Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций
В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.
Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139
Конституция РФ – основа и источник уголовно-исполнительного законодательства.
Согласно Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Данное положение означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, находится в федеральной компетенции.
Основным законодательным актом в области исполнения уголовных наказаний является Уголовно-исполнительный кодекс, принятый Государственной думой 18 декабря 1996 г., одобренный Советом Федерации 25 декабря 1996 г. и вступивший в силу с 1 июля 1997 г.
Вторым основным
законодательным актом в
Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года детально регламентирует организацию и порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих этот вид наказания, а также основные права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Имеются и другие законы в области исполнения уголовных наказаний. Правительство РФ и отдельные министерства (внутренних дел, юстиции) могут издавать и иные нормативные акты, не входящие в систему уголовно-исполнительного законодательства, но также подлежащие исполнению, если приняты на основании и во исполнение действующего уголовно-исполнительного законодательства.
Группу подзаконных
нормативных актов можно
Так, реструктуризация правоохранительной системы и появление в структуре Минюста России нового федерального органа исполнительной власти потребовало от Президента РФ утверждения Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (Указ от 13 октября 2004 г. № 1314)15.
Принятый Уголовно-
Кроме того, УИК предусмотрел принятие Министерством юстиции самостоятельно или совместно с другими ведомствами нормативных правовых актов по вопросам организации исполнения наказаний.
Наиболее важными из них являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205), Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждены Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189).
Весьма значимым с точки зрения источников уголовно-исполнительного права является вопрос о соотношении и взаимосвязи уголовно-исполнительного законодательства с международно-правовыми актами. В ст. 3 УИК РФ он впервые нашел законодательное решение. Анализ ст. 3 УИК позволяет сделать следующие выводы: 1) уголовно-исполнительное законодательство должно базироваться и отражать в своих институтах и нормах общепризнанные принципы международного права о правах личности и гражданина и об обращении с осужденными; 2) рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в отечественном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
Будучи регулятором общественных отношений, складывающихся вследствие исполнения уголовных наказаний, нормы уголовно-исполнительного права устанавливают порядок и условия этих наказаний и тем самым регулируют процесс исправительного воздействия.
Фактически нормы уголовно-
Но следует заметить, что их поведение определяется не только нормами уголовно-исполнительного права. Так, управление исправительными учреждениями регулируется нормами административного права; договорные производственные отношения – нормами гражданского права; отношения, складывающиеся при совершении осужденным нового преступления, определяются нормами уголовного и уголовно-процессуального права.
Регулирование поведения субъектов производится путем регламентации их основных прав и обязанностей в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и в ведомственных нормативных актах.
Отметим, что нормы уголовно-исполнительного права, во-первых, устанавливают ограничения в использовании общих прав граждан, во-вторых, предусматривают специфические права и обязанности осужденных.
Норма уголовно-исполнительного права – это установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания, т.е. норма уголовно-исполнительного права представляет собой правило поведения в области исполнения уголовных наказаний.
По структуре правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза – это условие, при наличии которого данная норма может применяться. Диспозиция – само правило поведения, выражающееся в наделении субъектов правами и корреспондирующими этим правам обязанностями. Санкция – это предусмотренное нормой неблагоприятное последствие за ее нарушение.
Однако нормы уголовно-исполнительного права имеют некоторые особенности.
В уголовно-исполнительном законодательстве практически нет норм, имеющих все три элемента в чистом виде. В тексте большинства норм уголовно-исполнительного законодательства почти невозможно найти гипотезу. Она обычно лишь подразумевается, и в общем виде ее можно представить так: «если лицо осуждено к лишению свободы, исправительным работам, штрафу и т. д., то...»
Но она может быть выражена и в самой норме. Например, в ст. 120 УИК РФ гипотезой нормы, в соответствии с которой осужденный может быть переведен на облегченные условия содержания, будут слова: «при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду, по отбытию не менее 6 месяцев срока наказания в обычных условиях...»
Как правило,
нормы уголовно-
В санкции определяются
последствия нарушения
Хотя нормы
уголовно-исполнительного
Разделение на виды уголовно-исполнительных норм производится по нескольким основаниям:
I. По социальному назначению:
1) регулятивные;
2) правоохранительные;
3) специальные.
