Понятие уголовно-исполнительного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:44, лекция

Краткое описание

1. Уголовно-исполнительная политика

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права

3. Принципы уголовно-исполнительного права

Файлы: 1 файл

УИП.docx

— 30.72 Кб (Скачать)

Лекция 1.   Понятие уголовно-исполнительного права 

1. Уголовно-исполнительная  политика

2. Предмет  и метод уголовно-исполнительного  права

3. Принципы  уголовно-исполнительного права 

1. Уголовно-исполнительная  политика 

Политика  государства оказывает оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Поскольку политика проявляется в различных  областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области  своего действия имеет специфические  предметы, а значит и формы и  методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Важное  место в социальной политике занимает  политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с преступностью. Содержание политики государства в сфере  борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов  власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности  лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи  с деятельностью государства  в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение  политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.

Уголовно  – исполнительная политика тесно  связана с уголовной   политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно – правового воздействия  на преступность. Политика государства  в области исполнения наказания  имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой.

Уголовно  – исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.

Термин '' уголовно – исполнительная политика'' пришел на смену термину ''исправительно-трудовая политика''. Наименование ''исправительно-трудовая политика'' адекватно отражало сущность политики советского государства в  сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая политика и соответственно исправительно-трудовое законодательство провозглашали главную  цель исполнения наказания – исправление  и перевоспитание осужденных. Основным средством достижения этой цели был  признан труд. Для достижения цели – исправления с помощью труда  были созданы исправительно-трудовые учреждения. Институт исполнения наказания  был связан с мерами исправительно-трудового  воздействия. С мерами исправительно-трудового  воздействия были связаны такие  наказания как: условное осуждение  с обязательным привлечением к труду, исправительные работы. Однако термин ''исправительно-трудовая политика'' как  и термин  ''исправительно-трудовое право'' перестал отвечать своему содержанию, т.к. в системе уголовных наказаний  появилось много таких наказаний, которые не были связаны с привлечением осужденных к труду. К таким наказаниям относились общественное порицание, увольнение от должности и др.

Таким образом, уже с 70-х годов появилось  основание изменить наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-исполнительную политику''.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными соответствующим  международным актом, достижениям  наукам и практикам.

В России произошла смена общественно-экономической  формации и политической системы  общества, что повлекло изменения  стратегии основных направлений  уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать  и построение правовой пенитенциарной системы. Соответственно показателям  правового государства должна быть приведена вся система исправления  и отбывания наказания. Стратегия  уголовно-исполнительной политики в  реализации этой цели заключается в  гуманизации исполнения и отбывания наказания, демократизации  деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений, изменении установок на роль труда осужденных, привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование  уголовно-исполнительной политики зависит  от ряда социальных факторов.

Факторам  влияющими на уголовно-исполнительную политику являются: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.

Нравственное  состояние общества и уровень правового  сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику.

Разные  социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и  пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно  сглаживаются. В таком обществе отношение  к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние  на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в  сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний  и об обращении  с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства, привести свое законодательство в соответствие  с международными соглашениями о  защите прав человека, в том числе  и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники принимали  на себя обязательства ''обеспечить, чтобы  со всеми лицами, содержащимися под  стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности''.

Россия  является правопреемницей СССР, и  взяла на себя обязанность соблюдать  ратифицированные им международные  соглашения. Среди международных  принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными  можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более  высокие требования по сравнению  с мировыми. Россия обязалась также  соблюдать: Европейскую конвенцию  о защите прав человека; Европейскую  конвенцию по предотвращению пыток  и других жестоких, бесчеловечных  и унижающих достоинство видов  обращения и наказания; Европейские  пенитенциарные правила и ряд  других документов. Россия как член совета Европы, должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с  Европейскими принципами и стандартами.

Принципы  и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными  носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию  социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических  факторов.

Принципы  и стандарты являются четким ориентиром для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Достижения  науки являются важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права.

Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления  осужденных. В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращениям с заключенными говорится  о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при  изложении правил обращения с  заключенными .

Проблемы  исполнения наказания и исправления  осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и  методы обращения с осужденными.

Современной задачей российской  науки является определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, определении стратегии принципов, форм и методов исполнения уголовных  наказаний. Важным критерием правильности достижений  науки является практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно исполнительных органов. Если она покажет низкую эффективность  действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной  формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных  актах, связанных с исполнением  и отбыванием наказания.

Таким образом уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой деятельности. 

2. Предмет и метод уголовно-исполнительного  права 

Основной  формой выражения и закрепления  уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие  уголовно-исполнительного права  – значит определить его цели, задачи, предмет и метод регулирования, что в свою очередь требует  раскрытия уголовно-исполнительных отношений, норм и системы уголовно-исполнительного  законодательства.

Но прежде чем перейти к освещению каждого  из этих вопросов, необходимо определить место, которое занимает уголовно-исполнительное право в системе права, так  как от этого зависит и круг рассматриваемых вопросов. Так, если не считать уголовно-исполнительное право самостоятельной отраслью права, то самим собой снимается  вопрос о норме уголовно-исполнительного  права, об уголовно-исполнительном правоотношении.

Информация о работе Понятие уголовно-исполнительного права