Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Психология. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы.doc

— 415.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. С другой стороны, исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деформаций.

Профессиональные деформации — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что комплексное психологическое изучение профессиональной деформации личности еще не стало предметом специального исследования. В определении сущности и содержания научного обеспечения изучения профессиональной деформации преобладают описательные подходы. Остаются недостаточно раскрытыми механизмы развития и функционирования, вопросы типологии, систематики, дифференциации проявлений деформации личности. Не исследованы в должной степени возможности психологического обеспечения (как совокупности психологических технологий, мероприятий, процедур, использующих психологические механизмы и закономерности функционирования человека) в решении задач профилактики, коррекции, преодоления проявлений профессиональной деформации личности. Недооценена, по нашему мнению, роль психологических предпосылок профилактики и коррекции профессиональной деформации, предшествующих определенной стадии в достижении позитивного личностного развития на пути профессиональной самореализации. Хотя само принятие мысли о существовании проблемы профессиональной деформации личности (и необходимости ее решения) означает появление нового важного вектора развития субъекта профессиональной деятельности.

Основываясь на анализе научной литературы и собственных исследованиях, мы сформулировали следующие концептуальные положения развития профессиональных деформаций личности.

Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала — не только совершенствование, но и разрушение, деструкция.

Профессиональные деформации в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Это также изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Профессиональные деформации возникают и при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении.

Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. Осуществление конкретных видов деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, многие из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации — чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально-нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества.

Очевидно, многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности. Уровни выполнения профессиональной деятельности при этом могут сильно отличаться. И даже при достаточно высоком уровне осуществления профессиональной деятельности, реализуемой одними и теми же способами, стереотипно и стабильно, проявляется профессиональная стагнация.

Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.

В результате эмпирического исследования нами была доказана гипотеза о том, что чрезмерное заострение специфических черт личности сотрудника уголовно-исполнительной системы носит компенсаторный характер и является более вероятным для людей с недостаточным уровнем профессиональных способностей и отсутствием творческого момента в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Аминов А.Н. Синдром эмоционального сгорания // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х томах, Т.2. - М.: Академия, 1997. – 479 с.

2.      Аминов, Н.А. Синдром «эмоционального сгорания» как вид профессиональной дезадаптации / Н.А.Аминов, Д.В.Шпитальный // Профессиональный потенциал. –2002. - №1. – С.14-21.

3.      Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство. - Ижевск, 1997. - 108с.

4.      Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении /В.В.Бойко. – СПб., 1999. – 327с.

5.      Братусь, Б.С. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания // Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников /Под ред. Н.Г.Осуховой. – М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2006. – 346с.

6.      Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336с.

7.      Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во «Питер», 2005. – 287 с.

8.      Высоковский А.С. Синдром эмоционального выгорания. - М.: Педагогика – Пресс, 1998. - 536с.

9.      Грановская Р.М. Элементы практической психологии.— 2-е изд.— Л.: Издательство Ленинградского университет, 1988. — 560 с.

10. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе // Л.: Лениздат, 1990. - 174с.

11. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября – 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. – Астрахань, 2007. – с. 65–67.

12. Зайферт К. Профессиональное развитие. – М.: Юлма, 2001. – 136 с.

13. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Эмоциональный компонент в профессиональном становлении // Мир психологии, 2002, № 4 (32). - с. 194 – 203.

14. Качюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академический проект; Трикста, 2004. – 538 с.

15. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 400 с.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: уч. пособие - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512с.

17. Кожевникова В.В. Возвращение к жизни: Методические материалы для ведущих тренингов и семинаров по профилактике профессионального выгорания // Помощь помощнику: социально-психологическое сопровождение социальных работников /Под ред. Н.Г.Осуховой. – М.: Изд-во «Амиго-пресс», 2006. – с. 96 – 112.

18. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития. Вопросы психологии, 1985, №5. – с. 64-70.

19. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.

20. Малкина-Пых И.Г. Психология экстремальных ситуаций. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 312 с.

21. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Академия, 1996. -  с.150-151.

22. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Логос, 1993. - 356с.

23. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности // учебно-метод. Пособие. - М., Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2003. - 400с.

24. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.–1997.– № 4.

25. Мышление профессионала: личностные механизмы и понятийный аппарат / под.ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской - М.: Педагогика, 1990. – 103 с.

26. Орёл В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. -  2001. – Т. 22. - №1.- с.90-101.

27. Осухова Н. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии.–1997.– № 4. – c. 75-80.

28. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. - 285 с.

29. Осухова Н.Г., Баринова А.Е. Сгоревшие на работе // Здоровье. 2003. №9. – с. 18-24.

30. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 418 с.

31. Пашук Н.С. Личностные черты как детерминанты возникновения и развития феномена «психического выгорания» у преподавателей вузов // Психологический журнал. – 2008. - №1. – С.19-24.

32. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под. ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной. – М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО, 1993. – 212 с.

33. Профилактика профессионального выгорания: сб. методических материалов. – Майком, 2006. – 412 с.

34. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.

35. Психология профессионального здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480с.

36. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства // уч.пособие // М.: Академия, 2001г. - 480с.

37. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1991. - 152 с.

38. Психология эмоций: тексты / под ред. Б.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер - М.: из-во МГУ, 1984. - 287с.

39. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.Рогинская  //Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. -  №3. - С. 85-95.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: уч.пособие в 2 кн. - М.: Владос, 2002., кн. 2. - 480с.

41. Самохина А.Ф. Особенности адаптации к профессиональной деятельности // Психолог, 2005, № 8. – с. 54-60.

42. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности // М.: Владос, 1998г. – 456с.

43. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Изд-во «Питер», 2003. – 238 с.

44. Сластён М.П. Профессиональная адаптация педагогических работников // http://festival.1september.ru/articles/506300/

45. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика/ Н.Г. Осухова, И.П. Лотова, А.Ф. Шадура и др.; Под ред. Н.Г. Осуховой, И.П. Лотовой. – М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1999. – 392 с.

46. Трунов Д. О. О профессиональной деформации практического психолога. //Психологическая газета. 1998. № 1. - с. 12-13.

47. Трунов Д. О. И снова о „профессиональной деформации“. //Психологическая газета. № 6. 2004. - с. 32-34.

48. Филина С. О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7. – с. 57-64.

49. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации // Вопросы психологии. 1994. № 6. – с. 145-151.

 

 

 

 

Информация о работе Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен