Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Жалобы – это обращения осужденных, в которых сообщается о нарушении прав, свобод и законных интересов и содержатся требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов осужденных.

Предложения, заявления  и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Осужденные могут направлять как индивидуальные, так и коллективные предложения, заявления и жалобы. Указанные обращения могут быть поданы как в интересах самого осужденного, так и в интересах третьих лиц. Вместе с тем на основании действующего законодательства запрещается прием и рассмотрение анонимных обращений. Поэтому предложения, заявления и жалобы должны быть подписаны осужденными.

Осужденные, отбывающие наказание в виде штрафа, лишения  права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и ограничения свободы, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно в общем для всех граждан порядке. Если они адресованы администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, то они регистрируются и рассматриваются по существу. О результатах рассмотрения извещается осужденный, подавший обращение.

Все предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для этого согласно Правилам внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от осужденных к аресту и лишению свободы, подлежат цензуре.

Однако из этого правила  есть исключение. Предложения, заявления  и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату. Для этого они принимаются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направленных Уполномоченному по правам человека Российской Федерации. Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» жалобы, направленные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

Предложения, заявления  и жалобы осужденных, адресованные в органы государственной власти, общественные объединения, не пользующиеся правом контроля и надзора, а также иным юридическим и физическим лицам, например адвокату, подвергаются цензуре и после этого направляются по принадлежности.

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений если в предложениях, заявлениях и жалобах осужденных поставлены вопросы, которые могут быть разрешены на месте администрацией, то с согласия осужденного они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению законных просьб и предложений, содержащихся в обращениях осужденных.

Если администрация  не компетентна разрешить вопросы, поставленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаивает на их отправке адресату, они направляются в соответствии с его желанием.

Предложения, заявления  и жалобы, содержащие сведения, которые  могут способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не направляются, а приобщаются к личному делу осужденного.

Подача предложений, заявлений  и жалоб осужденными не приостанавливает решения администрации и ее действия, по поводу которых обращаются осужденные.

Органы и должностные  лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Предложения, заявления  и жалобы должны быть рассмотрены  в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок рассмотрения установлен в 15 дней. Продление сроков возможно в случаях, если необходимо дополнительное изучение вопросов. Запрещено направлять жалобы тем органам и должностным лицам, чьи действия или решения обсуждаются19.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). В соответствии с указанной Конвенцией Европейская Комиссия по правам человека может рассматривать петиции от любого лица, неправительственной организации или группы лиц о нарушении прав человека, в том числе и при отбывании наказания, одним из государств – участников Конвенции. При этом Комиссия может принимать дело к рассмотрению после того, как в соответствии с общепризнанными нормами международного права были исчерпаны все внутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты окончательного внутригосударственного решения. Если все усилия Европейской комиссии по правам человека по разрешению петиции не увенчались успехом, то она может передать дело по ее разрешению в Европейский суд по правам человека. Соответственно предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека может стать и деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, особенно если она связана с нарушением основных прав и свобод человека.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что правовой статус осужденного – категория социальная, исторически переходящая и его содержание меняется с изменением уровня развития цивилизации, государственного строя, уровня преступности, на него влияет наличие в обществе средств борьбы с преступностью. Принуждение, как содержание уголовного наказания, не может быть выражено иначе как в лишении и ограничении личных и имущественных прав осужденного. Тех самых прав и свобод, которые гарантированы Конституцией для законопослушных граждан. Правовым основанием для частичного или полного лишения определенных прав и свобод человека и гражданина или их существенного ограничения является ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В соответствии с ним права и свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Применяя наказание, общество преследует цели восстановить социальную справедливость, попранную виновным, исправить осужденного и предупредить возможность совершения нового преступления как осужденным, так и иными гражданами.

