Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Принципы и стандарты  о защите прав человека и об обращении  с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов. Принципы и стандарты являются четкими ориентирами для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Важным фактором, оказывающим  влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, являются достижения современной науки. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными3. Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуются уголовным, уголовно-исполнительным правом, криминологией, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались еще в дореволюционный период и продолжаются до сих пор. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.

Современной задачей  российской науки является определение  места пенитенциарной системы России в правовом государстве, а также стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием правильности достижений науки выступает практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно-исполнительных органов. Если исследования определят низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести в них соответствующие коррективы.

Основной  формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время воплощена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Итак, можно  сделать вывод, что уголовно-исполнительная политика не является какой-то особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства. Являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, уголовно-исполнительная политика дает направление деятельности государственных и общественных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержание этой деятельности.

 

2. Принципы  уголовно-исполнительной политики  и уголовно-исполнительного права

 

Принципы уголовно-исполнительной политики – это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний. Принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.

Существует три группы принципов: а) общеправовые, б) межотраслевые, в) отраслевые.

Общеправовыми они называются потому, что присущи всем отраслям права; межотраслевыми – потому, что присущи смежным отраслям права: уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному; отраслевыми – потому, что присущи только одной отрасли права – уголовно-исполнительному.

I. Общеправовые принципы.

1. Принцип законности.

а) Он пронизывает всю  деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны исправлять в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение. Качественная организация исправительного процесса в каждой колонии – важнейшее средство достижения цели.

б) Основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, поскольку способствуют росту рецидивной преступности.

в) Данный принцип предполагает соблюдение законов и требований режима осужденными и другими участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

г) Контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный, ведомственный (ст. 19-22 УИК РФ) и общественный контроль4.

2. Принцип гуманизма.

а) Прежде всего он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его. Вся  деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных. Выходит, что суровая мера государственного принуждения – уголовное наказание – является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.

б) Гуманизм проявляется  в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

в) Принцип гуманизма  находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания: жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.

Требованиям гуманности отвечают и нормы закона о поддержании  контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.

Особой гуманностью  отличаются условия, установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Так, им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышены нормы питания.

г) За хорошее поведение  и честное отношение к труду  к осужденным применяется целая система мер поощрений (ст. 113 УИК РФ).

д) Отражением принципа гуманизма  является прогрессивная система исполнения наказаний, т.е. изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.

е) Проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания.

ж) К лицам, доказавшим свое исправление, могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или замена его более мягким.

з) От отбывания наказания  освобождаются лица, заболевшие душевной, хронической или иной тяжкой болезнью.

и) Выражением гуманности является возможность применения амнистии и помилования.

3. Принцип демократизма.

а) Законы, регулирующие исполнение наказаний и применение к осужденным исправительного воздействия, выражают волю народа, освещаются в СМИ и широко обсуждаются.

б) Руководство деятельностью  исправительных учреждений строится на основе демократического централизма, т.е. централизованное руководство органами, исполняющими наказание, в пределах страны сочетается с возможностями широкой самостоятельности местных органов власти и управления.

в) Принцип демократизма выражается в активном участии общественности в исправлении осужденных и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений, в работе самодеятельных организаций осужденных.

4. Принцип равенства осужденных перед законом.

а) Основное содержание этого  принципа составляет положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом, независимо от происхождения, социального положения, пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств. В местах лишения свободы для этого предусматриваются единые условия содержания осужденных, осуществляется постоянный надзор за их поведением, создаются равные условия для отправления религиозных обрядов всем основным конфессиям, обеспечиваются права национальных меньшинств, иностранных граждан и лиц без гражданства.

б) Также этот принцип  выражается и в демократическом  характере процесса исправления осужденного: он не только объект, но и субъект воспитания, т.е. осужденные сами участвуют в воспитании друг друга. С этой целью в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации.

II. Межотраслевые принципы

1. Принцип дифференциации исполнения наказаний.

Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству (есть специальные колонии для иностранцев и лиц без гражданства); полу (мужские и женские); возрасту (есть колонии для несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (колонии строгого режима); рецидиву (колонии особого режима). Есть колонии для работников правоохранительных органов.

Дифференциация  обуславливает установление законом  для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними.

Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях – четырехступенчатую (плюс льготные) классификации условий отбывания наказания.

Распределение осужденных по отрядам после прохождения  адаптационного периода происходит, как правило, в зависимости от ряда субъективных особенностей, характеризующих того или иного осужденного: возраст, образование, имеющаяся профессия, характеристика личности, прошлые судимости и т.д. Это является своего рода первоначальным этапом дифференцированного подхода к осужденному при организации исправительного процесса.

Дифференциация осужденных осуществляется на разных этапах в  зависимости от ее основания. В процессе отбывания наказания осужденные дифференцируются на определенные группы с учетом возраста, состояния здоровья, наличия профессии, возможности досрочного освобождения и прочих обстоятельств.

2. Принцип индивидуализации.

Он выражается в требовании строго индивидуального  подхода к каждому осужденному, т.е. в выборе нужных именно данному  осужденному мер воздействия.

Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного  с учетом характера и степени  общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т. п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.

Индивидуализация наказания  на стадии его исполнения означает, во-первых, изменение объема кары в  зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного  воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

Индивидуализация применения средств исправления осуществляется с учетом личностных особенностей. Исходя из индивидуальных характеристик осужденного в процессе индивидуальной работы, выявляются положительные и отрицательные черты, присущие конкретному осужденному, на основе полученных данных осужденные относятся к той или иной классификационной группе (например, злостные нарушители режима по ст. 116 УИК или лица, добросовестно относящиеся в труду, обучению, активно участвующие в работе самодеятельных организаций и в воспитательных мероприятиях). В зависимости от принадлежности осужденных к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется целый комплекс средств, сопровождающих процесс исправления (например, водворение в штрафной изолятор, что значительно сужает пользование комплексом тех прав, которые присущи осужденному к лишению свободы, или изменение вида исправительного учреждения, что расширяет спектр прав, предоставляемых осужденному, содержащемуся в местах лишения свободы).

Необходимо ставить  задачи по исправлению осужденных и  ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.

III. Отраслевые  принципы.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.

Наказание должно не только карать, но и исправлять, воспитывать  осужденного.

Исправление осужденных, являясь целью уголовного наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), достигается посредством применения к осужденным основных средств исправления в процессе отбывания наказания.

Согласно ч. 2 ст. 9 УИК  РФ в качестве основных средств исправления действующее уголовно-исполнительное законодательство определяет: а) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); б) воспитательную работу; в) общественно-полезный труд; г) получение общего образования; д) профессиональную подготовку; е) общественное воздействие.

Информация о работе Уголовно исполнительное право