Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

- анонимны, не содержат  утверждения или конкретных фактов  того, что лицо или лица стали  жертвами нарушения прав или  к ним были применены пытки, другие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство средства обращения и наказания;

- представляют собой злоупотребление правом обращения в международные организации или несовместимы с положением норм международного права;

- рассматриваются в  соответствии с другими процедурами  международного разбирательства (например, Комиссии ООН по правам человека).

В УИК РФ закрепляется важнейшее право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации по месту отбывания наказания (ч. 5 ст. 12 УИК РФ).

Государственным языком Российской Федерации является русский  язык, он также выступает языком межгосударственного общения. В  случае, если документы составляются на языке субъекта Российской Федерации и направляются в органы, расположенные вне пределов его территории, либо в межгосударственные органы, расположенные за границей Российской Федерации, они должны быть переведены на русский язык по месту отправления документов. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации (русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные  граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения.

Осужденные  имеют право на охрану здоровья и  получение квалифицированной медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК РФ).

Осужденные к наказанию  без изоляции от общества, за исключением  ограничения свободы, получают медицинскую помощь в обычных условиях деятельности органов здравоохранения в России. Такая помощь осужденным должна предоставляться на равных условиях с другими гражданами, без каких-либо изъятий и дискриминационных ограничений.

Применительно к ограничению свободы, а также наказаниям, связанным с изоляцией от общества (лишение свободы, арест), право на охрану здоровья осужденных реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений.

Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую психологической службой исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

Осужденные  имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий (ч. 7 ст. 12 УИК  РФ). Такое право имеют осужденные независимо от вида отбываемого наказания. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ни пенсии, ни пособия не выплачивались; на время отбывания наказания  их выплаты приостанавливались. Теперь этот порядок изменен; пенсии и социальные пособия данным лицам как выплачивались на свободе, так и выплачиваются во время отбывания наказания, а при наступлении необходимых условий будут назначаться через органы социальной защиты по месту отбывания наказания.

Конституция Российской Федерации гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая, что задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Уголовно-исполнительный кодекс гарантирует получение юридической помощи от адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи, в процессе отбывания уголовного наказания, т.е. тогда, когда уже завершено судебное разбирательство и вынесен приговор (ч. 8 ст. 12 УИК РФ).

Осужденные  – иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста, ограничения  свободы или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации. Если на территории Российской Федерации нет дипломатических представительств и консульских учреждений в силу отсутствия дипломатических отношений с государством, гражданином которого является осужденный, то такая связь устанавливается с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных лиц (ч. 9 ст. 12 УИК РФ).

Формы поддержания связей с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, а также с межгосударственными органами различны. Они могут включать в себя направление предложений, заявлений и жалоб, переписку, телефонные переговоры и свидания с дипломатическими и консульскими работниками и предоставляться с учетом отбываемого вида наказания.

Осужденные  имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ).

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым  рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.

Прежде всего это  меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.

К средствам обеспечения  личной безопасности осужденных следует  отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания. Представляя собой систему наблюдения и контроля за поведением осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений, в том числе совершаемых в отношении осужденных.

Важным средством обеспечения личной безопасности осужденных является применение мер безопасности и оружия, а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных – профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющему наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Применительно к исправительным учреждениям это могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место (например, из общежития в дежурную часть) либо по задержанию лица, от которого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это – первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Осужденным  гарантируются свобода совести  и свобода вероисповедания (ст. 14 УИК РФ) без каких-либо особых ограничений. Эта гарантия обеспечивается обязанностью:

- администрации исправительного  центра разрешать в необходимых  случаях осужденным посещать место богослужения, находящееся за пределами исправительного центра;

- приглашать священнослужителей, принадлежащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, к осужденным к аресту и лишению свободы по их просьбе и выбору;

- разрешать осужденным  совершать религиозные обряды, пользоваться  предметами культа и религиозной  литературой.

Священнослужители допускаются к осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, в помещениях камерного типа при отсутствии угрозы личной безопасности для посетителей.

Тяжелобольным, а также  осужденным к смертной казни перед  исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Отправление религиозных  обрядов не должно нарушать правила  внутреннего распорядка исправительного учреждения.

При осуществлении прав и свобод осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

 

3. Основные  обязанности осужденных

 

К основным обязанностям отнесены те из них, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или создают условия для деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).

Осужденные  должны исполнять установленные  законодательством РФ обязанности  ее граждан, соблюдать принятые в  обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены, т.е. соблюдать общегражданские обязанности.

Но если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов выполнения таких обязанностей, то в местах лишения свободы к  этим аспектам их жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные уже обязаны.

На осужденных возлагается обязанность соблюдать  требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы о соблюдении федеральных  законов, определяющих порядок и  условия отбывания наказания, принятых в соответствии с ними нормативных  правовых актов, а также выполнении законных требований администрации  учреждений и органов, исполняющих наказания, составляют правовую основу поддержания правопорядка во время исполнения уголовного наказания.

На осужденных возлагается специальная обязанность  выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых указаний и приказов администрации.

Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным (требование носит  сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и пр.).

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений  между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения и органы, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Следует отметить, что  если требования о вежливом отношении  к персоналу и иным лицам осужденными в целом воспринимаются положительно и в основном соблюдаются, то поддерживать вежливые отношения между собой им удается далеко не всегда. На этой почве больше всего совершается нарушений режима и преступлений. Поддерживать требование о выполнении осужденными данной обязанности помогают жесткий надзор и контроль за поведением в местах их нахождения, а также проведение широких мероприятий воспитательного характера. Важными, безусловно, являются и пример взаимоотношений персонала, а также форма обращения со стороны его отдельных членов к осужденным.

Еще одной  специфической обязанностью осужденных выступает обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Данная обязанность в большей мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает еще и формой контроля, а также проведения воспитательной работы. В случае неявки, осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения, как в устной, так и в письменной форме. Отказ от дачи объяснений влечет за собой применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

Неисполнение  осужденными возложенных на них  обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации влекут установленную законом дисциплинарную или материальную ответственность, в крайнем случае, перевод в учреждение с более строгим видом режима.

 

4. Обращения  осужденных и порядок их рассмотрения

 

Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов (ст. 15 УИК РФ).

Предложения – это обращения осужденных, в которых содержатся сведения о необходимости сохранения либо изменения существующих явлений или процессов. Обычно они выражаются в предложениях об изменении действующего законодательства и нормативных правовых актов, а также практики исправительных учреждений.

Заявления – это обращения осужденных, в которых, как правило, излагаются просьбы о необходимости принятия каких-либо решений или действий в интересах заявителя, например, заявления осужденных с просьбой разрешить выезд за пределы исправительного учреждения (ст. 97 УИК).

Информация о работе Уголовно исполнительное право