнительной системы позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников.

Личность и деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы привлекала и привлекает внимание психологов, педагогов, культурологов, социологов и других специалистов. Подобный интерес связан с тем, что именно от данных сотрудников в решающей степени мере зависят организация деятельности пеницитарного процесса. Особая значимость задач, стоящих перед органами, которые находятся на переднем крае борьбы с преступностью, их многоотраслевая структура, специфика форм и методов деятельности обуславливают особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это порождает особые требования к возрасту, состоянию здоровья и морально-психологическим качествам лип, зачисляемых на столь специфическую государственную службу. Подобные требования в основном проявляются в наличии элементов военизации (принятие присяги, присвоение аттестованному составу специальных званий, ношение ими единой форменной одежды и знаков различия для каждого вида службы, строгая дисциплина и субординация, которые регламентируются специальными уставами и положениями), в особом порядке приема на службу и характере прохождения службы.

Взаимодействие личности с профессией (включающее выбор и качество освоения последней, психологическое сопровождение профессионального становления, психологическое содержание деятельности, формирование профессионализма, профилактику и корректировку профессиональной деформации личности) является системообразующим фактором психологии труда (Зеер Э.Ф., Кабаченко Т.С, Климов Е.А., Маркова А.К. и др.). Еще в начале прошлого века Питирим Сорокин, рассматривая преимущественно негативный аспект влияния профессиональной деятельности на человека, ввел понятие «профессиональная деформация личности». Проблема воздействия профессии на личность постоянно концентрирует на себе внимание исследователей и по-прежнему остается актуальной. Устойчивый интерес к различным аспектам профессиональной деформации личности преподавателей объясняется, с одной стороны, комплексом психологических и социальных вопросов, связанных с жизненным путем этих людей, а, с другой - проблемностью и нерешенностью многих важных сторон этого феномена. Психологическое обеспечение профилактики, коррекции (в идеале - преодоления) различных проявлений профессиональной деформации личности преподавателя предполагает детальную разработку различных аспектов этой социально, профессионально и личностно значимой проблемы путем использования различных процедур, мероприятий и психологических технологий.

Недостаточная теоретическая разработанность (как следствие уровня методолого-теоретического осмысления и применяемых психологических технологий) и практическая значимость (вытекающая из увеличивающейся динамичности социально-экономической ситуации, кардинальных изменений на рынке труда, новых возможностей поиска и отбора специалистов) определяют актуальность проблемы профессиональной деформации личности служащих уголовно-исполнительной системы.

Цель настоящего исследования – выявление путей профилактики и коррекции профессиональной деформации  личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Задачи исследования:

      анализ сложного характера взаимодействия личности с профессией;

      выявить особенности взаимодействия личности и профессии, изучить основные понятия и подходы в изучении;

      дать характеристику профессиональной деформации: сущность, динамика проявления;

      Охарактеризовать виды/формы профессиональной деформации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы;

      Провести диагностику уровней профессиональной деформации;

      Определить комплекс профилактических мероприятий по предотвращению синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации.

Объектом исследования является профессиональные деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы как разнонаправленные онтогенетические изменения личности, меняющие поведение субъекта деятельности.

Предмет исследования -  профилактика и коррекция различных проявлений профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что чрезмерное заострение специфических черт личности сотрудника уголовно-исполнительной системы носит компенсаторный характер и является более вероятным для людей с недостаточным уровнем профессиональных способностей и отсутствием творческого момента в деятельности.

Эмпирической базой исследования являются сотрудники уголовно-исполнительной системы – охранники (20 человек).

Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен

 

1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении

 

В отечественной психологической науке на протяжении всей ее истории присутствует ярко выраженный интерес к изучению различных аспектов и форм личностного развития взрослого человека. Психологами, психиатрами, педагогами, юристами, публицистами, философами высказаны многие ценные замечания, гипотезы, предположения. Среди работ, посвященных влиянию профессии на личность, преобладают исследования травмирующего воздействия на психику монотонного труда, постоянно высокой ответственности, возможности аварии, психической напряженности труда и пр. Показано в частности (Артамонова В.Г., Безносов С.П., Грановская P.M., Зеер Э.Ф., Козлов В.Н., Корнеева Л.Н., Крижанская Ю.С., Маркова А.К., Новиков A.M., Филиппов А.В., Шаталов Н.Н. и др.), что в ряде случаев профессиональная деятельность приводит к появлению профессиональной усталости, снижению работоспособности, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара приемов деятельности и даже утрате профессиональных умений и навыков.

Профессиональное развитие - это всегда «приобретение и потери, а значит становление профессионала - не только совершенствование, но и потери» [9, c. 195]. То есть на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций (определяемых также различными авторами, как деструкции, деградаций, несвязности в развитии и функционировании профессионала), нарушающих целостность личности, снижающих ее адаптивность, устойчивость и отрицательно сказывающихся на продуктивности деятельности.

Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения:

   1. В институциональном смысле: карьера как формально–бюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области;

   2. В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни;

   3. В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи [12, c. 13].

Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессионально–экономических возможностей.

Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д. Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Я–концепции. Кроме того, ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Я–концепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки [12, c. 15]:

1. Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей;

2. Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей;

3. Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков.

Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование — консолидация — сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит, прежде всего, от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов.

Как уже отмечалось, в ряде случаев профессиональная деятельность приводит к появлению профессиональной усталости. Профессиональная усталость - одна из наиболее серьезных проблем современного общества. Типичными ее признаками являются раздражение, натянутое отношение с коллегами, снижение работоспособности и т.п. Необходимо отметить, что это явление накопительного характера. Она никогда не возникает вдруг и имеет целый ряд первопричин [27, c. 76].

Причины профессиональной усталости можно условно разделить на две группы: внешне обусловленные и внутренне обусловленные.

Под внешними причинами мы подразумеваем создавшиеся условия или особенности деятельности, характеристики той среды, в которой работнику приходится находиться. Под внутренними — личностно обусловленные, где определяющим является человеческий фактор, отношение к действительности. Внешние причины профессиональной депрессии требуют прямого вмешательства и изменения того фактора, который мешает человеку, устранения препятствий для достижения полезного для него результата или же адекватного приспособления к сложившимся условиям. Внутренние причины требуют, в первую очередь, работы над самим собой, разрешения внутреннего конфликта, преодоления эмоциональной дисгармонии.

Информация о работе Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен