Уголовно исполнительное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций

Краткое описание

В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.

Оглавление

Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139

Файлы: 1 файл

В. А. Рогожин уголовно-исполнительное право курс лекций.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Как и всякие иные правоотношения, уголовно-исполнительные имеют следующие элементы:

а) субъекты правоотношений;

6) содержание правоотношений;

в) объект правоотношений;

г) юридические факты.

а) Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений – это стороны в них, обладатели определенных прав и обязанностей, установленных нормами права.

К субъектам уголовно-исполнительных отношений, прежде всего, относятся, учреждения и органы, исполняющие наказания (ст. 16 УИК). На каждое учреждение или орган возложено исполнение определенного вида наказания: на суд – лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 6 ст. 16 УИК); на уголовно-исполнительную инспекцию – обязательные и исправительные работы (ч. 2, 4 ст. 16 УИК); на учреждения уголовно-исполнительной системы (исправительные центры, арестные дома, исправительные учреждения) – ограничение свободы, арест, лишение свободы и смертная казнь (ч. 5 ст. 16 УИК); на дисциплинарную воинскую часть – содержание в этой части; на командование гарнизонов – арест; на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований – ограничение по воинской службе (ч. 7 ст. 16 УИК).

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать прокуроры, осуществляющие надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание. Они участвуют в решении многих правовых вопросов, связанных с исполнением и отбыванием наказаний, например, дают санкцию на задержание осужденного, уклоняющегося от выезда к месту отбывания наказания в виде ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК), дают согласие на введение режима особых условий в исправительном учреждении (ч. 3 ст. 85 УИК), санкционируют задержание осужденного при уклонении от возвращения в исправительное учреждение (ч. 3 ст. 97 УИК и т. д.).

Указанные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений обладают наибольшим объемом прав и обязанностей, предусмотренных нормами данной отрасли права. Меньшим объемом прав и обязанностей наделяются общественные объединения (ст. 23 УИК), попечительские советы (ст. 142 УИК), отдельные граждане, священнослужители и родственники осужденных, посещающие исправительные учреждения, лица, работающие на предприятиях совместно с осужденными16. Задачей теории уголовно-исполнительного права является разработка и увеличение указанного объема прав и обязанностей.

б) Содержание уголовно-исполнительных правоотношений

образует совокупность прав и обязанностей субъектов, определенных нормами уголовно-исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений.

При анализе общественных отношений следует иметь в  виду, что субъективным правам одной стороны соответствуют юридические обязанности другой, ибо нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

В уголовно-исполнительных правоотношениях права органов  государства в области организации исправительного процесса соответствуют обязанностям осужденных, вытекающим из порядка отбывания ими наказания и трудового законодательства России.

1. Права субъектов правоотношений.

Субъективное  право представляет собой вид  и меру дозволенного поведения субъекта и основанную на нормах права возможность  с его стороны требовать от других определенных действий или воздержания от определенных действий.

Государство наделило органы, исполняющие приговор суда, соответствующими правами. В общем плане можно сказать, что органы, исполняющие наказание, в лице своей администрации имеют право требовать от осужденных определенного поведения, соответствующего Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, и применять меры воздействия, поощрения и взыскания в целях обеспечения соответствующего поведения осужденных. Администрация исправительных учреждений для обеспечения режима в местах лишения свободы имеет право подвергать осужденных обыску, корреспонденцию – цензуре, передачи – досмотру; к осужденным, нарушающим установленный режим и уклоняющимся от работы – применять меры взыскания, предупреждения, вплоть до водворения в штрафной изолятор либо перевода в помещение камерного типа.

В интересах успешного  решения задачи – исправления  осужденного – администрация решает вопрос о бесконвойном передвижении отдельных осужденных; при хорошем поведении осужденных и добросовестном отношении к труду администрация по истечении указанного в законе срока имеет право переводить осужденных на улучшенные условия содержания, а также применять к ним разнообразные меры поощрения: от объявления благодарности до представления к условно-досрочному освобождению или помилованию.

Осужденные, в свою очередь, обладают специфическими правами, вытекающими из отбывания наказания. Среди субъективных прав осужденных выделим права, обычно регулируемые нормами государства, например, трудовые права, но подвергающиеся определенному изменению на основе норм уголовно-исполнительного права. Сюда относятся: право на труд, охрану труда, отдых, учебу, получение квалифицированной медицинской помощи и др. Следует особо сказать о праве осужденных на подачу жалоб в любую государственную инстанцию либо общественную организацию. Существенно для обеспечения законности в деле исполнения наказания право осужденного на подачу жалоб, отправку писем в прокуратуру, суд, контролирующие органы, осуществляемые в закрытом виде при отсутствии права администрации на ознакомление с этими жалобами.

Среди прав, не имеющих  аналогов в обычных гражданских  правах, можно назвать право осужденного на получение гарантированного питания, одежды и другого материально-бытового обеспечения.

Говоря о  субъективных правах осужденных к лишению  свободы, следует особо подчеркнуть, что на практике преобладает бытующее в сознании заключенных заблуждение относительно наличия у них права на условно-досрочное освобождение. Это заблуждение опровергается текстом закона (ст. 79 УК РФ), где сказано, что условно-досрочное освобождение может быть применено. Однако у осужденных имеется право на обращение в суд для решения этого вопроса.

2. Юридические обязанности  субъектов уголовно-исполнителъных правоотношений.

Юридическая обязанность  представляет собой вид и меру должного поведения лица, соответствующие субъективному праву другого лица. В общем плане юридической обязанностью органов, исполняющих наказание, является организация именно исполнения наказания.

