Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Бурлака,

В.А. Рогожин

 

 

 

 

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород – 2009

 

ББК 67.409                Б 91

                                             Печатается по решению

                                                    редакционно-издательского 

                                                    совета БелЮИ МВД России


 

 

Бурлака, С. А. Уголовно-исполнительное право : курс лекций / С. А. Бурлака, В. А. Рогожин. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 143 с.

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Дмитраков Ю.В., начальник ФГУ УФСИН России по Белгородской области, полковник внутренней службы;

Архипцев Н.И., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии (БелГУ).

Смирнов С.Н., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России.

 

В курсе лекций с учетом последних существенных изменений  нормативной базы раскрываются положения, предлагаются источники, знание которых необходимо не только практическим работникам правоохранительных органов и судов общей юрисдикции, но и юристам органов управления, а также должностным лицам, на которых законом возложено исполнение уголовных наказаний в качестве дополнительной функции к их основной деятельности.

Курс лекций ориентирован на курсантов и студентов образовательных  учреждений, готовящих юристов широкого профиля и изучающих уголовно-исполнительное право на основе типовой программы в ограниченном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  © ООНИ и РИД БелЮИ

                                                                   МВД России, 2009.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

5

Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса

7

1. Современная уголовно-исполнительная  политика России

7

2. Принципы уголовно-исполнительной  политики и уголовно-исполнительного права

10

3. Понятие, предмет,  метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права

17

4. Предмет и система  курса уголовно-исполнительного  права

19

5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права

России

20

Нормативные правовые акты и литература по теме

28

Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

29

1. Система уголовно-исполнительного  законодательства

29

2. Понятие, структура  и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства

31

3. Предмет уголовно-исполнительного  права – уголовно-исполнительные правоотношения

34

Нормативные правовые акты и литература по теме

39

Лекция 3. Правовое положение осужденных

41

1. Общая характеристика  правового положения осужденных

41

2. Содержание прав  и законных интересов осужденных

42

3. Основные обязанности осужденных

48

4. Обращения осужденных  и порядок их рассмотрения

49

Нормативные правовые акты и литература по теме

52

Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью

54

1. Система учреждений  и органов, исполняющих наказания

54

2. Взаимодействие учреждений  и органов, исполняющих наказания,  с правоохранительными органами

57

3. Контроль за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих  наказания

61

Нормативные правовые акты и литература по теме

66

Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

68

1. Исполнение наказания  в виде штрафа

68

2. Исполнение наказания  в виде лишения права занимать  определенные должности или заниматься определенной деятельностью

69

3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

72

4. Исполнение наказания  в виде ограничения свободы

73

5. Исполнение наказания  в виде обязательных работ

77

6. Исполнение наказания в виде исправительных работ

79

Нормативные правовые акты и литература по теме

82

Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы

84

1. Порядок и условия  исполнения (отбывания) наказания  в виде ареста

84

2. Лишение свободы.  Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения

86

3. Режим в исправительных  учреждениях и средства его  обеспечения

92

4. Условия отбывания  наказания в исправительных учреждениях

94

Нормативные правовые акты и литература по теме

99

Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов

101

1. Отбывание наказания  в исправительных колониях

101

2. Отбывание наказания  в колонии-поселении

110

3. Отбывание наказания  в тюрьмах

111

4. Отбывание наказания  в воспитательных колониях

114

Нормативные правовые акты и литература по теме

118

Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними

120

1. Правовые основания  и порядок освобождения от  наказания

120

2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей

128

3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

129

4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания  наказания

133

Нормативные правовые акты и литература по теме

136

Приложение 

139


 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В комплексе взаимосвязанных  отраслей законодательства, регламентирующего системное воздействие на преступность, существенное место принадлежит федеральному уголовно-исполнительному законодательству, которое в условиях современной российской государственности кардинально изменило свои сущностные характеристики: предмет, метод, цели и задачи, нормативную базу, механизм реализации.

Ныне уголовно-исполнительное право, оправданно расширив свой предмет как самостоятельной отрасли права и как науки, исследует многочисленные закономерности борьбы с преступностью посредством уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер. К ним относятся: отношения государства в лице учреждений и органов, исполняющих наказания, с осужденными; место и роль исправительных (пенитенциарных) учреждений в борьбе с преступностью; принципы уголовно-исполнительной политики государства; история уголовно-исполнительного законодательства и права; практика правореализации в области исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера; международные стандарты и возможности рецепции положительного пенитенциарного опыта зарубежных государств; роль, место религиозных организаций и общественности в сфере функционирования уголовно-исполнительной системы; современные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний и ключевые направления их разрешения в системе отраслей права криминального цикла.

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования  уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Уголовно-исполнительное право, изучающее конечный результат  всей правоохранительной и судебной деятельности государства, тесно связано с другими юридическими дисциплинами: теорией государства и права, конституционным, международным правом, правоохранительными органами, организацией судебной деятельности, а также мировой и отечественной историей. Оно исходит из основных положений уголовного права, уголовного процесса и криминологии, юридической психологии и этики. Отмечая взаимосвязь уголовного и «тюремного» права, известный российский юрист XIX в., профессор И.Я. Фойницкий ту часть уголовного права, которая занимается наказанием, называл пенологией, или учением о наказании, содержание которого образуют вопросы о праве наказания, о применении наказания и о мерах наказания1.

Поэтому успешное усвоение курса уголовно-исполнительного права предполагает предварительное или параллельное изучение названных учебных дисциплин.

Изложенные выше обстоятельства учтены в предлагаемом вниманию обучаемых  курсе лекций. Их следует принимать  во внимание при изучении уголовно-исполнительного  права слушателями, курсантами и студентами всех специальностей и специализаций.

В основу данного курса  лекций легли основополагающие идеи, изложенные в работах теоретиков уголовно-исполнительного права: В.Д. Иванова, В.Б. Малинина, А.С. Михлина, П.Г. Пономарева, В.И. Селиверстова, А.А. Толкаченко, И.В. Шмарова и др.

 

ЛЕКЦИЯ № 1

 

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО  ПРАВА,

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА

 

Вопросы лекции

1. Современная уголовно-исполнительная  политика России.

2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права.

3. Понятие, предмет,  метод, задачи и функции уголовно-исполнительного  права.

4. Предмет и система  курса уголовно-исполнительного  права.

5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права России.

 

1. Современная  уголовно-исполнительная политика России

 

Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности, к праву. Право – средство выражения и закрепления политики. Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью выделяют уголовную политику и политику в сфере предупреждения преступности. Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового действия. Вместе с тем, все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и взаимосвязаны.

Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной  политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом соответствующих  положениях международных актов  об обращении с осужденными, достижениях науки и практики. В России 90-х годов прошлого столетия произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. В соответствие с признаками правового государства должна быть приведена вся система пенитенциарных учреждений страны. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; регламентации новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; привлечении общества к исправлению осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов. К факторам, влияющим на уголовно-исполнительную политику, можно отнести: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, характер идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и об обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической пенитенциарной деятельности.

Социально-политическое состояние  общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономически благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованными в уголовно-исполнительном законодательстве, и реальным их воплощением.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику. Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияют на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает  существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений негативно влияют на нравственные и правовые представления в обществе, оправдывают более жесткие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с  осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники приняли на себя обязательства «обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности»2.

Россия, являясь правопреемницей  СССР, взяла на себя обязанность  соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950); Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987); Европейские пенитенциарные правила (1987) и ряд других документов. Россия как член совета Европы должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.

Информация о работе Уголовно исполнительное право