Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:44, лекция
1. Уголовно-исполнительная политика
2. Предмет и метод уголовно-исполнительного права
3. Принципы уголовно-исполнительного права
Лекция
1. Понятие уголовно-исполнительного
права
1. Уголовно-исполнительная политика
2. Предмет
и метод уголовно-
3. Принципы
уголовно-исполнительного права
1. Уголовно-исполнительная
политика
Политика
государства оказывает
Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит и формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.
Важное
место в социальной политике занимает
политика в сфере борьбы с преступностью.
Она определяет цели, принципы, стратегию,
основные направления, формы и методы
борьбы с преступностью. Содержание
политики государства в сфере
борьбы с преступностью определяет
деятельность государства, его органов
власти и управления по профилактике
преступлений и иных правонарушений,
предупреждению их совершения, своевременному
пресечению, реализации ответственности
лиц, совершивших преступление, исполнению
наказания в отношении
В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют уголовную, уголовно – исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.
Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой, или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно – правовая, уголовно – процессуальная и уголовно – исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно – правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между собой.
Уголовно
– исполнительная политика тесно
связана с уголовной политикой.
Уголовная политика определяет меры
уголовно – правового воздействия
на преступность. Политика государства
в области исполнения наказания
имеет более узкое содержание
по сравнению с уголовной
Уголовно – исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания.
Термин
'' уголовно – исполнительная политика''
пришел на смену термину ''исправительно-трудовая
политика''. Наименование ''исправительно-трудовая
политика'' адекватно отражало сущность
политики советского государства в
сфере исполнения наказания. Исправительно-трудовая
политика и соответственно исправительно-трудовое
законодательство провозглашали главную
цель исполнения наказания – исправление
и перевоспитание осужденных. Основным
средством достижения этой цели был
признан труд. Для достижения цели
– исправления с помощью труда
были созданы исправительно-трудовые
учреждения. Институт исполнения наказания
был связан с мерами исправительно-трудового
воздействия. С мерами исправительно-трудового
воздействия были связаны такие
наказания как: условное осуждение
с обязательным привлечением к труду,
исправительные работы. Однако термин
''исправительно-трудовая политика'' как
и термин ''исправительно-трудовое
право'' перестал отвечать своему содержанию,
т.к. в системе уголовных наказаний
появилось много таких
Таким образом, уже с 70-х годов появилось основание изменить наименование ''исправительно-трудовая политика'' на ''уголовно-исполнительную политику''.
Уголовно-исполнительная
политика России базируется на выработанных
международным сообществом
В России
произошла смена общественно-
Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов.
Факторам влияющими на уголовно-исполнительную политику являются: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.
Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов.
Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономическое благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и коньюнктуры. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованном в уголовно-исполнительном законодательстве и реальном их воплощении.
Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику.
Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.
Состояние преступности также оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика как правило более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения.
Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В 1989 г.
СССР подписал Венские соглашения,
на основе которых были приняты обязательства,
привести свое законодательство в соответствие
с международными соглашениями о
защите прав человека, в том числе
и в сфере борьбы с преступностью.
Государства-участники
Россия является правопреемницей СССР, и взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить Европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека; Европейскую конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейские пенитенциарные правила и ряд других документов. Россия как член совета Европы, должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.
Принципы и стандарты о защите прав человека и обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуре, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов.
Принципы
и стандарты являются четким ориентиром
для развития политики законодательства
и правоприменительной
Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права.
Наука,
разрабатывая проблемы борьбы с преступностью,
также исследует проблемы исправления
осужденных. В предварительных замечаниях
к Минимальным стандартным
Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуется уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период, были продолжены в советское время. Наука сформулировала цели, принципы, основные формы и методы обращения с осужденными.
Современной
задачей российской науки является
определение места
Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.
Таким
образом уголовно-исполнительная
политика являясь частью
единой политики государства,
непосредственно вытекая
из уголовной политики,
определяет направление
деятельности государственных
органов в области исполнения
наказаний, определяет
принципы, формы, задачи
и содержания этой деятельности.
2.
Предмет и метод уголовно-
Основной
формой выражения и закрепления
уголовно-исполнительной политики является
уголовно-исполнительное право. Дать понятие
уголовно-исполнительного
Но прежде
чем перейти к освещению