Эмпатия как психологически феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей эмпатии и ее связи с личностными и профессиональными факторами, а также формированием профессионального самоотношения у медицинских работников.
Задачи:
Определение уровня эмпатии у медицинских работников.
Определить эмпатийные тенденции у медицинских работников.
Исследование прфессионального самоотношения и его взаимосвязи с уровнем эмпатии, личностными особенностями и профессиональной деятельностью медицинских работников.

Файлы: 1 файл

взаимосвязь самоотношения и эмпатии у медицинских работников.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

    А. Адлер пользуется термином «сопереживания». В основе сопереживания, по его мнению, лежит процесс идентификации, который впоследствии может перерасти в более сложное явление и остановиться в своём развитии. При положительном варианте человек развивает в себе уверенность в своих силах и доверие к другим. Отрицательный вариант ведет к психической или социальной деградации человека. Таким образом, развитие чувства общности с раннего детства может обеспечить профилактику неблагоприятного жизненного стиля.[1]

    Представителям интеллектуалистического направления Жаном Пиаже было введено понятие «децентрация». Децентрация противопоставляется им детскому эгоцентризму и рассматривается как потребность ребенка во взаимодействии, требующая учёта точек зрения других людей. Научные единомышленники Ж. Пиаже установили, что с возрастом межличностная децентрация качественно изменяется: она переходит от непосредственного восприятия ситуации к ее воображаемому состоянию, однако эмоциональный отклик в форме сочувствия на переживания респондента не приводит к развитию альтруистических чувств и возникновению устойчивого мотива помощи другому. Процесс децентрации не затрагивает нравственного знания.[1]

    Как свидетельствует ряд теоретических обзоров исследования эмпатии, проведенный Т.П. Гавриловой, Ю.Б.Гиппенрейтер, Т.Д. Корякиной, Н.С.Курек, Д.А.Хоустон, с проявлением сциентистской традиции в психологии насчитывается три этапа исследования эмпатии, раскрывающих попытки психологов интерпретировать природу эмпатии как психического явления.[6]

    И.М.Юсупов проанализировал развитие понятия эмпатии в различных направлениях психологических исследований.

    Бихевиористское понимание феномена эмпатии представлено двумя направлениями. Первое основано на идеи, что любое научение происходит посредствам подкрепления, которое может быть положительным или отрицательным. Поведение субъекта определяется воздействием на него социальной среды, психологическим же состояниям субъекта отводится самое незначительное место. Положительное подкрепление стимулирует субъекта к соблюдению норм, а отрицательное способствует поведению, вытесняющему негативные эмоции от возможных карательных санкций.

    Второе направление связано с имитацией одобряемого поведения. Его суть в том, что научение чувствам происходит через одобрение родителями поведения ребенка, что доставляет ему удовольствие. Постоянно одобряемое поведение закрепляется и воспроизводится ребенком уже без поощрения родителей.

    Возникла концепция замещающего переживания, данной идеей были проникнуты исследования М.Л.Хоффмана, который рассматривал эмпатию как возбуждение аффекта у индивида при наблюдении за состоянием другого. Воображаемый характер взаимодействия с объектом эмпатии делится им на аффективный, когнитивный и мотивационный компонент.[26]

    В аффективной форме доминирует вчувствования, эмоциональное проникновение и разделение переживаний человека через воспроизведение его эмоций в себе. Эта форма характеризуется сопереживанием как альтруистического переживания безотносительно к собственному благополучию.

     Когнитивная форма эмпатии понимается как акт подсознательного опережающего отражения свойств познаваемого объекта при дефиците информации о нем.

    Мотивационный  компонент рассматривается в связи с альтруистическим поведением. Альтруистический акт – процесс бескорыстного содействия окружающим с готовностью жертвовать своими личными интересами.

