Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Вторая задача – это  профилактика и предотвращение преступлений освобожденных от наказания, в первую очередь лиц, судимых за особо тяжкие и тяжкие преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания наказания зарекомендовали себя с отрицательной стороны.

Направления и формы  взаимодействия не являются чем-то постоянным, они изменяются, совершенствуются либо отмирают под воздействием динамично развивающихся социально-экономических, политических, духовных и иных условий жизни общества. Несомненно только то, что достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, невозможно без тесного взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказания, с другими институтами государства и общества в целом.

 

3. Контроль  за деятельностью учреждений  и органов, исполняющих наказания

 

Под контролем следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, требованиям уголовно-исполнительного законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

В зависимости от статуса  субъектов, которые осуществляют контроль, различают:

- международный контроль;

- контроль государственной  власти и органов местного  самоуправления;

- судебный контроль;

- ведомственный контроль;

- прокурорский надзор;

- общественный контроль.

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в трех формах.

Первая – анализ международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина.

Вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них.

Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы  международного контроля за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания. Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), которые содержат стандарты условий содержания заключенных в области: размещения; питания; соблюдения норм гигиены; касающихся одежды и спальных принадлежностей; физических упражнений и спорта; медицинского обслуживания; дисциплины; наказаний и средств усмирения; информирования осужденных и предоставления ими жалоб; контактов с внешним миром; перемещения осужденных и др. Указанные международные документы рекомендуют всем государствам закрепить в национальном уголовно-исполнительном законодательстве принципы и положения, отраженные в них. Исходя из этого, в ч. 4 ст. 3 УИК РФ закреплено, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. К сожалению, по названным в УИК РФ причинам рекомендации Правил в нашем законодательстве полностью не реализованы. Это обстоятельство отрицательно сказывается на достижении целей наказания при его исполнении. Однако законодатель уже принял к исполнению многие рекомендации, содержащиеся в Правилах, и постепенно включает их в УИК РФ.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» государственный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:

1) Федеральное  Собрание Российской Федерации;

2) Президент  Российской Федерации;

3) Правительство  Российской Федерации;

4) законодательные  (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие  наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:

1) Президент Российской Федерации;

2) Председатель  Правительства Российской Федерации;

3) Уполномоченный  по правам человека в Российской  Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;

4) президенты, главы  органов законодательной и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, уполномоченные по  правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;

5) члены Совета  Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;

6) Генеральный  прокурор Российской Федерации,  а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов  местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;

8) члены общественных  наблюдательных комиссий, созданных  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Органы государственной  власти и управления - мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры и др. - обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения. Они имеют право осуществлять проверки-посещения исправительных учреждений, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.

Судебный  контроль - это одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене не отбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказание. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц.

Учреждения и органы, исполняющие наказания и составляющие в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ уголовно-исполнительную систему, находятся под контролем Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) Министерства юстиции РФ. Такой контроль осуществляется на федеральном уровне ФСИН Минюста России, на межрегиональном – управлениями ФСИН Минюста в федеральных округах, на региональном – территориальными управлениями ФСИН в субъектах РФ. Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, направлены на обеспечение соблюдения законодательства и иных нормативных актов при исполнении наказаний и соблюдения прав и законных интересов осужденных, безопасности осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных граждан.

Формы ведомственного контроля разнообразны. Основными из них являются: анализ статистической отчетности, комплексные инспекторские проверки, проверки отдельных направлений работы учреждений и органов, исполняющих наказание, проверки деятельности их служб и частей, проверки фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям, проверки плановой и отчетной документации, различных донесений, обращений, информационных справок и т. п.

Проводится и личный контроль со стороны руководителей органов управления различного уровня.

Прокурорский  надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 22 УИК РФ).

Для этой цели созданы  специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:

1) лица, задержанные и  подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;

2) обращение к исполнению  приговоров производилось в строгом  соответствии с законом и в установленные сроки;

3) содержание осужденных  в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;

4) соблюдалось законодательство  о порядке и условиях отбывания  наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;

5) своевременно и в  соответствии с законом исполнялось  наказание, не связанное с лишением свободы.

Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний  существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.

Осуществляя надзор за соблюдением  законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:

1) посещать в любое  время органы и учреждения  предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) опрашивать задержанных,  заключенных под стражу, осужденных  к лишению свободы или подвергнутых  мерам принудительного характера;

3) знакомиться с документами,  на основании которых эти лица  задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера;

4) знакомиться с оперативными  материалами;

5) требовать от администрации  создания условий, обеспечивающих  права задержанных, осужденных  и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять приказы, распоряжения, инструкции, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц;

6) опротестовывать незаконные  правовые акты, вносить представления, причем действие опротестованного акта приостанавливается до рассмотрения протеста;

7) прокурор вправе  своим постановлением отменять  дисциплинарные взыскания, наложенные  в нарушение закона на отбывающих  наказание в местах лишения  свободы, освобождать их из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

8) прокурор вправе  и обязан немедленно освобождать  своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (ст.ст. 33 и 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Закон устанавливает, что  постановления прокурора подлежат незамедлительному обязательному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.

В случае выявления нарушений  закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления - возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.

Общественный  контроль. Помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественные объединения, благотворительные организации вправе осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации21. Формами контроля, предусмотренными законодательством, являются:

- разрешительное посещение  мест отбывания наказания в  целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия, удовлетворения положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи), организации труда, воспитательной работы и отдыха осужденных;

Информация о работе Уголовно исполнительное право