Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:06, реферат
Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, также системой норм. Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых.
Уголовно-исполнительное право – одна из важнейших отраслей права, средство противодействия преступности, особенно в таком её крайнем проявлении, как рецидивная преступность. Это единственная отрасль, регулирующая исполнение всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний.
Уголовно-исполнительное право характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, также системой норм. Традиционно считалось, что предмет данной отрасли права – регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительно-трудового воздействия. Это прямо вытекало из ст. 2 ИТК. К этим видам наказаний относились лишение свободы, ссылка, высылка, исправительные работы. Однако в начале 90-х гг. из уголовного законодательства были исключены такие виды наказаний и меры уголовно-правового воздействия, как ссылка, высылка, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду. Одновременно из ИТК были исключены разделы и главы, регулирующие порядок их исполнения. В 1984 году было принято Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осуждённых. В результате предмет правового регулирования исправительно-трудового права существенно изменился: оно всё менее оставалось исправительно-трудовым. С принятием Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) завершилось формирование предмета отрасли. В его предмет согласно ч. 2 ст. 2 УИК входит установление:
общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК;
порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осуждённых;
порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осуждённых;
порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам.
Общие положения и принципы исполнения наказаний закреплены в главе 1 УКИ, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными. Они включают нормы этой отрасли права определяющей действия уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения наказаний, и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных.
Впервые в данной отрасли законодательства установлены его принципы (ст. 8 УИК).
В общих положениях УИК определены основные средства исправления осуждённых (ст. 9):
режим,
воспитательная работа,
общественно полезный труд,
получение общего образования,
профессиональное обучение и подготовка осуждённых,
общественное воздействие на осуждённых.
Уголовно-исполнительный кодекс отказался от употребления термина «меры исправительно-трудового воздействия», содержание которых не было раскрыто в законе и, как следствие этого, вызывало разноречивое их толкование, как в теории данной отрасли права, так и на практике.
К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которое возложено исполнение лишения свободы на определённый срок и пожизненного лишения свободы. Этому посвящен раздел 4 УИК, а также главы 2 и 3 закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющий такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельность, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела 2 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исправительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включён порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправление осуждённых и в контроле над деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 и др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробнее регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль над их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, ст.34 УИК и др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений (ст. 23 УИК), но только в связи с оказанием ими содействия учреждением и органам, исполняющим наказания, и осуществления общественного контроля над их деятельностью.
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов и одиночных камер колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определённые правила поведения этих лиц (ст. 13, 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).
Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношений, возникающих: при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрации организаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем не менее, он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Метод правового регулирования обусловливает, прежде всего, та мировоззренческая концепция, которая лежит в основе соответствующей политики и законодательства. В наших условиях это диалектический метод, который требует придания юридическим нормам такого содержания, которое обеспечивает регулирование определённых общественных отношений комплексно, с учётом реально существующих взаимосвязей:
1) по способу правового регулирования – императивный;
2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;
3) по характеру воздействия – карательный;
4) по способу реализации – метод санкции;
5) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти-подчинения.
Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования – императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применение и иных методов правового регулирования: диспозитивного (т.е. предоставление осужденному до известных пределов право выбора вариантов своих действий в предусмотренных законом случаях), поощрения (например: отмена отдельных ограничений, перевод на лучшие условия, благодарность и т.д.) и других.
В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определённого вида общественных отношений. В систему норм уголовно-исполнительного права входят уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы. В Законе о введении в действие УИК предусмотрено также принятие правительством РФ положений об уголовно-исполнительных инспекциях, о дисциплинарной воинской части, об арестных домах и исправительных центрах. Кроме того, предусматривается принятие федерального закона об уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ и иных федеральных законов.
Уголовно-исполнительное право как самостоятельная отрасль содержит ряд норм, заимствованных из других отраслей права (гражданского, трудового, семейного, уголовного и т.д.). Данное обстоятельство дало основание высказать в литературе мнение, что исправительно-трудовое право – предшественник уголовно-исполнительного права – являлось комплексной отраслью. Известно, однако, что приём рецепции (заимствования) норм широко применяется и в других отраслях права (семейном, финансовом, трудовом, административном и т.д.). Данный прием отражает, прежде всего, системность права и служат инструментом, обеспечивающим взаимосвязанное, согласованное развитие его отраслей, прежде всего смежных институтов и норм. Кроме того, реципированные нормы регулируют иные по своей правовой природе отношения и, следовательно, меняют своё содержание.
Реципированные нормы в уголовно-исполнительном праве в основном регулируют правовой статус осужденных к лишению свободы. Это обусловлено, прежде всего тем, что уголовно-исполнительное право выступает в качестве вторичной по отношению к базовой (фундаментальной) отрасли – конституционному праву, исключительная прерогатива которого состоит в установлении прав и свобод человека и гражданина.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-процессуальным правом.
Уголовное право – базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчётливо можно выделить приоритеты уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному.
Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется ещё одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации служит не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей.
На первом, высшем, уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаимосвязь усложняется. Уголовный закон лишь предопределяет характер правового регулирования исполнения (отбывания) конкретных видов наказания. Он определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и делегирует полномочия исполнительному закону устанавливать в определённом объёме решения или ограничения прав и законных интересов осужденных при установлении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается чёткая взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь ещё более опосредуется. Уголовный закон создаёт лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права, например оценка уголовным законом степени тяжести совершённого преступления предопределяет условия отбывания осужденным наказания.
Такая взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы – понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного – как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации материального права, в частности исполнение наказания. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.