    В бихевиористским исследовании феномена эмпатии можно выделить еще один фактор: способность принять роли эмпатируюмого объекта. Представители необихевиоризма уделяли, в основном, внимание вопросу механизма действия эмпатии. Изучая в своих опытах отношение между наблюдателем и объектом наблюдения, они сделали вывод, что наблюдатель переживает состояние объекта через механизм замещающего побуждения, функцией которого является социальное научение. Причем эмпатия в данных опытах выступала не, только как реакция на уже случившееся переживание, но и как предвосхищение этой реакции.[26]

     Таким образом, эмпатия является интегральным устойчивым личностным качеством, малоподдающимся развитию в процессе обучения и овладения профессией.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Эмпатия в  профессиональной деятельности  работника медицины

     В.А.Ташлыкавым было исследовано влияние особенностей восприятия врачом и больным друг друга на формирование психотерапевтического контакта. Выявлены три основные формы эмоционально- ролевого взаимодействия.[15]

     Руководство. Врач занимает ведущую активную позицию, а больной сравнительно малоактивен.

  1. Преимущества этой формы заключается в лучшем усвоении больным позиций врача. Ч Партнерства. Врач стремится развить активность и ответственность больного за исход терапии. Преимущества этой формы в наличии глубокого контакта, активность больного при завершении лечения.

то позволяет выработать у пациента более адекватные установки и формы поведения.

  1. Партнерства. Врач стремится развить активность и ответственность больного за исход терапии. Преимущества этой формы в наличии глубокого контакта, активность больного при завершении лечения.
  2. Руководство-партнерства. Преимущества этой формы заключается в последовательном развитии психотерапевтической активности больного.

    В.Н.Мящишев в своей книге “Личность и неврозы” указывал на важность взаимоотношений между врачом и пациентом: Характер регулирует врачом отношение является специфическим фактором психотерапевтического средства для повышения эффективности лечения.[13]

     В ходе лечения разные этапы формирования взаимоотношений между врачом и больным характеризуется функциями:

     - с самого  начала развитие доверия между  пациентом и медицинским работником  является фактором, повышающим не  только степень познания личности  больного, но и усиливающим эффективность  лечебных воздействий;

    - на втором этапе более определенно структурируется система отношений, устанавливается система ролевого поведения и степень участия каждого в лечебном процессе. Медицинский работник использует взаимоотношений с пациентом, как лечебный инструмент;

    - на третьем  этапе исследования медицинский  работник снижает свою активность, способствуя углублению самостоятельности  и определенной эмоциональной  дистанции.

    Важной характеристикой, влияющей на ход лечебного процесса, является психологическая совместимость медицинского работника и больного. Установив характер ожидания больного,      врач избегает стиля своего поведения в зависимости от поставленных лечебных целей. Принцип партнерства и сотрудничества приходит на смену традиционной модели руководящей позиции медицинского работника.[25]

   Важным социально - психологическим аспектом взаимоотношений “врач-больной” является ролевой фактор. Ролевое поведение определяется традициями медицинской профессии, ценностями, нормами и соответствующими моделями, которые проявляются в особенностях представлений о себе, как о медицинском работнике, в отношении с больным и в других сторонах системы отношений личности. Роль больного складывается не только из привилегий (требование помощи и освобождения от ответственности), но и обязанностей: стремление к выздоровлению, поиск профессиональной помощи и следование рекомендациям врача.

   Различные ситуации в ходе терапевтического контакта могут вызвать у медицинского работника эмоциональные реакции.[12]

     Эмпатия является  одной из важнейших частей  в профессии медика, эмпатия является  одним из ведущих профессиональных  значимых качеств медицинского  работника и оказывает решающее  качество на коммуникативную  сферу в системе межличностных  отношений «врач-больной»

 

2.Теоретические  основы изучения профессионального  самоотношения у медицинских  работников

2.1. Развитие представлений  о самоотношении в контексте  изучения  самосознания личности

 

     В психологической науке разработка термина самоотношения, представлений о его содержании и структуре велась по двум направлениям. Первое связывает самоотношение с системой самооценок индивида и блестяще проанализировано С.Р. Пантелеевым по материалам англоязычных источников.

