Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:24, доклад
В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников, выявляются сущность процесса «профессиональной адаптации» и его взаимосвязь с психологической и физической подготовкой.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, ситуации риска, профессионально-прикладная физическая подготовка.
Последние десятилетия во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при исполнении наказаний превалируют над жестоким и суровым отношением к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
В статье рассматриваются особенности профессиональной
деятельности сотрудников, выявляются сущность процесса
«профессиональной адаптации» и его взаимосвязь с психологической
и физической подготовкой.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, ситуации
риска, профессионально-прикладная физическая подготовка.
Последние десятилетия во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при
исполнении наказаний
отбывающим наказание в
предполагает принудительную изоляцию от общества и содержание лиц, отбывающих
наказание, без унижения их человеческого достоинства, а также причинения
вреда здоровью и жизни. Существующие Международные правовые стандарты обращения
с осужденными являются своего рода Великой хартией прав заключенных.
Государство, применяя правоограничения в отношении осужденных, становится гарантом
их законного исполнения, обеспечивает социальные и нравственные права
человека, являющиеся связующим звеном осужденных и государства. Гарантия обеспечения
прав осужденных со стороны государства позволяет им быть полноценными
субъектами правовых отношений [6]. Важным блоком Международных правовых
стандартов являются требования, которым должен соответствовать персонал
исправительных учреждений, поскольку исполнение наказания в виде лишения свободы
требует привлечения в эту сложную сферу деятельности сотрудников с высокой
квалификацией, удовлетворяющих социальный заказ общества на специалистов
данной категории.
Эффективность деятельности правоохранительных органов определяется качеством
кадрового потенциала. Статистические данные свидетельствуют о высоком уровне
текучести кадров, несоответствии уровня их профессиональной и специальной подготовки,
значительном сокращении доли опытных специалистов. Установлено, что сотрудник
правоохранительных органов (МВД, ФСИН) адаптируется к специфике деятельности
лишь через 1–2 года после ее начала, для достижения должного уровня
специалисту необходимо 5–7 лет, и лишь через 8–10 лет происходит полная профессиональная
адаптация к деятельности. Таким образом, большая часть личного состава
не обладает достаточным уровнем профессионализма [3].
Анализ деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) позволяет сделать
вывод о ее негативной оценке со стороны государства. В Концепции совершенствования
воспитательной работы с личным составом УИС констатируется, что не удается
поднять на должный уровень качественный состав кадров УИС, состояние служебной
дисциплины и законности, ответственность сотрудников за выполнение служебных
обязанностей. Медленно снижается количество уголовных преступлений, соверша-
* © Огородников А.В., 2010
Огородников Алексей Валерьевич (lexmen08@mail.ru), кафедра теории и методики профессионального
образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г.
Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
220 Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)
емых сотрудниками, случаев злоупотребления спиртными напитками, вступления в
запрещенные связи с осужденными, суицидов, других негативных проявлений [4].
По данным Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России, в 2007 г.
было зарегистрировано более 43 % должностных преступлений в системе исправительных
учреждений, большая часть которых связана с нарушением прав осужденных.
В исправительных учреждениях УИС прослеживается тенденция дефицита квалифицированных
кадров, а в числе принимаемых значительное количество сотрудников,
не обладающих набором необходимых профессиональных качеств, что порождает
должностную преступность, обусловленную не злоупотреблением должностными
обязанностями, а их непрофессиональным исполнением [8].
Деятельность персонала УИС призвана обеспечить выполнение основных целей,
направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от
общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений.
Эти цели могут быть обеспечены лишь соблюдением режима содержания, которым
устанавливаются определенные запреты и правила поведения, являющиеся обязательными
для исполнения осужденными. Проявление девиантного поведения со стороны
осужденных порождает законную реакцию со стороны персонала исправительных
учреждений – применение физической силы или специальных средств, а при
нападении на сотрудников, побегах из исправительных учреждений – применение
огнестрельного оружия. Как показывает практика, их неквалифицированное применение
в целях личной безопасности или
случаях преодоления
травматизм, летальные исходы со стороны осужденных и, как следствие, привлечение
к уголовной ответственности
доказанности вины приводит к увольнению из органов УИС.
Повышенное внимание к деятельности сотрудников исправительных учреждений
в последнее десятилетие
в процессе функционирования УИС. Проблема подготовки квалифицированных кадров,
способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип
гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные
и эффективные формы работы с осужденными является одной из основных
в деятельности УИС. Следование общепризнанным человеческим ценностям выступает
ориентиром в деятельности сотрудников УИС, что предполагает воспитание у
курсантов ФСИН России уважительного отношения к правам и свободам человека,
его достоинству. Результативность профессиональной подготовки выражается готовностью
выпускника вуза к продуктивному решению профессиональных задач.
В функционировании исправительных учреждений УИС выделяются три категории
сотрудников, обеспечивающих процесс исполнения наказания: непосредственно
обеспечивающие исполнение наказания (оперативный отдел, служба безопасности,
охрана); осуществляющие воспитательную работу с осужденными (начальники отрядов),
психологическую помощь (психологи);
сотрудники отделов материально-
снабжения и технических служб.
