Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа
Уголовно-исполнительная система, являющаяся составной частью правоохранительных органов Республики Беларусь, представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера, а также обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Профессиональная деформация сотрудника уголовно-исполнительной системы как психологический феномен…………….............................................................………………6
1.1 Взаимодействие личности и профессии, основные понятия и подходы в изучении……………………………………....................…………………….6
1.2 Профессиональная деформация: сущность, динамика проявления …...15
1.3 Виды/формы профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исполнительной системы..........…........................…......…………28
Глава 2. Пути преодаления профессиональной деформации сотрудника уголовно – исполнительной системы……………...31
2.1. Диагностика уровней профессиональной деформации………....31
2.2. Профилактики синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации……………………………………………………........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….....43
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………
Рис. 2. Диагностика уровня эмоционального выгорания, (количество испытуемых, %)
Таким образом, стадия «напряжение» не сформировалась у 35% человек, находится в стадии формирования у 45% человек, не сформировалась у 20% человек.
Стадия «резистенция» не сформировалась у 10% человек, находится в стадии формирования у 55% человек, не сформировалась у 35% человек.
Стадия «истощение» не сформировалась у 25% человек, находится в стадии формирования у 50% человек, не сформировалась у 25% человек.
Таблица 3. Итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания
Итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания | Количество человек | Процентное соотношение |
синдром эмоционального выгорания не сформировался |
5 |
25% |
синдром эмоционального выгорания в стадии формирования |
10 |
50% |
синдром эмоционального выгорания сформировался |
5 |
25% |
Рис. 3. Итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания
Таким образом, исследование показало, что у 5 испытуемых (25% респондентов) сформировался синдром эмоционального выгорания.
У 10 человек (50% респондентов) синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования.
Только у 5 человек (25% респондентов) синдром эмоционального выгорания не сформировался.
Таким образом, в результате эмпирического исследования была доказана гипотеза о том, что чрезмерное заострение специфических черт личности сотрудника уголовно-исполнительной системы носит компенсаторный характер и является более вероятным для людей с недостаточным уровнем профессиональных способностей и отсутствием творческого момента в деятельности.
2.2. Профилактика синдрома выгорания как формы устойчивой личностной деформации
Что делать, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более, что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела [50, c. 98].
Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.
Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления
Во-первых, ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.
Упражнение 1. «Обещание самому себе»
Запишите три пункта, которые Вы могли бы сделать в каждой из трех областей – профессиональной, организационной и личной – для работы по профилактике выгорания.
Пометьте звездочкой те пункты в каждом разделе, которые Вы можете выполнить в течение следующего месяца.
В каждом разделе подчеркните тот пункт, который Вы можете попробовать выполнить уже на следующей неделе.
Ваш лист может выглядеть примерно так:
Личная сфера: Взять отпуск; Делать зарядку*; Встретиться с другом*
Профессиональная сфера: Договориться о супервизии*, Брать перерыв после работы в тяжелый день, Прогуливаться в конце рабочего дня*
Организационная сфера: Провести дискуссию с коллегами по теме профессионального сгорания*, Устроить вечеринку сотрудников*, Собраться для обсуждения
Упражнение 2. «Оценка личного плана работы по предупреждению профессионального выгорания»
Просмотрите лист своих планов по работе со вторичной травмой и попробуйте ответить на следующие вопросы:
Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?
Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?
Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем Я? Или осознание новых аспектов жизни?
Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?
Работа с супервизором. Для профессионала при этом уместна и полезна работа с супервизором, - профессионально более опытным человеком, который при необходимости помогает менее опытному коллеге в профессионально-личностном совершенствовании. В запланированный период времени профессионал и супервизор регулярно совместно обсуждают проделанную работу. В ходе такого обсуждения совершается обучение и развитие, которые помогают выйти из выгорания.
Во-вторых, в нерабочее время вам нужно уединение. Для того, чтобы справиться со своими чувствами, вам необходимо найти возможность побыть одному, без семьи и близких друзей [5, c. 99].
Работа с супервизором
Она особенно необходима в том случае, если специалист:
Слишком вовлекается в проблему клиента и теряет профессиональную объективность.
Продолжает выполнять свои обязанности, когда их эффективность снижается, в то время как взгляд «со стороны» и обсуждение могло бы оказать более полезным.
Берет слишком много работы, постоянно помогает другим и начинает, и страдать от «сгорания».
Испытывает трудности при завершении работы с клиентом.
Запомните!
Эти трудности могут коснуться каждого. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов профессий типа «человек-человек».
Организация супервизии поможет справиться с этими трудностями.
Типы супервизии: один на один, групповая, неформальная, кризисная
Один на один – это заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить конкретную работу.
Групповая супервизия - Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.
Неформальная супервизия – это незапланированная консультация с супервизором, лицом к лицу или по телефону.
Кризисная супервизия - незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризисному состоянию специалиста.
Упражнение 3. «Оценка личного плана работы
по предупреждению профессионального выгорания»
Просмотрите лист своих планов по работе и попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Эта деятельность помогает мне уйти от мыслей о работе?
2. Могу ли я придать этой деятельности некий новый смысл?
3. Может ли эта деятельность дать мне ощущение связи с чем-то большим, чем «я», или осознание новых аспектов жизни?
4. Что будет, если я попробую осуществлять эту деятельность с полным осознанием, то есть максимально полно осознавая свои мысли, чувства, телесные ощущения?
ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Она помогает осмыслить и интегрировать все ресурсы человека, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также выйти за пределы личностных пристрастий и рассмотреть свою деятельность как служение своим идеалам и ценностям.
Окружение | Какие люди и вещи, где и когда окружают вас при достижении вами своей цели? |
|
Поведение | Что вы делаете в данном окружении для достижения цели? |
|
Способности | Какие способности поддерживают эти виды поведения? |
|
Убеждение и ценности | Почему важно использовать именно эти способности, осуществлять именно такое поведение в рамках достижения вашей цели? |
|
Идентичность | Кто вы такой, поддерживающий именно эти ценности и убеждения, чем вы отличаетесь от других людей в данном окружении? Используйте метафору для своего личностного своеобразия |
|
Миссия | Представьте как можно более детально образ себя в будущем, полностью реализовавшего свои цели. Всмотритесь, вслушайтесь, почувствуйте себя в этом опыте. Ощутите себя обладающим всеми ресурсами, необходимыми для успешной реализации цели. Создайте метафору миссии |
|
Что нужно делать и чего не нужно делать при сгорании
Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
Не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. И не пытайтесь провести эту работу сами с собой, - такую сложную (и болезненную) работу можно выполнить только вместе с профессиональным психологом-консультантом [5, c. 102].
Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь. Основа «восстановления профессионала» – помочь человеку «ожить» и «заново собрать себя».
Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, но подавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.
Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.
И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.