Эмпатия как психологически феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей эмпатии и ее связи с личностными и профессиональными факторами, а также формированием профессионального самоотношения у медицинских работников.
Задачи:
Определение уровня эмпатии у медицинских работников.
Определить эмпатийные тенденции у медицинских работников.
Исследование прфессионального самоотношения и его взаимосвязи с уровнем эмпатии, личностными особенностями и профессиональной деятельностью медицинских работников.

Файлы: 1 файл

взаимосвязь самоотношения и эмпатии у медицинских работников.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

~ ~

ВВДЕЕНИЕ

        В  профессиях, связанных с взаимодействием  человек-человек, огромное

значение имеет ориентация на другого, как равноправного участника  взаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого  человека. Суть ценностного подхода  – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Особенно важна  способность к  гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется  высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев.

  Труд медицинского  работника – один из наиболее  сложных видов профессиональной деятельности человека. Поэтому к медицинским работникам предъявляют повышенные и достаточно  специфические требование. В последние годы проведено значительное количество исследований по выявлению и оценки свойств, определяющих успешность медицинской деятельности на практике. В обязанности медицинского работника входит оказание медицинской помощи людям разного возраста, с различными видами патологий, умение понимать больного и адекватно с ним общаться. Все это требует от специалистов-медиков не только глубоких профессиональных,  в том числе и психологических знаний, но и определенных индивидуально-психологических качеств, одним и которых является способность к эмпатии (сопереживанию) как специфическому способу и форме социальной перцепции. 

    Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

    Профессиональное сомоотношение – это динамическая система смысловых структур и процессов, отражающих объективные отношения индивидуальных свойств личности к практической реализации мотивов и ценностей труда и обеспечивающих подчинение профессиональной деятельности, общения и карьеры устойчивой структуры этих отношений.

     Актуальность проблемы: Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности. Одним из наиболее важных личностно-профессиональных качества врача является умение сопереживать и понимать эмоциональные состояния, как больных, так и здоровых людей. Т.е. эмпатия, а также наличие навыков установления адекватных и эмоционально-благоприятных отношений с больными, умение анализировать свое поведение и поведение окружающих, адекватная и устойчивая Я-концепция, адекватный образ профессиональной деятельности, гуманное отношение к пациенту, этичность, наличие глубокой интуиции.

     В отечественной и зарубежной литературе феномен эмпатии рассматривался с позиции взаимоотношения врача и больного. Изучались основные виды эмпатии, этапы ее развития, а также функции и механизмы эмпатии .

     Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии:

  • эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации;
  • когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии);
  • предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции.

    Объект: Работники медицинскай помощи

     Предмет: профессиональное самоотношения и особенности развития эмпатии у работников медицинской помощи.

     Цель: изучение особенностей эмпатии и ее связи с личностными и профессиональными факторами, а также формированием профессионального самоотношения у медицинских работников.

     Задачи:

  • Определение уровня эмпатии у медицинских работников.
  • Определить эмпатийные тенденции у медицинских работников.
  • Исследование прфессионального самоотношения и его взаимосвязи с уровнем эмпатии, личностными особенностями и профессиональной деятельностью медицинских работников.

     Гипотеза: Существует взаимосвязь компонентов профессионального самоотношения и эмпатии.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования эмпатии и профессионального  самоотношения у медицинских  работников

    1. Эмпатия как психологически феномен

     Понятие эмпатия получило распространение в психологической литературе в начале 50-х годов ХХ века. Это понятие имеет определенную предысторию изучения в философии.

     Эмпатия большинством исследователей изучалась  как аффективный процесс.

     Эмпатия (от греч. empathies- сопереживание)- категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относящие к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявлять эмпатию по отношению к собеседнику - значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушиваться» в его эмоциональное состояние. [15]

     Термин эмпатия был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека. Среди современных определений эмпатии встречаются следующие определения:

  1. - знание о внутреннем состоянии, мысли и чувства другого человека;
  2. - переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;
  3. - активность по реконструкции чувства другого человека с помощью воображения, размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого (принятие роли);
  4. - эмоциональная реакция другого человека, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого и других.

     Важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать  (чувствовать) не только  реальных людей, но и вымышленных. Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта.[6]

     Эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия - это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности о другом. Эмпатия - это не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слова «Вы» («Вы должны думать и чувствовать то-то»).[25]

     Категория эмпатии используется во многих разделах современной психологии, но активно исследуется гуманистической психологии и позитивной психологии.

    В позитивной психологии эмпатия - одно из высших человеческих качеств, наряду с такими качествами как: оптимизм, вера, мужество и т. д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

    Проявление эмпатии наблюдается уже на ранних этапах онтогенеза. Причем ученые не пришли к единому мнению. Являются ли эмпатические реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению. Имеются данные, что условия воспитания благоприятствуют развитию способности к эмпатии.

