Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа
Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Факторами, инициирующими развитие профессиональных деформаций, являются различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого акцентуированного специалиста свой ансамбль деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации — это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека [15, c. 77]:
социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Таким образом, мы определили основные детерминанты профессиональных деформаций специалиста. Это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деформаций инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкций является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций.
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы
В отечественной и зарубежной психологической литературе широко представлены научные труды, раскрывающие позитивное влияние учебной и профессиональной деятельности на формирование личности. Проблема взаимосвязи деятельности и личности отражена в работах выдающихся психологов, таких как Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн и др.
Однако, становление личности сопровождается периодически возникающими, внешними и внутренними противоречиями, критическим моментом, в ходе которых происходит изменение вектора профессионального развития. Как и всякий процесс развития, профессиональное становление несет человеку не только совершенствование и психические приобретения, но и деструктивные изменения личности. Одной из форм профессионально обусловленных деструкций являются деформации личности. Исследователи указывают, что деформации развиваются под влиянием условий и характера профессиональной деятельности, которые оказывают негативное воздействие на развитие личности, продуктивность деятельности, затрудняют достижение вершин профессионализма.
Влияние данных факторов приводит к появлению профессиональной усталости, утрате профессиональных умений и навыков, обеднению профессиональных способов выполнения деятельности, снижению работоспособности. Именно профессиональная деятельность оказывает наиболее мощное деформирующее воздействие на личность работника, по сравнению с непрофессиональными видами деятельности, и приводит к неслучайным, но закономерным различиям в типах личности [35, c. 53].
Профессиональная деформация личности - это объективное явление, негативные эффекты которого могут быть элиминированы только посредством других, непрофессиональных факторов (социализация, воспитание). Это процесс и результат влияния субъективных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника - профессионала.
Личностно-профессиональная деформация (ЛПД) может отличаться своей направленностью — иметь положительный или отрицательный характер. ЛПД может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике [31, c. 19].
На основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, А. К. Маркова относит личностную деформацию (например, эмоциональное истощение и выгорание, а также ущербную профессиональную позицию) к одной из тенденций профессиональных деструкций [22, c. 67].
По мнению Д. О. Трунова понятие профессиональной деформации отделяется от «синдрома сгорания» [22, c. 69]. Различие заключается в том, что о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. Используя условную оппозицию «Профессионал — Человек», можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
«Я как профессионал» — это часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей, носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности. «Я как человек» — более центральная («своя») часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой «личной жизни». Пользуясь этими определениями, «синдром сгорания» можно представить как потерю контролирующей роли «Я профессионального», и внедрение «Я человеческого» в область профессиональной компетенции. На работе специалисты «по-человечески» устают и испытывают раздражение в процессе коммуникации. Профессиональная деформация, напротив, представляется как расширение господства «Я профессионального» в область деятельности «Я человеческого». Вернувшись домой, человек продолжает вести себя как специалист [33, c. 37].
Синдром «выгорания» относится к числу малоизученных феноменов личностной деформации и представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникации, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. В связи с этим синдром «выгорания» рассматривается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что делает возможным рассмотрение данного феномена в аспекте профессиональной деятельности. Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, то есть профессий системы «человек-человек», к которой и относятся служащие уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, деформации развиваются под влиянием условий и характера профессиональной деятельности, которые оказывают негативное воздействие на развитие личности, продуктивность деятельности, затрудняют достижение вершин профессионализма. Личностно-профессиональная деформация может иметь положительный или отрицательный характер, может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный характер; может проявляться в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Личностная деформация относится к одной из тенденций профессиональных деструкций. Понятие профессиональной деформации отделяется от «синдрома сгорания»: о «синдроме сгорания» принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы.
Глава 2. Пути преодоления профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации
С целью диагностики уровня эмоционального выгорания была использована методика для выявления степени профессионального выгорания (Приложение 1).
Были исследованы 20 охранников исправительных учреждений.
Таблица 1. Диагностика уровня эмоционального выгорания, (количество испытуемых, чел.)
Степень сформированности фазы | Симптомы | ||
напряжение | резистенция | истощение | |
фаза не сформировалась — 36 и менее баллов |
7 |
5 |
2 |
фаза в стадии формирования —37–60 баллов |
9 |
10 |
11 |
сформировавшаяся фаза — 61 и более баллов |
4 |
5 |
7 |
Таким образом, стадия «напряжение» не сформировалась у 7 человек, находится в стадии формирования у 9 человек, не сформировалась у 4 человек.
Стадия «резистенция» не сформировалась у 2 человек, находится в стадии формирования у 11 человек, не сформировалась у 7 человек.
Стадия «истощение» не сформировалась у 5 человек, находится в стадии формирования у 10 человек, не сформировалась у 5 человек.
Рис. 1. Диагностика уровня эмоционального выгорания, (количество испытуемых, чел.)
Таблица 2. Диагностика уровня эмоционального выгорания, (количество испытуемых, %)
Степень сформированности фазы | Симптомы | ||
напряжение | резистенция | истощение | |
фаза не сформировалась—36 и менее баллов |
35% |
10% |
25% |
фаза в стадии формирования —37–60 баллов |
45% |
55% |
50% |
сформировавшаяся фаза — 61 и более баллов |
20% |
35% |
25% |