Особенности уголовно-исполнительного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:24, доклад

Краткое описание

В статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности сотрудников, выявляются сущность процесса «профессиональной адаптации» и его взаимосвязь с психологической и физической подготовкой.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, ситуации риска, профессионально-прикладная физическая подготовка.
Последние десятилетия во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при исполнении наказаний превалируют над жестоким и суровым отношением к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.

Файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИИ

В статье рассматриваются особенности  профессиональной

деятельности сотрудников, выявляются сущность процесса

«профессиональной адаптации» и его  взаимосвязь с психологической

и физической подготовкой.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, ситуации

риска, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Последние десятилетия во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при

исполнении наказаний превалируют  над жестоким и суровым отношением к осужденным,

отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Лишение свободы

предполагает принудительную изоляцию от общества и содержание лиц, отбывающих

наказание, без унижения их человеческого  достоинства, а также причинения

вреда здоровью и жизни. Существующие Международные правовые стандарты обращения

с осужденными являются своего рода Великой хартией прав заключенных.

Государство, применяя правоограничения в отношении осужденных, становится гарантом

их законного исполнения, обеспечивает социальные и нравственные права

человека, являющиеся связующим звеном осужденных и государства. Гарантия обеспечения

прав осужденных со стороны государства  позволяет им быть полноценными

субъектами правовых отношений [6]. Важным блоком Международных правовых

стандартов являются требования, которым  должен соответствовать персонал

исправительных учреждений, поскольку  исполнение наказания в виде лишения  свободы

требует привлечения в эту сложную  сферу деятельности сотрудников  с высокой

квалификацией, удовлетворяющих социальный заказ общества на специалистов

данной категории.

Эффективность деятельности правоохранительных органов определяется качеством

кадрового потенциала. Статистические данные свидетельствуют о высоком  уровне

текучести кадров, несоответствии уровня их профессиональной и специальной подготовки,

значительном сокращении доли опытных  специалистов. Установлено, что сотрудник

правоохранительных органов (МВД, ФСИН) адаптируется к специфике деятельности

лишь через 1–2 года после ее начала, для достижения должного уровня

специалисту необходимо 5–7 лет, и  лишь через 8–10 лет происходит полная профессиональная

адаптация к деятельности. Таким  образом, большая часть личного  состава

не обладает достаточным уровнем  профессионализма [3].

Анализ деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) позволяет сделать

вывод о ее негативной оценке со стороны  государства. В Концепции совершенствования

воспитательной работы с личным составом УИС констатируется, что  не удается

поднять на должный уровень качественный состав кадров УИС, состояние служебной

дисциплины и законности, ответственность  сотрудников за выполнение служебных

обязанностей. Медленно снижается  количество уголовных преступлений, соверша-

* © Огородников А.В., 2010

Огородников Алексей Валерьевич (lexmen08@mail.ru), кафедра теории и методики профессионального

образования Самарского государственного университета, 443011, Россия, г.

Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

220 Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)

емых сотрудниками, случаев злоупотребления  спиртными напитками, вступления в

запрещенные связи с осужденными, суицидов, других негативных проявлений [4].

По данным Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) России, в 2007 г.

было зарегистрировано более 43 % должностных  преступлений в системе исправительных

учреждений, большая часть которых связана с нарушением прав осужденных.

В исправительных учреждениях УИС  прослеживается тенденция дефицита квалифицированных

кадров, а в числе принимаемых  значительное количество сотрудников,

не обладающих набором необходимых  профессиональных качеств, что порождает

должностную преступность, обусловленную  не злоупотреблением должностными

обязанностями, а их непрофессиональным исполнением [8].

Деятельность персонала УИС  призвана обеспечить выполнение основных целей,

направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от

общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений.

Эти цели могут быть обеспечены лишь соблюдением режима содержания, которым

устанавливаются определенные запреты  и правила поведения, являющиеся обязательными

для исполнения осужденными. Проявление девиантного поведения со стороны

осужденных порождает законную реакцию со стороны персонала  исправительных

учреждений – применение физической силы или специальных средств, а  при

нападении на сотрудников, побегах  из исправительных учреждений – применение

огнестрельного оружия. Как показывает практика, их неквалифицированное применение

в целях личной безопасности или  случаях преодоления противодействия  влечет

травматизм, летальные исходы со стороны осужденных и, как следствие, привлечение

к уголовной ответственности сотрудников  исправительных учреждений, что в  случае

доказанности вины приводит к увольнению из органов УИС.

Повышенное внимание к деятельности сотрудников исправительных учреждений

в последнее десятилетие обусловлено  той ролью, которую их труд призван  сыграть

в процессе функционирования УИС. Проблема подготовки квалифицированных кадров,

способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь  принцип

гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные

и эффективные формы работы с  осужденными является одной из основных

в деятельности УИС. Следование общепризнанным человеческим ценностям выступает

ориентиром в деятельности сотрудников  УИС, что предполагает воспитание у

курсантов ФСИН России уважительного  отношения к правам и свободам человека,

его достоинству. Результативность профессиональной подготовки выражается готовностью

выпускника вуза к продуктивному  решению профессиональных задач.

В функционировании исправительных учреждений УИС выделяются три категории

сотрудников, обеспечивающих процесс  исполнения наказания: непосредственно

обеспечивающие исполнение наказания (оперативный отдел, служба безопасности,

охрана); осуществляющие воспитательную работу с осужденными (начальники отрядов),

психологическую помощь (психологи); сотрудники отделов материально-технического

снабжения и технических служб.

