Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Дальнейшим развитием  идей демократизма и гуманизма стало  Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающее следующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка на поселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключение в тюрьме, арест, денежный штраф.

Смертная  казнь приводилась в исполнение путем непубличного повешения. Такая процедура свидетельствовала об исключении цели публичного устрашения процессом казни. Каторга могла быть применена бессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержались в каторжных тюрьмах или за их пределами и подвергались тяжелым принудительным работам. Заключение в исправительный дом применялось на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости - на срок от двух до шести лет, а в тюрьме - от двух недель до одного года. Арест назначался на срок от одного до шести месяцев. Исполнение денежного штрафа могло быть отсрочено или рассрочено на срок до одного года.

Развитие уголовно-исполнительного  законодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, в тюремные инструкции и иные нормативные источники.

Ко времени свержения  монархии и Октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшее развитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей. Таким образом, к началу советского периода истории была создана законченная отечественная теория и законодательная основа уголовно-исполнительного права. Советский период уголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг. и, безусловно, базировался на рассмотренных исторических корнях и преемственности.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация  пенитенциарного права в исправительно-трудовое, были благородные идеи об исправлении  осужденных – главной цели наказания  и общественно-полезном труде как ведущем средстве исправления. Основные руководящие идеи советской уголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе «О наказаниях» судебного пункта программы РКП (б), принятой VII съездом правящей коммунистической партии в 1919г. В этом документе, а также в ряде работ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, не совместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания; введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудом с проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введение товарищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии10.

Эти и другие принципы и программные установки ускорили творческую деятельность нового государства, в частности создание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такая деятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела в мире, а вполне соответствовала международным тенденциям.

Первые нормы  Советского государства в области определения и исполнения уголовных наказаний появились уже в конце 1917 – начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальных уголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездов Советов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например, Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядке отбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении распределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения» 1921 г. и др.).

Система мест лишения  свободы состояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних и молодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеются основания для послабления режима или досрочного освобождения, карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции правительством определялась необходимость защиты Советской республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. В 1922 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924 г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительного характера – Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениями места заключения трансформировались в направлении от тюрем к исправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:

а) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения, исправительно-трудовые дома, трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, изоляторы специального назначения, переходные исправительно-трудовые дома);

б) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического  характера: трудовые дома для несовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи;

в) учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

Подготовка и принятие открытых систематизированных документов, доступных для каждого гражданина, - величайшая заслуга отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своего времени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелись далеко не в каждой из стран Европы. Первые уголовно-исполнительные акты общего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политики государства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значения до настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основу современного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.

Последующий этап охватывает время принятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в том числе нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные идеи исполнения уголовных наказаний, к сожалению, в силу политических причин того времени оставшиеся лишь декларациями.

Тридцатые годы характеризуются  началом все более превалирующей  тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлению от основанного на законе судебного порядка их применения на базе политического тезиса об усилении классовой борьбы (об этом см., например: Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. – М., 2000; Стецовский Ю.И. История советских репрессий. В 2-х т. – М., 1997).

Период с конца 30-х  по начало 50-х годов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности: исправительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности  в период Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнения наказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами административного характера, а преподавание этого предмета было надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.

Следующий исторический этап характеризуется восстановлением  правовых начал регулирования отечественных уголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового права на базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органов страны. В конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. принимается целый блок Основ законодательства Союза ССР и союзных республик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. На их основе принимаются меры по улучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываются и утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера: общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969г., Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970г., Положения о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966, 1983 гг.

К середине 80-х годов  в СССР образовались фактически две  ветви законодательства, регулирующего исполнение уголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных11. Объективно встал вопрос о создании единой, кодифицированной, основанной на общей теоретической базе отрасли законодательства, – уголовно-исполнительного. Началась работа по созданию соответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада Союза ССР и образования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкой соответствующих модельных кодексов в рамках Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств.