Деятельность этих сотрудников
характеризуется рядом
ее правовой характер [10]; включенность в субъектно-объектные отношения,
в которых каждый акт правоприменения влечет за собой последствия; неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (бездействие, злоупотребление,
превышение власти и т. д., что является нарушением того или иного нормативного
акта и обуславливает повышенную ответственность за свои поступки. Деятельность
сотрудника
УИС носит экстремальный
возникновения экстремальных ситуаций (нападения, террористические акты),
с различным
уровнем стрессогенности. Выделяется
несколько типов жизненных
Особенности деятельности сотрудников
уголовно-исполнительной системы России
туаций в зависимости от уровня стрессогенности: трудные; параэкстремальные; экстремальные.
Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной для субъекта задачей,
ее повышенной значимостью; второй и третий уровни характеризуются риском,
высокой ценой возможной ошибки: от разрешения экстремальной ситуации зависит
дальнейшее существование субъекта. Деятельность отличается напряженностью, вызванной
повышенной ответственностью, сверхнормативностью. Возникновение экстремальных
ситуаций при исполнении служебных обязанностей связано, как правило,
с нарушением осужденными требований режима исполнения наказания. Необходимость
мгновенной собранности и готовности к открытому физическому противоборству
с осужденными отмечают 90 % сотрудников УИС, а 60 % считают свою работу
опасной из-за значительной степени риска для собственной жизни и здоровья [9].
Наиболее подвержены воздействию стрессогенных факторов сотрудники оперативных
отделов (оперативные сотрудники), которые в рамках осуществления служебных
обязанностей производят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий,
неотложные следственные мероприятия, пресекают случаи противодействия и неповиновения
администрации исправительного учреждения и наиболее плотно контактируют
в повседневной деятельности с осужденными.
Возникающие в рамках осуществления профессиональной деятельности ситуации
риска требуют незамедлительного принятия решения, вероятный исход которого заранее
неизвестен или носит, в отличие
от стандартных и изученных
характер. Неопределенность связана с причинами не только объективного,
но и субъективного, гносеологического
порядков, в числе которых
процесса познания человеком окружающей среды, невозможность однозначного
познания объекта с учетом сложившихся уровней и методов научного познания на
данный момент развития, относительная ограниченность сознательной деятельности
человека, дифференцированный подход к пониманию и оценке ценностей. Неопределенность
в деятельности связана с неполнотой, недостаточностью информации об
объекте, явлении или процессе. Для принятия решения необходим полный объем
достоверной информации, в то время как на практике такая информация зачастую
бывает разрозненной, некачественной,
необъективной и
очередь ситуация риска не предоставляет возможности для длительного анализа информации
и требует мгновенного принятия решения на основе личного опыта
и имеющихся знаний, умений и навыков.
Нестандартные ситуации в деятельности
оперативных сотрудников
тренированности, способности эффективно ориентироваться и принимать
решение, противостоять источнику опасности и быть готовым к риску как
альтернативному поведению при угрозе жизни и здоровью. Формирование данного
вида готовности представляет собой сложный и многоуровневый процесс, выражающийся
в устойчивой характеристике личности
и проявляющийся в
к действию. Проблема формирования готовности
к риску у оперативных
возникает на стадии профессиональной подготовки в образовательных учреждениях
ФСИН России. Получение набора различных умений и навыков (стрельбы, боевых
приемов борьбы), специальных профессиональных знаний осуществляется без уверенности
в надежности применения данных профессиональных качеств в экстремальных
ситуациях. Содержание учебных программ и соответствующих учебно-методических
комплексов по профессионально-прикладной физической подготовке предусматривает
методику технической
ударов), применяемых в стандартных ситуациях физического противоборства,
которые возникают в служебной деятельности оперативных сотрудников, не предусматривая
фактора неопределенных или нестандартных ситуаций, что в условиях многоступенчатой
системы обучения снижает эффективность учебного процесса в целом.
222 Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)
Для оперативных сотрудников с опытом работы менее одного года расхождения
и несоответствия между знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках
профессиональной подготовки в образовательных заведениях ФСИН России, и реальностью
профессиональной деятельности, свойственные этапу адаптации, неизбежно
приводят к увеличению числа профессиональных ошибок при исполнении
своих обязанностей, фрустрации, а зачастую и дезадаптации. В процессе жизнедеятельности
человек сталкивается с необходимостью приспособления к разным элементам
среды (производственным, культурным, бытовым, семейным и другим), поэтому
принято говорить о разных видах адаптации (социально-психологической, профессиональной,
правовой, общественно-политической, учебной, бытовой). Процесс профессиональной
адаптации представляет собой психологическое и психофизиологическое
приспособление к требованиям профессии и находит свое выражение в овладении
профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании
профессионально значимых качеств личности, развитии устойчивого положительного
отношения к избранной деятельности [7]. Присущая человеку деятельностная
активность предопределяет выбор типа поведения в процессе адаптации.
Адаптация через преобразование среды требует активности, направленной на изменение,
преобразование среды в
и субъективным отношением к профессиональной сфере [1]. Данный тип адаптации
может сопровождаться конфликтностью и агрессией по отношению к социальному
окружению. Адаптация через приспособление к существующим условиям путем врастания
в среду, изменения себя предполагает активность человека, направленную на
изменение своего внутреннего «Я»,
корректировку своих
Информация о работе Особенности уголовно-исполнительного права