     В отечественной психологии проблема самостоятельного теоретического статуса самоотношения, его структуры и содержания связывается с более широким контекстом разработки концепции самосознания личности . Попытки теоретического осмысления феномена самоотношения первоначально исходили из понимания его как эмоциональной компоненты установки на себя, аффективной составляющей Я-концепции. Зависимость от контекста предполагала наличие системы частных самооценок, а принцип целостности «Я» требовал введения понятия «обобщенной самооценки». Предполагалось, что частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некое обобщенное переживание, связанное с образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом анализа исследований У. Джеймса, Маккарти, Ходжа, Р. Щавельзона. Исходной теоретической установкой данных исследований было понимание общего самоотношения (обобщенной самооценки) как эмоциональной реакции на то или иное содержание образа «Я». Такой подход имеет два существенных недостатка:

1) остается неясным, какие  особенности строения и функционирования  эмоционально-оценочной системы  делают возможным интеграцию  системы частных самооценок. Созданные  различные системы взвешивания  и интеграции частных самооценок в глобальную самооценку не позволили получить корреляции между самоотношением с самооценкой >0,45;

2) при таком подходе  структура самоотношения оказывается  совпадающей со структурой образа  Я, редуцируется до сфер жизнедеятельности  субъекта, и теряет свой теоретический  статус объекта психологического  анализа.[17]

      Социально-структурно-биографический подход, реализуемый в исследованиях С. Куперсмита и М. Розенберга, напротив, исходит из понимания самоотношения как самостоятельной переменной, имеющей особую природу и реализующей специфические функции самосознания. Самоотношение здесь понимается как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительного или отрицательного отношения индивида к самому себе. Вопрос о внутреннем строении самоотношения (в силу постулирования его одномерности) при таком подходе не ставился. Авторы большинства проанализированных С.Р. Пантелеевым работ говорят об «общем самоуважении» как форме проявления самоотношения. Л. Уэлс и Дж. Марвел посредством анализа литературных источников выявили и зафиксировали три подхода к пониманию содержания термина «самоотношение», каждое из которых отражает свои теоретические подходы и имеет собственное конотативное значение: любовь к себе, самопринятие, чувство компетентности [17]

     К. Роджерс и С. Гордон, в отличие от большинства авторов, говорящих об одномерности и целостности обобщенной самооценки, различают в ней два

аспекта: самоуважение и  аутосимпатию, основанные на разных формах позитивного опыта (С. Гордон), самопринятие и самооценку, основанные на эмоциональной и самооценочной системе [19]

     Проведенный СР. Пантилеевым, анализ работ зарубежных авторов показал, что большинством из них принимается позиция, согласно которой самоотношение (самоуважение, самооценка) является целостным одномерным универсальным образованием, выражающим степень позитивного отношения индивида к собственному представлению о себе, интегрированным из частных самооценок.[17]

     В отечественной, советской психологической литературе проблема самоотношения рассматривалась в контексте разработки концептуальных представлений о самосознании личности.[14]

      Положения, развиваемые Л.С. Выготским, о самосознании личности, хотя и не имеют прямого указания на термин «самоотношение», по сути определили принципиальные позиции понимания природы самоотношения на многие годы, не теряя своей актуальности и сегодня. Самосознанием он называл определенный этап в развитии сознания человечества и имплицитно сближал сознание и самосознание. «Самосознание - это социальное сознание, перенесенное внутрь» [18]. В этом проявляется влияние на его взгляды идей К. Маркса. В концепции интериоризации реализована идея зависимости структуры самосознания человека от социальной среды, к которой тот принадлежит. «Связь между культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития». Следуя логике А. Бузерманова, в структуре самосознания Л.С. Выготский выделял шесть направлений, общим знаменателем которых была цель роста их связности, обоснованности, интегрированности. Особое значение для нашей работы приобретает одно из них: развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры, а не обосновываются просто биологически [17]. Обращение к самосознанию, как к аспекту сознания, позволило рассмотреть развитие рефлексии в онтогенезе, т.е. изучить предпосылки выявления самосознания как высшего этапа в развитии сознания. С возникновением самосознания у человека появляется возможность саморазвития, т.е. возможность сознательного, осмысленного управления собственным развитием, «самооформления» [5]. Важным аспектом рефлексии как конституирующей характеристики сознания является вербальное отражение собственных процессов и действий, выступающее основой развития самосознания. Диалогичность, по Л.С. Выготскому, является одной из характеристик сознания, поэтому при описании генезиса высших психических эмоций он использует категорию «общение» придавая ему характер деятельности. «Отношения между психическими. функциями когда-то были реальными отношениями между людьми» В содержании понятия общения им выделяются субъект-субъектные и субъект-объектные отношения [11].

Информация о работе Эмпатия как психологически феномен