    Серия исследований, проведенных Д.Бэтсоном и его коллегами, убедительно демонстрируют, что переживание эмпатии, связанное с представлением о благополучии другого человека, пробуждает альтруистическую мотивацию, целью которой является улучшение благополучия другого; таким образом, чувство эмпатии по отношению к человеку, нуждающемуся в помощи, пробуждает стремление помогать ему.

    Эмпатия является частью «эмоциональной культуры», которая отвечает за социальные навыки, помогающие успешному взаимодействию людей.

     В последние два десятилетия ХХ века феномен эмпатии, традиционно понимаемый как способность человека представлять себя другим и телесно-чувственно проживать его воспринимаемые, вспоминаемые и воображаемые формы. Также предполагаемые состояния, все чаще становится объектом внимания философия (Е.Я.Басин, Е.В.Борисов, А Дж.Ветлизен, Х.Г. Кёглер, О.Ю.Кубанова, Р.А,Маккрил, Х.П.Стивс, М.Савицки, Д.В.Смит, В.П.Филатов, Ю.М.Шилков).[6]

    Эмпатия личности представляет собой комплексное психологическое явление, включающее в себя когнитивный, эмоциональный, личностно-мотивационный и  поведенческий компоненты.

  • - когнитивный компонент проявляется в таких познавательных процессах как: эмоциональное восприятие, эмоциональная память, воображение, интуиция;
  • - эмоциональный компонент проявляется в эмоциональной чувствительности, эмоциональном состоянии;
  • - личностно-мотивационный компонент проявляется в таких чертах личности и особенностях мотивации как: доброта, отзывчивость, желание помогать, толерантность, социальный интерес;
  • - поведенческий компонент проявляется в симпатии, сочувствии, сопереживании, содействии.

     Развитие когнитивного компонента определяется следующими критериями:

  1. Знанием основных эмоций и эмоциональных состояний человека и умение распознавать по их внешним проявлениям;
  2. Знанием механизмов эмоциональной регуляции поведения и деятельности;
  3. Пониманием педагогического значения эмоций и эмоциональных состояний.

     Развитие эмоционального компонента определяется следующими критериями:

1) общей эмоциональной возбудимостью (чувствительностью и эмоциональной отзывчивостью);

2) эмоциональной аутентичностью, то есть способность испытывать и проявлять подлинные переживания;

3) способность к эмоциональной  идентификации, то есть способность  поставить себя на место другого,  прежде всего, мысленно прочувствовать  физическую (мышечную) картину эмоций, чтобы прочувствовать, понять их  содержание и силу.

    Развитие поведенческого компонента определяется следующими критериями:

1) психологической готовностью  к оказанию действенной помощи;

2) владением приемами  воздействия на эмоциональное  состояние партнера, например, эмпатическим  слушанием;

3) умение демонстрировать принятие партнера и его чувств, пользоваться «Я-высказываниями».[[6]

    Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм.

    Интерес к эмпатии формируется в учениях о явлении симпатии и вчувствования конца 19 – начала 20 века, авторами которых выступают Липпс, Рибо, Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Шелен, Штерн.

    В философских трудах А.Бэна и Г. Спенсера эмпатия соответствует её смысловой эквивалент «симпатия». Симпатия была представлена в разновидностях эмоционального заражения (низшая форма) и сочувствия с включением в смысл таких аспектов отношений между людьми, как соучастие, отзывчивость, понимание.

    К высшим формам симпатии были отнесены сочувствие и сопереживание. Сопереживание рассматривалось как рациональное эгоистическое переживание, т. е. при собственных независимых чувствах субъект с переживаниями другого в форме альтруистического акта.[15]

    Т. Рибо полагал, что симпатия - это одна из первых эмоций, присущая как животным, так и человеку. В. Штерн, соглашаясь с этим, добавлял, что на ее основе развиваются социальные чувства: сначала – чувства к другим, а потом – чувства с другими (сострадание и сорадость). Шелер также полагал, что симпатия развивается постепенно: от подражания к сочувствию – и помогает человеку эмоционально реализоваться. Вопрос происхождения симпатии и механизмов ее действия занимался В.Мак-Дауголл, считая, что она произошла от стадного инстинкта и изначально представляла собой заражение, постепенно восходя к сопереживанию и сочувствию.[6]

   В психоаналитической теории изучения феномена эмпатии посвящено незначительно число работ. Основоположник психоанализа З. Фрейд отмечал значение эмпатии «в социализации личности», толкование её механизмов он сводил к имитации явлений, связывая подражание с идентификацией. Идентификация выступает основным структурным компонентом социализации как бессознательная имитация поведения взрослых ребёнком, позволяющая тому осваивать нравственные нормы общества. Альтруистические чувства представлены как вынужденная форма поведения человека в противоположность биологически заданным бессознательным влечениям к агрессии и разрушению З. Фрейд, приводит к эмоциональному противоречию. При отождествлении себя с другими эти эмоции могут вытесняться, подавляться или сверхкомпенсироваться.[18]

Информация о работе Эмпатия как психологически феномен