Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

2) территориальные  органы управления уголовно-исполнительной  системы;

3) центральные  органы управления уголовно-исполнительной  системы.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему могут входить создаваемые по решению Правительства РФ учреждения и органы, обеспечивающие ее нормальную работу: следственные изоляторы; предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Центральным органом  управления уголовно-исполнительной системы  является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России). Она представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России подведомственна  Минюсту России20.

Территориальными органами являются региональные управления ФСИН.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21 июня 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие лишение свободы, обязаны:

1) обеспечить исполнение  уголовно-исполнительного законодательства;

2) создать условия  для обеспечения правопорядка  и законности, безопасности осужденных, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории;

3) обеспечить привлечение  осужденных к труду, а также  осуществлять их общее и профессиональное обучение;

4) обеспечивать охрану  здоровья осужденным;

5) осуществлять деятельность  по развитию своей материально-технической  базы и социальной сферы;

6) в пределах своей  компетенции оказывать содействие  органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Наряду с этим ст. 14 названного Закона закрепляет за органами, исполняющими наказание, следующие права:

1) осуществлять контроль  за соблюдением режимных требований  на объектах уголовно-исполнительной системы;

2) соблюдать осуществление  внутреннего распорядка в исправительных учреждениях;

3) осуществлять оперативно-розыскную  деятельность;

4) составлять протоколы  об административных нарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие меры;

5) производить досмотр,  обыск осужденных и других лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории исправительных учреждений и на прилегающих к ним территориях, а также изымать документы и запрещенные вещи;

6) осуществлять регистрацию  осужденных, их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемки, дактилоскопирование;

7) при проведении операций  по задержанию осужденных, совершивших  побег или уклоняющихся от  отбывания наказания в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов;

8) проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических средств, токсических веществ, назначать медицинское обследование заключенных;

9) использовать безвозмездно  возможности средств массовой  информации для розыска осужденных, совершивших побег;

10) проводить уголовно-процессуальные  действия;

11) применять физическую  силу, специальные средства и  оружие;

12) временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к исправительному учреждению территориях, не допускать к этим территориям граждан или обязывать их там остаться или покинуть эти территории;

13) вводить режим особых  условий;

14) привлекать осужденных  к труду с учетом их трудоспособности  и по возможности - специальности;

15) осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности;

16) участвовать в создании  и деятельности предприятий любых  организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя, акционера или вкладчика в управлении ими;

17) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом;

18) принимать во владение  и пользование от учреждений, предприятий и организаций любых  организационно-правовых форм, а  также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства, имущество;

19) обращаться в суды за защитой своих законных прав и интересов.

Права и обязанности  учреждений, исполняющих наказание  в виде лишения свободы, реализуются сотрудниками этих учреждений в пределах их должностной компетенции.

 

2. Взаимодействие  учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами

 

Деятельность суда, государственных  органов, ведущих борьбу с преступностью, учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана между собой. Эта взаимосвязь, несмотря на различие правовых основ, форм и методов их деятельности обусловливается стоящей перед ними общей задачей борьбы с преступностью в стране. Успешная работа каждого из указанных государственных органов – необходимая предпосылка эффективного выполнения задач другими звеньями этой системы. Они должны взаимодействовать на всех этапах борьбы с преступностью и, в частности, при исполнении наказаний.

Характер взаимодействия с каждым из них имеет свою специфику. Она обусловлена общим уровнем  экономического и политического  развития общества, особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой регламентацией и условиями деятельности, спецификой конкретных задач, стоящих перед ними.

Взаимодействие  учреждений и органов, исполняющих наказания, с органами расследования. Уголовно-процессуальным законодательством на органы следствия возложено не только раскрытие и расследование преступлений, но и выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также принятие мер по их устранению. Данное положение имеет принципиальное значение для предупреждения преступлений, совершаемых лицами, отбывающими наказание. Например, следователь должен информировать о выявленных недостатках в деятельности исправительного учреждения администрацию. Тем самым он содействует улучшению работы этих учреждений, укреплению дисциплины среди осужденных, повышению результативности исправительного процесса. Аналогичная ситуация должна иметь место и при исполнении наказания в дисциплинарных воинских частях. Следователь военной прокуратуры обязан принимать меры по предупреждению преступлений.

Следователи оказывают администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, помощь в изучении личности осужденных. Особенно это значимо для организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Следователь обязан предоставить администрации исправительного или воспитательного учреждения сведения об особенностях личности осужденного, полученные им в ходе предварительного следствия (о прошлой преступной деятельности; о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления; данные, характеризующие поведение осужденного до ареста в быту, на производстве, и т.д.).

При совершении освобожденными от наказания или отбывающими  наказание нового преступления администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, содействует органам расследования в изучении личности обвиняемого, представляя на него развернутую характеристику, а в случае необходимости – копии других материалов из его личного дела.

В исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования и суда другие совершенные ими преступления. Выявление их – важная задача как органов расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой общей задачи в местах лишения свободы возникла такая форма их взаимодействия, как работа среди осужденных по склонению их к добровольной явке с повинной.

Взаимодействие  органов и учреждений, исполняющих  наказания, с судами. Основа взаимодействия судов, учреждений и органов, исполняющих наказания, закладывается уже в ходе судебного разбирательства, когда суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, создавая тем самым предпосылки для организации с ними последующей эффективной профилактической работы.

Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в  том числе и подсудимых, в духе неуклонного соблюдения законов  Российской Федерации и уважения прав и свобод человека и гражданина. Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора. Если правильно применены общие начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, если наказание справедливо, соразмерно и соответствует характеру общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, то оно будет способствовать исправлению преступника.

Индивидуализируя наказание, суд создает необходимые предпосылки  и для индивидуализации его исполнения.

Нормы уголовно-процессуального  законодательства обязывают суд выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления. Рассматривая дела по обвинению лиц, уже имеющих судимость, суд должен установить причины и условия, способствовавшие совершению ими новых преступлений (например, слабый контроль за осужденными в процессе отбывания наказания, плохая организация труда и быта осужденных, злоупотребления персонала и др.). В этих случаях суд вправе вынести решение в адрес руководителей учреждений и органов, исполняющих наказание, или вышестоящих органов о необходимости принятия мер к устранению причин, порождающих преступления.

Взаимодействие  учреждений и органов, исполняющих  наказания, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК определяют основные направления взаимодействия данных органов.

Прежде всего следует  указать на взаимодействие по оказанию материальной и иной помощи исправительным учреждениям. Для этого довольно широко распространено беспроцентное кредитование исправительных учреждений, оказание им безвозмездной материальной помощи. Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления освободили исправительные учреждения от платы республиканских, краевых, областных и местных налогов, установили пониженную ставку оплаты за землю, водоснабжение, электроэнергию и т.д. Указанные финансовые льготы существенно облегчают положение предприятий исправительных учреждений, являющихся в значительной степени экономически убыточными, а также позволяют привести материальное положение осужденных в соответствие с требованиями международно-правовых стандартов и норм уголовно-исполнительного законодательства.

Органы государственной  власти субъектов РФ, местного самоуправления активно взаимодействуют с исправительными учреждениями в деле реализации гарантий правовой и социальной защиты их персонала.

Законодательством предусмотрены  определенные финансовые преимущества сотрудникам исправительных учреждений, льготы в обеспечении жильем, детскими садами, телефонной связью и т.п. Реализация их в условиях конкретных регионов дислокации исправительных учреждений осуществляется при непосредственной помощи региональных органов власти и органов местного самоуправления. В этом же аспекте важно взаимодействие по вопросу комплектования квалифицированными кадрами персонала исправительных учреждений. Уголовно-исполнительным законодательством предусматривается взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждениями и органами, исполняющими наказания, в деле обеспечения правопорядка в местах дислокации учреждений.

Так, органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к исправительным учреждениям, и устанавливают режимные требования на этих территориях (ч. 2 ст. 4 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Некоторым осужденным для  обеспечения производственной деятельности и хозяйственных нужд исправительного учреждения предоставляется право передвижения за пределами колонии без конвоя или сопровождения. Границы такого передвижения согласовываются руководителями исправительного учреждения с органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 96 УИК).

Важное значение имеет  взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в ведении воспитательной работы с осужденными. Формы такого взаимодействия довольно разнообразны: создание и улучшение материальной базы воспитательной работы (комплектование библиотек, ремонт клубов, киноаппаратуры, видео- и телевизионной техники и т.д.), участие в проводимых воспитательных мероприятиях, привлечение для этих же целей государственных и иных организаций региона. Так, органы местного самоуправления обязаны содействовать трудовому и бытовому устройству осужденных к ограничению свободы (ч. 3 ст. 47 УИК), проведению воспитательной работы с осужденными военнослужащими в дисциплинарных воинских частях (ч. 3 ст. 165 УИК).

Взаимодействие  учреждений и органов, исполняющих  наказания, и милиции направлено на решение двух задач. Первая – это обеспечение правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений осужденных, совершаемых во время отбывания наказания. Для решения этой задачи, например, при исполнении лишения свободы оперативными аппаратами исправительных учреждений, а также уполномоченными на то органами (включая оперативные аппараты милиции) проводится оперативно-розыскная работа (ч. 2 ст. 84 УИК). Она направлена на обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений, иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, розыск бежавших и уклоняющихся от отбывания наказания осужденных и т.д.

Информация о работе Уголовно исполнительное право