Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:48, курс лекций
В процессе формирования и дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительного законодательства учитываются современные тенденции уголовной политики, состояние, динамика и структура преступности в России, положительный отечественный опыт правотворчества и правоприменения в рассматриваемой области, исторически сложившийся уровень правового сознания населения, положения ратифицированных Россией международных актов о правах человека, об обращении с осужденными, достижения пенитенциарной и других правовых наук.
Предисловие
5
Лекция 1. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и система курса
7
1. Современная уголовно-исполнительная политика России
7
2. Принципы уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права
10
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
17
4. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права
19
5. Краткий очерк истории развития уголовно-исполнительного права
России
20
Нормативные правовые акты и литература по теме
28
Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
29
1. Система уголовно-исполнительного законодательства
29
2. Понятие, структура и классификация норм уголовно-исполнительного законодательства
31
3. Предмет уголовно-исполнительного права – уголовно-исполнительные правоотношения
34
Нормативные правовые акты и литература по теме
39
Лекция 3. Правовое положение осужденных
41
1. Общая характеристика правового положения осужденных
41
2. Содержание прав и законных интересов осужденных
42
3. Основные обязанности осужденных
48
4. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения
49
Нормативные правовые акты и литература по теме
52
Лекция 4. Учреждения и органы государства, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
54
1. Система учреждений и органов, исполняющих наказания
54
2. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с правоохранительными органами
57
3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
61
Нормативные правовые акты и литература по теме
66
Лекция 5. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
68
1. Исполнение наказания в виде штрафа
68
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
69
3. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
72
4. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
73
5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
77
6. Исполнение наказания в виде исправительных работ
79
Нормативные правовые акты и литература по теме
82
Лекция 6. Исполнение наказаний в виде ареста и лишения свободы
84
1. Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в виде ареста
84
2. Лишение свободы. Виды исправительных учреждений. Изменение вида исправительного учреждения
86
3. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
92
4. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
94
Нормативные правовые акты и литература по теме
99
Лекция 7. Отбывание наказания в исправительных учреждениях разных видов
101
1. Отбывание наказания в исправительных колониях
101
2. Отбывание наказания в колонии-поселении
110
3. Отбывание наказания в тюрьмах
111
4. Отбывание наказания в воспитательных колониях
114
Нормативные правовые акты и литература по теме
118
Лекция 8. Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
120
1. Правовые основания и порядок освобождения от наказания
120
2. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей
128
3. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания
129
4. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
133
Нормативные правовые акты и литература по теме
136
Приложение
139
На основании положения,
закрепленного в ч. 3 ст. 9 УИК РФ,
выбор средств исправления
Применение этих средств не должно причинять мучений и страданий осужденным. Средства исправления должны применяться в рамках действующего законодательства и направляться на достижение, главным образом, такой цели уголовного наказания, как исправление осужденного, поскольку успешное достижение этой цели обуславливает успешное достижение других целей уголовного наказания - восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений.
Стимулирование правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов, регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение в стимулировании правопослушного поведения играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.
Нравственное воспитание способствует развитию таких положительных качеств у осужденных, как честность, любовь к людям. Например, с этой целью в исправительных учреждениях разрешается деятельность религиозных организаций. Данный принцип находит выражение и в полезной инициативе, и в самодеятельности осужденных. Воспитуемый – не только объект, но и субъект воспитания. Указанный принцип состоит в требовании осуществления воспитательного воздействия в коллективе или через коллектив, а также путем самовоспитания осужденных. Здесь важным фактором, влияющим на воспитание, является создание самодеятельных организаций. В Уголовно-исполнительном кодексе названы основные виды этих организаций: советы коллективов колоний и отрядов, а в тюрьмах и в колониях особого режима среди осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, - советы бригадиров, а также различного рода секции. Основное назначение этих секций заключается в объединении наиболее здоровой (в личностном плане) части осужденных в коллектив по социально-полезным интересам.
2. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием.
Иногда этот принцип называется принципом возможности исправления каждого лица, совершившего преступление. Проводится идея об исправлении каждого нарушителя. Есть категория лиц с устоявшимися преступными взглядами, когда их исправление затруднено и фактически не реализуется. Другое дело, что необходимо ставить задачи по исправлению осужденных и ориентировать работников исправительных учреждений на проведение воспитательной работы с каждым осужденным.
Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
К одному из основных средств исправления законодатель относит режим отбывания наказания. Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания. В содержании режима находят свою реализацию некоторые элементы кары, материализующиеся в лишениях и правоограничениях. Режим является правовой категорией, посредством режима реализуется кара, но вместе с тем он имеет и определенное воспитательное значение, поскольку приучает осужденных к организованности, порядку, соблюдению правил общежития. В связи с этим к числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, т.е. которая не выражает кару. Понятие режима дается в ст. 82 УИК РФ, эта же норма определяет основные требования режима, обусловленные спецификой исправительных учреждений различных видов.
Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления (ст. 9 УИК РФ). Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы. Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения и установленных в нем режима и условий содержания. Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Наряду с режимом и воспитательной работой одним из основных средств исправления осужденных является общественно-полезный труд. Общественно-полезный труд – категория экономическая, но в исправительных учреждениях он используется в воспитательных целях. Труд играет значительную роль в формировании и воспитании человека. На важности производительного труда для исправления негативных качеств у лиц, совершивших преступления, базируется исправительная педагогика.
Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. УИК РФ сохранил обязанность трудиться каждого осужденного к лишению свободы. Так в ч. 1 ст. 103 УИК РФ прямо указано: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться». Но обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения.
Помимо установленной в УИК обязанности осужденных трудиться (ст. 103 УИК РФ), они в полной мере обладают и конституционным правом на труд (ст. 37 Конституции РФ). В процессе реализации этого права осужденных администрации исправительных учреждений корреспондируются обязанности привлекать их к общественно-полезному труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Производственная деятельность заключенных не должна препятствовать процессу исправления.
Общеобразовательное обучение базируется на конституционном праве граждан РФ на образование (ст. 43 Конституции РФ). Социальная ценность человека в значительной мере определяется уровнем образования, которое оказывает влияние на формирование его жизненных взглядов, отношение к труду, поведение и творческую активность. Организация получения осужденными основного общего и среднего полного общего образования, создание, ликвидация и реорганизация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном центральными органами управления уголовно-исполнительной системы по согласованию с Министерством образования и науки РФ. Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных являются неотъемлемой частью их трудового воспитания. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно привлекать осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения. Согласно закону начальное профессиональное образование осуществляется в рамках образовательных программ установленного образца. Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции, но совместно с Министерством образования и науки. Правовая регламентация организации профессионального образования и профессиональной подготовки определяется в ст. 108 УИК РФ.
Формы общественного воздействия на осужденных многообразны. Сегодня получают свое второе развитие попечительские советы (в частности, в воспитательных колониях). Положительное воздействие в процессе достижения целей уголовного наказания оказывают Советы родственников осужденных и родительские собрания (в воспитательных колониях). В тех учреждениях, где организована шефская работа трудовых коллективов над осужденными, она является эффективным рычагом воздействия на поведение осужденных. Активно работают такие формы общественного воздействия на осужденных, как правозащитные организации. Значительное влияние на исправление осужденных оказывают религиозные организации, которые получили широкий доступ в места лишения свободы. Общественные организации и объединения, участвуя в работе исправительных учреждений, обязаны согласовывать направленность своей деятельности с администрацией этих учреждений.
Соединение исполнения наказания с вышеуказанными средствами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс. Что и декларирует названный принцип.
3. Понятие, предмет, метод, задачи и функции уголовно-исполнительного права
Основной формой выражения
и закрепления уголовно-
Уголовно-исполнительное
право имеет своей целью
Под исполнением наказания понимается определенная деятельность соответствующего государственного органа, призванного обеспечить отбывание осужденным назначенного ему судом наказания. В общей системе мер борьбы с преступностью уголовно-исполнительное право выполняет свою главную задачу – исправление осужденных.
Исправление – это формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Достижение этой цели означает достижение цели предупреждения преступлений.
В юридическом аспекте исправление есть такое изменение личности преступника, которое превращает его в безопасного и безвредного для общества человека. Исправить - значит добиться такого положения, когда лицо больше не совершает преступлений.
Решение задач исправления осужденных означает и достижение цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т.е. цели частной превенции. Последнее не означает, что частно-превентивное воздействие на осужденных ограничивается предупреждением преступлений в период отбывания наказания. Цель частной превенции состоит в том, чтобы осужденные не совершали новых преступлений, как в период наказания, так и после его отбытия. Иначе все разговоры об исправлении осужденных оставались бы только словами5.
Исполнение наказания имеет общую цель не допустить совершения преступления иными лицами, т.е. цель общей превенции. Следует сказать, что ряд юристов, например, И.С. Ной, относятся скептически к общепредупредительному эффекту наказания. Они обосновывают это тем, что, несмотря на применение мер наказания, преступность не уменьшается6. Но это говорит лишь о том, что только наказанием с преступностью не справиться. Трудно представить, какой уровень преступности был бы в стране, если бы не применялись существующие меры наказания. Граждане не совершают преступления не потому, что боятся наказания, а потому, что преступление противоречит их убеждениям. Наказание играет устрашающую роль лишь для некоторой части лиц, склонных к совершению преступления. Именно в этом заключается цель общей превенции. Но и это не означает особой необходимости в усилении репрессий и ужесточении наказаний. Еще Монтескье указывал, что предупредительное значение наказания обуславливается не его жестокостью, а его неотвратимостью. Важно не то, чтобы за преступление было назначено тяжкое наказание, а то, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым. Это положение является основным для правоохранительных органов, для уголовной и уголовно-исполнительной политики.
Целью уголовно-исполнительного права в собственном смысле слова выступает обеспечение исполнения наказания. А это означает создание таких условий, при которых наказание выполняло бы свою главную цель – исправление осужденных. В то же время исправление осужденных является средством для достижения цели предупреждения совершения ими новых преступлений, т.е. цели частной превенции. Строгое и точное исполнение наказания необходимо для решения цели предупреждения преступления иными лицами – цели общей превенции. И, наконец, достижение всех этих целей направлено на решение цели, поставленной перед всеми правоохранительными органами, – способствовать уменьшению преступности.
Поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством цели достигаются путем решения конкретных задач (они большинством теоретиков УИП отождествляются с его функциями): регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана прав, свобод и законных интересов осужденных; оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Можно выделить следующие методы уголовно-исполнительного права:
1) по способу правового регулирования – императивный;
2) по способу воздействия
на поведение людей –
3) по характеру воздействия – карательный;