1. Регулятивные – это нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, складывающиеся на их основе в процессе исполнения наказания. Такое регулирование осуществляется путем установления субъективных прав и юридических обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений: органов государства и осужденных. Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства относится к регулятивным. Среди них можно назвать нормы, регулирующие, например, исполнение требований режима в местах лишения свободы (ст. 82-86 УИК РФ).
2. Правоохранительные – это нормы, регламентирующие нормы ответственности, а также специфические меры защиты субъективных прав.
В роли правоохранительных норм выступают нормы, предусматривающие, например, материальную ответственность за нарушение регулятивных норм (ст. 102 УИК РФ). К таким нормам относятся и нормы, предусматривающие дисциплинарную ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 115 УИК РФ).
3. Специальные:
а) дефинитивные – нормы, определяющие понятия (например, ст. 82 УИК РФ);
б) декларативные – нормы, формулирующие принципы, цели, задачи и основные положения уголовно-исполнительного законодательства (например, ст. 1 УИК РФ);
в) темпорально-коллизионные – нормы, устанавливающие правила выбора нужных норм из числа разновременно действующих (например, ст. 6 УИК РФ);
г) пространственно-коллизионные
– нормы, устанавливающие правила
выбора нужных норм из числа норм, имеющих
различную территориальную
д) оперативные – нормы, устанавливающие порядок вступления в действие новых нормативных актов (например, Федеральный закон РФ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ» от 18 декабря 1996 г.).
II. По характеру устанавливаемого правила
1) обязывающие;
2) запрещающие;
3) управомочивающие;
4) поощрительные.
1) Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъектов совершать определенные положительные (активные) действия.
Так, в качестве обязывающей нормы можно привести положение ст. 82 УИК, устанавливающее требования режима в местах лишения свободы, в частности, обязательную изоляцию осужденных и постоянный надзор за ними. Применение обязывающей нормы к одним субъектам обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
2) Запрещающие нормы устанавливают обязанность лица не совершать определенных неправомерных действий.
При этом запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Например, общая форма запрета закреплена в ч. 4 ст. 103 УИК, согласно которой перечень работ и должностей, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы, устанавливается Правилами внутреннего распорядка ИУ. Запрет в конкретной форме направлен на определенные виды действий. Так, в ч. 1 ст. 90 УИК РФ определено, что «вес одной передачи не должен превышать установленного веса одной посылки».
3) Управомочивающие нормы дают право субъекту правоотношения на совершение определенных дозволенных законом действий. Например, это нормы, устанавливающие объем прав осужденных в исправительных учреждениях разных видов режима. От осуждённых в этих случаях зависит воспользоваться или нет предоставленными правами.
К таким нормам, в частности, относится положение, установленное в ч. 4 ст. 89 УИК, согласно которому «по желанию осужденного или адвоката свидания могут предоставляться наедине».
4) Поощрительные нормы предоставляют субъектам правоотношения дополнительные права при наличии особых оснований. Поощрительные нормы стимулируют желательное для государства поведение, не прибегая к мерам принуждения. Поощрительные нормы не могут быть велением, категоричным предписанием. Выполнение осужденным условий поощрительной нормы еще не дает права требовать того или иного вида поощрения, а орган, исполняющий наказание, не обязан по требованию осужденного предоставлять такое поощрение.
Специфичность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве заключается в том, что они предоставляют право применять поощрение только одному субъекту – администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, тогда как другой субъект, каковым является осужденный, не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав.
В соответствии с формулировкой закона, в которой употребляется термин могут (см. ст. 97, 113 УИК РФ и др.), принятие положительного решения о поощрении зависит от решения администрации данного органа. В этом случае администрация должна руководствоваться сведениями, характеризующими поведение осужденных.
Разделение норм уголовно-исполнительного права на виды имеет важное теоретическое значение, так как оно помогает предметно анализировать их при правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм следует учитывать их видовую принадлежность для более правильного определения характера прав и обязанностей субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
3. Предмет уголовно-
С помощью норм уголовно-исполнительного права осуществляется регулирование уголовно-исполнительных правоотношений. Предметом уголовно-исполнительного права (законодательства) являются регулируемые этим правом общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, т.е. уголовно-исполнительные правоотношения. Эти отношения специфичны по своему содержанию и нормами других отраслей права не регулируются.