 

Нормативные правовые акты и литература по теме

 

  1. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) (с изм. и доп., внесенными Протоколами № 1 и № 2 (Страсбург, 4 ноября 1993 г.)) // СЗ РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4465.
  2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г.) // Советская юстиция. - 1992. - № 2.
  3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят ХХХI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. (приложение к реализации 34/169) // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. – М. : Право, 1990 – 500 с.
  4. Рекомендации ЕКПП по приведению пенитенциарной системы России в соответствие с международными стандартами и соблюдению прав содержащихся под стражей // Преступление и наказание. - 2002. - № 1; 2003. - № 1.
  5. Конституция Российской Федерации. – М., 2008.
  6. Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 221 «Об утверждении правил обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // СПС «Консультант +».
  7. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 (с последующими изменениями и дополнениями) // СПС «Консультант +».
  8. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 // СПС «Консультант +».
  9. Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Утверждено приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 июня 2005 г. № 79 // Российская газета. - 2005. - № 141 (3810).
  10. Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 383 // СПС «Консультант +».
  11. Головкин, Р. Право на неприкосновенность частной жизни в пенитенциарной системе современной России / Р. Головкин // Закон и право. - 2004. - № 4. - С. 23-28.
  12. Гришко, А. Я. Реализация жилищных прав осужденных к лишению свободы / А. Я. Гришко // Российский следователь. - 2007. - № 7. - С. 36-39.
  13. Дерюга, Н. Н. Гражданская правосубъектность осужденных, содержащихся в местах лишения свободы : монография / Н. Н. Дерюга. – Хабаровск : Дальневосточный ЮИ МВД РФ, 2003. – 310 с.
  14. Добрынина, М. Л. Правовой статус осужденных к лишению свободы / М. Л. Добрынина // Российский следователь. - 2006. - № 11. - С. 54-58.
  15. Зубарев, С. М. Новое в уголовно-исполнительном законодательстве: некоторые аспекты гуманизации карательной политики / С. М. Зубарев // Журнал российского права. - 2004. - № 4. - С. 26-41.
  16. Корниенко, В. Право осужденного на защиту при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора / В. Корниенко // Уголовное право. - 2006. - № 3. - С. 69-74.
  17. Минязева, Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации : монография / Т. Ф. Минязева. – М. : НОРМА, 2001. – 320 с.
  18. Ратникова, Н. Д. Проблемы правового положения подозреваемого и обвиняемого, содержащихся под стражей в следственном изоляторе / Н. Д. Ратникова. – Воронеж : ВИ МВД России, 2000. – 132 с.
  19. Руднев, В. И. О реализации лицами, содержащимися под стражей, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений / В. И. Руднев // Журнал российского права. - 2006. - № 3. - С. 72-77.
  20. Рыбаков, В. В. Конституционные гарантии имущественных прав осужденных к лишению свободы / В. В. Рыбаков // Российский судья. - 2004. - № 7. - С. 39-40.
  21. Утянский, В. И. Обеспечение безопасности в местах лишения свободы и соблюдение прав человека / В. И. Утянский // Вестник Университета Российской Академии образования. - 2003. - № 4. - С. 116-124.

 

ЛЕКЦИЯ № 4

 

УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ  НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Вопросы лекции

1. Система учреждений  и органов, исполняющих наказания.

2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами.

3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

 

1. Система учреждений  и органов, исполняющих наказания

 

Исполнение уголовных  наказаний – одна из функций государственной исполнительной власти. Поскольку уголовное наказание назначается в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений, их достижение является общей задачей учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Достижение целей наказания  в процессе его исполнения относится  к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим, координирующим и контролирующим работу учреждений и органов, исполняющих наказания в Российской Федерации, является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).

Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых  содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.

Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;

б) дисциплинарная воинская часть;

в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие  отделения гарнизонных гауптвахт;

г) судебные приставы-исполнители.

Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

а) суд;

б) администрация организации, в которой работает осужденный;

в) командование воинских частей и учреждений;

г) орган, правомочный  в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

д) должностное лицо, присвоившее  звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

Конкретно наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями на основании законов Российской Федерации «О судебных приставах» от 21 июня 1997 г. и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г.

Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требование приговора по лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными аннулировать решение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судом, вынесшим приговор. А требования приговора исполняются соответствующим должностным лицом или органом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Наказания в виде обязательных и исправительных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы; ограничение свободы - исправительными центрами; ареста - арестными домами; лишения свободы - исправительными колониями (в их систему входят колонии-поселения; колонии общего, строгого и особого режима; тюрьмы и воспитательные колонии). Осужденные могут отбывать наказание также в лечебных исправительных учреждениях; в следственных изоляторах могут отбывать наказание осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Наказания в виде смертной казни исполняются в специальных учреждениях.

Наказания военнослужащих исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - в соответствующей части; арест - на гауптвахте; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие.

Как указано в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

Информация о работе Уголовно исполнительное право