Важнейшими юридическими обязанностями исправительных учреждений являются проведение в жизнь установленных для осужденных правил поведения, соблюдение распорядка дня, недопущение паразитического образа жизни, обязательная изоляция и постоянный надзор с тем, чтобы исключалась возможность совершения ими новых преступлений или других антиобщественных поступков. Иными словами, администрация учреждения обеспечивает режим содержания осужденных.

Специфическими обязанностями  администрации исправительных учреждений являются обязанности, связанные с созданием для осужденных необходимых жилищно-бытовых условий, обеспечением их питанием по установленным нормам; освобождаемых из мест лишения свободы, - бесплатным проездом к месту жительства и соответствующим материальным довольствием.

В области  трудового воспитания осужденных важными  обязанностями исправительных учреждений являются: обеспечение привлечения осужденных к общественно-полезному труду, по возможности – в соответствии с имеющейся специальностью, а также организация профессиональной подготовки. Основная обязанность осужденных – соблюдать в местах лишения свободы Правила внутреннего распорядка, режимные требования, обязанность трудиться, не имеющих образования и специальности – обязанность участвовать в установленном порядке в общеобразовательной и профессиональной подготовке.

Однако участие осужденных в различных формах культурно-массовой работы, самодеятельных организациях не является их юридической обязанностью, а поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Поэтому осужденные, отказывающиеся участвовать в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях, не могут привлекаться к дисциплинарной или иной ответственности.

Выполнение субъектом  уголовно-исполнительного правоотношения своих прав и обязанностей образует поведение этих субъектов, т. е. уголовно-исполнительные правоотношения наполняются конкретным содержанием тогда, когда права и обязанности субъектов оживляются в их фактически конкретном поведении. Само это поведение выражается как в совершении активных действий, так и в невыполнении конкретных действий, обязанность выполнения которых предусматривается нормами права.

Таким образом, фактическим  содержанием уголовно-исполнительного  правоотношения является деятельность субъектов этих правоотношений: с одной стороны, деятельность органов государства по исполнению наказания; с другой стороны – поведение осужденных в период отбывания наказания, определяемое их правами и обязанностями.

Деятельность органов государства по исполнению наказания отличается большим разнообразием и затрагивает все стороны уголовно-исполнительного процесса. Создание определяемых нормами права режимных условий, организация воспитания осужденных – вся эта деятельность протекает в рамках уголовно-исполнительных правоотношений.

Характеризуя поведение  осужденных, следует подчеркнуть  его зависимость от вида отбывания наказания, так как поведение осужденного связано с требованиями конкретного режима отбывания наказания.

Отбывание лишения свободы приводит к тому, что осужденный лишается выбора возможного поведения не только в смысле свободы передвижения. Правовыми предписаниями ему определяются жесткие линии поведения в области его трудовой деятельности, распорядка дня, системы общения, взаимоотношений с администрацией и другими осужденными и даже в плане удовлетворения его личных запросов, лишенных антисоциальной направленности, (например, содержание животных и птиц, культивирование растений и пр.).

Осужденные могут совершать действия, которые не регулируются уголовно-исполнительным законодательством, например, могут обратиться в нотариальную контору по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства или передать заявление соответствующим органам для оформления авторского права на свое изобретение. Но, конечно, не эти действия входят в содержание уголовно-исполнительных правоотношений.

Еще раз подчеркнем, что следует различать юридическое  содержание уголовно-исполнительных правоотношений, - права и обязанности субъектов и фактическое содержание - поведение субъектов.

г) Объект уголовно-исполнительных правоотношений.

Объектом правоотношений, в том числе и уголовно-исполнительных, является та социальная ценность, по поводу которой и образуются общественные отношения.

Эти ценности весьма разнообразны. Ими могут быть определенные блага, интересы, предметы и др. В качестве объектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают различные стороны порядка и условий исполнения наказания: право на получение посылок, передач, свиданий, право на условно-досрочное освобождение и др.

д) Юридические факты.

Строго говоря, юридические  факты не являются элементами правоотношений.

Элемент – составная  часть какой-либо системы. Юридические  факты не входят в содержание правоотношений, а влияют на их возникновение, изменение или прекращение.

Юридические факты  – это условия или обстоятельства, с которыми нормы права связывают  определенные юридические последствия.

Юридические факты делятся  на действия и события в зависимости  от их связи с волей людей.

Действие есть проявление поведения человека во внешнем мире. Действие носит сознательный и целенаправленный характер.

Событие – это явление, не зависящее от воли людей: стихийные  бедствия, достижение определенного возраста, смерть и т. д.

Но надо иметь в  виду, что и события могут быть результатом деятельности человека, как, например, смерть – результатом убийства, а пожар – результатом поджога. Но если действие, как было сказано, есть проявление поведения человека во внешнем мире, то событие – проявление самого этого внешнего мира, его сил и закономерности, хотя источником такого проявления могла быть деятельность человека.

Иногда к числу юридических  фактов относят состояния. Но любое  состояние порождается действием или событием. Так, правоотношение между осужденным к лишению свободы и администрацией исправительного учреждения по поводу свидания осужденного с близкими родственниками возникает, на первый взгляд, вследствие состояния отбывания свободы, но по существу само это состояние порождено действием – вынесением судом приговора и событием – истечением указанного в законе срока, необходимого для приобретения осужденным права на свидание. Следовательно, состояния не являются юридическими фактами.

Чаще для возникновения, изменения, прекращения уголовно-исполнительных правоотношений необходимо не одно какое-либо действие или событие, а сложный их фактический состав, состоящий из совокупности юридических фактов.

Возникновение уголовно-исполнительных правоотношений связано с комплексом юридических фактов, состоящих из: а) вынесения обвинительного приговора; б) его вступления в законную силу; в) обращения приговора к исполнению.

Информация о работе Уголовно исполнительное право