Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Вступление приговора  в законную силу и обращение его  к исполнению – та юридическая  граница, где кончаются уголовно-процессуальные отношения и начинаются уголовно-исполнительные. Следует, однако, учитывать, что уголовно-процессуальные отношения возникают и после указанных событий, например, при возникновении надзорного производства или при привлечении к уголовной ответственности осужденного за новое преступление (пенитенциарный рецидив).

Основания прекращения  уголовно-исполнительных правоотношений указаны в ст. 172 УИК РФ.

В жизни часто приходится сталкиваться не с прекращением, а  с изменением уголовно-исполнительных отношений. Перечень юридических фактов, влияющих на эти изменения, обширный. Ряд из них связан с повседневной практикой исправительных учреждений, как то применение администрацией к осужденным мер поощрения и взыскания, а ряд мер – с прогрессивной системой отбывания наказания, т.е. возможностью улучшения условий отбывания наказания осужденных в зависимости от их поведения.

Сказанное позволяет  сделать вывод, что основаниями возникновения или прекращения уголовно-исполнительных правоотношений являются юридические факты, не связанные с деятельностью исправительных учреждений (например, приговор или определение суда).

Основаниями изменения уголовно-исполнительных отношений выступают юридические факты, связанные с правоприменительной деятельностью исправительных учреждений.

 

Нормативные правовые акты и литература по теме

 

  1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. – М., 1999. – 222 с.
  2. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15 января 1989 г. // Международная защита прав и свобод человека : сборник документов. – М. : Право, 1999. – 222 с.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М., 2008.
  4. Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1316. (с изм. и доп.).
  5. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (утверждены Приказом Минюста РФ от 6 октября 2006 г. № 311) // СПС «Консультант +».
  6. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Приказом МЮ РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 (с изменениями и дополнениями)) // СПС «Консультант +».
  7. Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г. // Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302 (с изм.)).
  8. Блохин, Ю. И. Уголовно-исполнительное право : учебное пособие / Ю. И. Блохин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 278 с.
  9. Малинин, В. Б. Уголовно-исполнительное право : курс лекций / В. Б. Малинин. – СПб. : СПб. ЮИ, 2003. – 267 с.
  10. Ной, И. С. Сущность и функции уголовного наказания / И. С. Ной. – Саратов, 1973 – 100 с.
  11. Петухов, Н. А. История военных судов России / Н. А. Петухов / под ред. и с предисл. В. М. Лебедева. – М. : Юрист-правовед, 2003. – 152 с.
  12. Скиба, А. П. Размышления о смысле наказания в виде лишения свободы в отношении больных осужденных / А. П. Скиба // Юристъ - Правоведъ. - 2007. - № 4. - С. 82-86.
  13. Ткачевский, Ю. М. Восстановление социальной справедливости – цель уголовного наказания и Уголовно-исполнительный кодекс РФ / Ю. М. Ткачевский // Вестник Московского университета. Серия «Право». - 1998. - № 6. - С. 17-21.
  14. Ткачевский, Ю. М. Соотношение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства / Ю. М. Ткачевский // Вестник Московского университета. Серия «Право». - 1998. - № 2. - С. 16.
  15. Уголовно-исполнительное право : курс лекций / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А. А. Толкаченко. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2007. – 377 с.
  16. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца ХIХ – начала ХХI века: учебник для вузов / под ред. А. И. Зубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2006. – 720 с.

 

ЛЕКЦИЯ № 3

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  ОСУЖДЕННЫХ

 

Вопросы лекции

1. Общая характеристика  правового положения осужденных.

2. Содержание прав  и законных интересов осужденных.

3. Основные обязанности  осужденных.

4. Обращения осужденных  и порядок их рассмотрения.

 

1. Общая характеристика  правового положения осужденных

 

Под правовым положением гражданина понимается совокупность урегулированных нормами права прав и обязанностей личности в среде ее существования. Правовым статусом гражданина охватываются также гарантии государства в предоставлении гражданину возможности пользоваться правами, закрепленными в законодательстве, и гарантии исполнения гражданином возложенных на него обязанностей. Одной из таких гарантий является наказание граждан, не исполняющих предписаний законов надлежащим образом.

По сфере социального  общения личности ее правовой статус можно разделить на виды:

а) международный правовой статус человека и гражданина как совокупность закрепленных в международных нормах прав, которыми может пользоваться гражданин при пребывании на территории любого государства, и обязанностей, которые он должен исполнять;

б) правовой статус гражданина Российской Федерации определяется как совокупность прав, которыми пользуется любой гражданин России, и обязанностей, которые он должен исполнять в пределах своего государства. Правовой статус гражданина Российской федерации закреплен в гл. 2 Конституции России и соответствующих отраслях права;

в) специальный правовой статус гражданина России как совокупность прав и обязанностей гражданина, определяющих его правовое положение в определенной (конкретной) сфере деятельности (например, в военной сфере, в сфере деятельности УИС и др.).

