Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций
В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.
Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
С.А. Бурлака,
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
КУРС ЛЕКЦИЙ
Белгород – 2009
ББК 67.409 Б 91 |
Печатается по решению
|
Бурлака, С. А. Уголовно-исполнительное право : курс лекций / С. А. Бурлака, В. А. Рогожин. – Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. – 143 с.
Рецензенты:
Дмитраков Ю.В., начальник ФГУ УФСИН России по Белгородской области, полковник внутренней службы;
Архипцев Н.И., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии (БелГУ).
Смирнов С.Н., кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России.
В курсе лекций с учетом последних существенных изменений нормативной базы раскрываются положения, предлагаются источники, знание которых необходимо не только практическим работникам правоохранительных органов и судов общей юрисдикции, но и юристам органов управления, а также должностным лицам, на которых законом возложено исполнение уголовных наказаний в качестве дополнительной функции к их основной деятельности.
Курс лекций ориентирован
на курсантов и студентов
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие |
5 |
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса |
7 |
1. Современная уголовно- |
7 |
2. Принципы уголовно- |
10 |
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права |
17 |
4. Предмет и система
курса уголовно- |
19 |
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права России |
20 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
28 |
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации |
29 |
1. Система уголовно- |
29 |
2. Понятие, структура
и классификация норм уголовно- |
31 |
3. Предмет уголовно- |
34 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
39 |
Лекция 3. Правовое положение осужденных |
41 |
1. Общая характеристика правового положения осужденных |
41 |
2. Содержание прав
и законных интересов |
42 |
3. Основные обязанности осужденных |
48 |
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения |
49 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
52 |
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью |
54 |
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания |
54 |
2. Взаимодействие учреждений
и органов, исполняющих |
57 |
3. Контроль за деятельностью
учреждений и органов, |
61 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
66 |
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества |
68 |
1. Исполнение наказания в виде штрафа |
68 |
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью |
69 |
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград |
72 |
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы |
73 |
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ |
77 |
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ |
79 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
82 |
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы |
84 |
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста |
84 |
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения |
86 |
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения |
92 |
4. Условия отбывания
наказания в исправительных |
94 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
99 |
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов |
101 |
1. Отбывание наказания в исправительных колониях |
101 |
2. Отбывание наказания в колонии-поселении |
110 |
3. Отбывание наказания в тюрьмах |
111 |
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях |
114 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
118 |
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними |
120 |
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания |
120 |
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей |
128 |
3. Помощь осужденным,
освобождаемым от отбывания |
129 |
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания |
133 |
Нормативные правовые акты и литература по теме |
136 |
Приложение |
139 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В комплексе взаимосвязанных отраслей законодательства, регламентирующего системное воздействие на преступность, существенное место принадлежит федеральному уголовно-исполнительному законодательству, которое в условиях современной российской государственности кардинально изменило свои сущностные характеристики: предмет, метод, цели и задачи, нормативную базу, механизм реализации.
Ныне уголовно-исполнительное право, оправданно расширив свой предмет как самостоятельной отрасли права и как науки, исследует многочисленные закономерности борьбы с преступностью посредством уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер. К ним относятся: отношения государства в лице учреждений и органов, исполняющих наказания, с осужденными; место и роль исправительных (пенитенциарных) учреждений в борьбе с преступностью; принципы уголовно-исполнительной политики государства; история уголовно-исполнительного законодательства и права; практика правореализации в области исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера; международные стандарты и возможности рецепции положительного пенитенциарного опыта зарубежных государств; роль, место религиозных организаций и общественности в сфере функционирования уголовно-исполнительной системы; современные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний и ключевые направления их разрешения в системе отраслей права криминального цикла.
В процессе формирования
и дальнейшего
Уголовно-исполнительное право, изучающее конечный результат всей правоохранительной и судебной деятельности государства, тесно связано с другими юридическими дисциплинами: теорией государства и права, конституционным, международным правом, правоохранительными органами, организацией судебной деятельности, а также мировой и отечественной историей. Оно исходит из основных положений уголовного права, уголовного процесса и криминологии, юридической психологии и этики. Отмечая взаимосвязь уголовного и «тюремного» права, известный российский юрист XIX в., профессор И.Я. Фойницкий ту часть уголовного права, которая занимается наказанием, называл пенологией, или учением о наказании, содержание которого образуют вопросы о праве наказания, о применении наказания и о мерах наказания1.
Поэтому успешное усвоение курса уголовно-исполнительного права предполагает предварительное или параллельное изучение названных учебных дисциплин.
Изложенные выше обстоятельства учтены в предлагаемом вниманию обучаемых курсе лекций. Их следует принимать во внимание при изучении уголовно-исполнительного права слушателями, курсантами и студентами всех специальностей и специализаций.
В основу данного курса лекций легли основополагающие идеи, изложенные в работах теоретиков уголовно-исполнительного права: В.Д. Иванова, В.Б. Малинина, А.С. Михлина, П.Г. Пономарева, В.И. Селиверстова, А.А. Толкаченко, И.В. Шмарова и др.
ЛЕКЦИЯ № 1
ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА,
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА
Вопросы лекции
1. Современная уголовно-
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права.
3. Понятие, предмет,
метод, задачи и функции
4. Предмет и система
курса уголовно-
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права России.
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности, к праву. Право – средство выражения и закрепления политики. Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью выделяют уголовную политику и политику в сфере предупреждения преступности. Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового действия. Вместе с тем, все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и взаимосвязаны.
Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы исполнения наказания.
Уголовно-исполнительная
политика России базируется на выработанных
международным сообществом
Формирование уголовно-
Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов.
Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономически благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованными в уголовно-исполнительном законодательстве, и реальным их воплощением.
Нравственное состояние
Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений негативно влияют на нравственные и правовые представления в обществе, оправдывают более жесткие политические и правовые решения.
Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники приняли на себя обязательства «обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности»2.
Россия, являясь правопреемницей СССР, взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950); Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987); Европейские пенитенциарные правила (1987) и ряд других документов. Россия как член совета Европы должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.