Деятельность этих сотрудников  характеризуется рядом особенностей, среди которых

ее правовой характер [10]; включенность в субъектно-объектные отношения,

в которых  каждый акт правоприменения влечет за собой последствия; неисполнение

или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (бездействие, злоупотребление,

превышение  власти и т. д., что является нарушением того или иного нормативного

акта и  обуславливает повышенную ответственность  за свои поступки. Деятельность

сотрудника  УИС носит экстремальный характер, что связано с возможностью

возникновения экстремальных ситуаций (нападения, террористические акты),

с различным  уровнем стрессогенности. Выделяется несколько типов жизненных си221

Особенности деятельности сотрудников

уголовно-исполнительной системы России

туаций  в зависимости от уровня стрессогенности: трудные; параэкстремальные; экстремальные.

Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной  для субъекта задачей,

ее повышенной значимостью; второй и третий уровни характеризуются риском,

высокой ценой  возможной ошибки: от разрешения экстремальной  ситуации зависит

дальнейшее  существование субъекта. Деятельность отличается напряженностью, вызванной

повышенной  ответственностью, сверхнормативностью. Возникновение экстремальных

ситуаций  при исполнении служебных обязанностей связано, как правило,

с нарушением осужденными требований режима исполнения наказания. Необходимость

мгновенной  собранности и готовности к открытому  физическому противоборству

с осужденными  отмечают 90 % сотрудников УИС, а 60 % считают  свою работу

опасной из-за значительной степени  риска для собственной жизни  и здоровья [9].

Наиболее подвержены воздействию  стрессогенных факторов сотрудники оперативных

отделов (оперативные сотрудники), которые в рамках осуществления  служебных

обязанностей производят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий,

неотложные следственные мероприятия, пресекают случаи противодействия  и неповиновения

администрации исправительного учреждения и наиболее плотно контактируют

в повседневной деятельности с осужденными.

Возникающие в рамках осуществления профессиональной деятельности ситуации

риска требуют незамедлительного  принятия решения, вероятный исход  которого заранее

неизвестен или носит, в отличие  от стандартных и изученных ситуаций, неопределенный

характер. Неопределенность связана с причинами не только объективного,

но и субъективного, гносеологического  порядков, в числе которых относительность

процесса познания человеком окружающей среды, невозможность однозначного

познания объекта с учетом сложившихся  уровней и методов научного познания на

данный момент развития, относительная  ограниченность сознательной деятельности

человека, дифференцированный подход к пониманию и оценке ценностей. Неопределенность

в деятельности связана с неполнотой, недостаточностью информации об

объекте, явлении или процессе. Для принятия решения необходим  полный объем

достоверной информации, в то время  как на практике такая информация зачастую

бывает разрозненной, некачественной, необъективной и несвоевременной [2], в свою

очередь ситуация риска не предоставляет возможности для длительного анализа информации

и требует мгновенного принятия решения на основе личного опыта

и имеющихся знаний, умений и навыков.

Нестандартные ситуации в деятельности оперативных сотрудников требуют  профессиональной

тренированности, способности эффективно ориентироваться и принимать

решение, противостоять источнику  опасности и быть готовым к  риску как

альтернативному поведению при  угрозе жизни и здоровью. Формирование данного

вида готовности представляет собой  сложный и многоуровневый процесс, выражающийся

в устойчивой характеристике личности и проявляющийся в подготовленности

к действию. Проблема формирования готовности к риску у оперативных сотрудников

возникает на стадии профессиональной подготовки в образовательных учреждениях

ФСИН России. Получение набора различных  умений и навыков (стрельбы, боевых

приемов борьбы), специальных профессиональных знаний осуществляется без уверенности

в надежности применения данных профессиональных качеств в экстремальных

ситуациях. Содержание учебных программ и соответствующих учебно-методических

комплексов по профессионально-прикладной физической подготовке предусматривает

методику технической отработки  определенного перечня движений (приемов,

ударов), применяемых в стандартных  ситуациях физического противоборства,

которые возникают в служебной  деятельности оперативных сотрудников, не предусматривая

фактора неопределенных или нестандартных  ситуаций, что в условиях многоступенчатой

системы обучения снижает эффективность  учебного процесса в целом.

222 Вестник СамГУ. 2010. № 5 (79)

Для оперативных сотрудников с  опытом работы менее одного года расхождения

и несоответствия между знаниями, умениями и навыками, полученными  в рамках

профессиональной подготовки в  образовательных заведениях ФСИН России, и реальностью

профессиональной деятельности, свойственные этапу адаптации, неизбежно

приводят к увеличению числа  профессиональных ошибок при исполнении

своих обязанностей, фрустрации, а  зачастую и дезадаптации. В процессе жизнедеятельности

человек сталкивается с необходимостью приспособления к разным элементам

среды (производственным, культурным, бытовым, семейным и другим), поэтому

принято говорить о разных видах  адаптации (социально-психологической, профессиональной,

правовой, общественно-политической, учебной, бытовой). Процесс профессиональной

адаптации представляет собой психологическое  и психофизиологическое

приспособление к требованиям  профессии и находит свое выражение  в овладении

профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании

профессионально значимых качеств  личности, развитии устойчивого положительного

отношения к избранной деятельности [7]. Присущая человеку деятельностная

активность предопределяет выбор  типа поведения в процессе адаптации.

Адаптация через преобразование среды требует активности, направленной на изменение,

преобразование среды в соответствии с собственной жизненной позицией

и субъективным отношением к профессиональной сфере [1]. Данный тип адаптации

может сопровождаться конфликтностью и агрессией по отношению к социальному

окружению. Адаптация через приспособление к существующим условиям путем врастания

в среду, изменения себя предполагает активность человека, направленную на

изменение своего внутреннего «Я», корректировку своих профессиональных навыков

Информация о работе Особенности уголовно-исполнительного права