Перечисленные виды правового статуса соотносятся  между собой как «общее», «особенное», и «единичное», т.е. представляют единую систему прав и обязанностей субъектов  в разной сфере их социального  общения. Объединяет в единую систему  права и обязанности гражданина и человека категория «общее», представленная совокупностью прав и обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации и нормах международного права, а категории «особенного» и «единичного» (конституционные права и обязанности определенных групп населения и граждан в связи с выполнением ими определенной роли в обществе) конкретизируются специальными нормативными актами.

К категории лиц, обладающих специальным статусом, относятся и лица, отбывающие уголовное наказание.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации достаточно разносторонне и полно воспринял международные нормы и стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

В частности, правовое положение  осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формируется, исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.

В общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законом интересы). Конкретное правовое положение осужденного определяется в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и поведения во время отбывания наказания.

Под правовым статусом осужденного понимается совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен  на период отбывания определенного вида уголовного наказания и на срок судимости.

При исполнении уголовных наказаний  осужденным гарантируются права  и свободы граждан РФ с изъятиями  и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Никакие иные ограничения  или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными в выборные органы. Осужденные на общих основаниях защищают в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей. Они правомочны поддерживать международные связи, в полной мере субъекты авторского, изобретательского права и т.д.

Осужденные иностранные  граждане и лица без гражданства  пользуются правами и несут обязанности  по международным договорам и  по законодательству РФ.

 

2. Содержание  прав и законных интересов  осужденных

 

Права и законные интересы осужденных представляют собой важный элемент их правового статуса. Реальность и гарантированность прав позволяют повысить эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить законность при исполнении уголовного наказания.

Закрепление прав осужденных в законе, обеспечение и соблюдение их в практике исполнения наказания  имеют большое значение с точки  зрения исполнения Российской Федерацией международных актов по обращению с лицами, подвергнутыми задержанию или заключению, в каких бы то ни было формах.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции  Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Уголовно-исполнительным законом конституционная норма о праве на информацию конкретизируется и дополняется.

Осужденные  имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания (ч. 1 ст. 12 УИК РФ). Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, в свою очередь, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Информация  о правах и обязанностях осужденных должна содержать в себе извлечения из Уголовно-исполнительного кодекса, в первую очередь из норм, предусматривающих правовое положение осужденных, а также из ведомственных нормативных актов и, в том числе, из актов локального характера (например, приказов и инструкций начальников исправительных учреждений).

Речь идет о разъяснении  порядка подачи предложений, заявлений  и жалоб, реализации права на личную безопасность, о предоставлении юридической и социальной помощи, организации досуга, обучения и пр.

Верующие осужденные получают информацию о порядке реализации свободы совести и свободы  вероисповедания. Осужденные иностранные  граждане, отбывающие арест, ограничение свободы или лишение свободы, – о порядке поддержания связей с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.

Сведения о порядке  и условиях отбывания назначенного судом вида наказания должны включать в себя разъяснения правил поведения осужденных, вытекающих из необходимости обеспечения изоляции в тех наказаниях, в которых она предусмотрена, охраны осужденных и надзора за ними, поддержания внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях. До сведения осужденных доводится также информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности.

Указанная информация может  предоставляться как в письменном, так и в устном виде. Кроме того, она доводится до сведения осужденных по радио, телевидению, на личном приеме осужденных и другими способами. В помещениях, где проживают осужденные, вывешивается информация об их основных правах и обязанностях.

Осужденные  имеют право на вежливое обращение  со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 2 ст. 12 УИК РФ).

Данное положение  основывается на международных актах  о правах человека и обращении с заключенными. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка прямо требует, чтобы при выполнении своих обязанностей должностные лица уважали и защищали человеческое достоинство, поддерживали и защищали права человека по отношению ко всем лицам17.

Российская Федерация является участницей Международной Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. В соответствии с ней в ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

На основе положений  ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденным гарантируется  неприменение жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентирован в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.

Следствием влияния  международных стандартов обращения  с осужденными выступает правило, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).

Осужденные  имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами к администрации учреждений, исполняющих наказания, в вышестоящие органы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 12 УИК РФ).

Принципиально новой  является возможность обращения  осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это  не только дань тому, что Россия вступила в мировое сообщество в качестве цивилизованного и равноправного партнера, признающего юрисдикцию специальных судебных органов мирового и Европейского сообщества18, но и подтверждение открытости Уголовно-исполнительной системы.

Межгосударственными органами по защите прав и свобод человека являются Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток, созданные на основе важнейших международных договоров.

Существует ряд требований к жалобам, поданным в указанные  органы ООН.

Так жалобы не рассматриваются в комитетах, если они:

Информация о работе Уголовно исполнительное право