С распадом СССР и принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. советский период истории отечественного права завершается. Дальнейшее современное нам развитие уголовно-исполнительного права продолжает осуществляться в рамках новой российской государственности. После вступления России в Совет Европы формируется и с 1998 г. реализуется концепция совершенствования уголовно-исполнительной системы под эгидой Министерства юстиции России, расширяется нормативная база отрасли права12; для дальнейших научных исследований пенитенциарной проблематики принимаются соответствующие программы, в 1999 г. создано новое государственное учреждение – НИИ уголовно-исполнительной системы Минюста РФ13.

В настоящее время  уголовно-исполнительная система страны характеризуется следующими основными параметрами. К началу 2008 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось более 1 млн. человек, в том числе: в 753 исправительных колониях - примерно 700 тыс. человек, в 190 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 137 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов и тюрем, - 152 тыс. человек; в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - примерно 12,5 тыс. человек. В следственных изоляторах находится около 10 тыс. подследственных женщин, в исправительных учреждениях отбывают наказание 61,5 тыс. осужденных женщин, в 11 домах ребенка при женских колониях находится 747 детей.

Нормативные правовые акты и литература по теме

 

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. - 1992. - № 2.

2. Конституция Российской Федерации. – М., 2008.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М., 2008.

4. Уголовный кодекс РФ. – М., 2008.

5. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316. (с изм и доп.).

6. Исаенкова, О. В. Исполнительное право в Российской Федерации: особенности становления и перспективы развития : монография / О. В. Исаенкова. – М. : Юрлитинформ, 2007. – 296 с.

7. Кашуба Ю. А., Хижняк В. И. Теоретические аспекты формирования уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних / Ю. А. Кашуба, В. И. Хижняк // Юрист-правовед. - 2003. - № 1. - С. 32-38.

8. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / под общ. ред. докт. юрид. наук проф. О. О. Миронова; научн. ред. докт. юрид. наук проф. А. С. Михлин и докт. юрид. наук проф. В. И.Селиверстов. – М. : ИД Юриспруденция, 2003. – 668 с.

9. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы России // Российская юстиция. - 2003. - № 10. - С. 4-6.

10. Кудрявцев, В. Н. Политическая юстиция в СССР / В. Н. Кудрявцев, А. И. Трусов. – М. : Право, 2000. – 68 с.

11. Малыгин, А. Становление отечественной уголовно-исполнительной политики / А. Малыгин, В. Мордачев // Уголовное право. - 2004. - № 1. - С. 98-101.

12. Рент, Ю. А. История правоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России : монография / Ю. А. Рент. – Рязань, 2002. – 200 с.

13. Телегин, А. А. Правовое и организационное обеспечение научных исследований, проводимых в сфере исполнения уголовных наказаний : монография / А. А. Телегин. – Орел : ОрЮИ МВД России, 2007. – 113 с.

14. Тепляшин, П. В. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах : учебное пособие / П. В. Тепляшин. – Красноярск : Сибирский ЮИ МВД России, 2006. – 120 с.

15. Уголовно-исполнительное право России : учебник / под ред. В.И. Селиверстова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 572 с.

16. Уголовно-исполнительное право : курс лекций / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А. А. Толкаченко. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. – 377 с.

17. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX – начала XXI века: учебник для вузов / под ред. А. И. Зубкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2002. – 720 с.

18. Чайка, Ю. И. Министерство юстиции и укрепление вертикали власти / Ю.И. Чайка // Российская юстиция. - 2002. - № 9. - С. 2-7.

 

ЛЕКЦИЯ № 2

 

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Вопросы лекции

1. Система уголовно-исполнительного законодательства.

2. Понятие, структура  и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства.

3. Предмет уголовно-исполнительного  права – уголовно-исполнительные  правоотношения.

 

1. Система уголовно-исполнительного законодательства

 

Под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать комплекс правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и иных мер уголовно-правового характера.

В общих чертах, под системой законодательства понимается упорядоченный определенным образом перечень нормативных актов. Систему уголовно-исполнительного законодательства образует совокупность юридических норм, определяющих исполнение назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера. Система уголовно-исполнительного законодательства – это прежде всего упорядоченная совокупность, отдельные части которой занимают строго определенные места внутри этой системы и находятся в определенной зависимости от юридической силы того или иного нормативного акта14.

Информация о работе Уголовно исполнительное право