Эмпатия как психологически феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей эмпатии и ее связи с личностными и профессиональными факторами, а также формированием профессионального самоотношения у медицинских работников.
Задачи:
Определение уровня эмпатии у медицинских работников.
Определить эмпатийные тенденции у медицинских работников.
Исследование прфессионального самоотношения и его взаимосвязи с уровнем эмпатии, личностными особенностями и профессиональной деятельностью медицинских работников.

Файлы: 1 файл

взаимосвязь самоотношения и эмпатии у медицинских работников.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

     Впервые термин «сомоотношение» в советской психологической литературе в качестве самостоятельной психологической категории, не сводимой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен Н.И. Сарджвеладзе в 1974 г. и описан через категорию установки «как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека, в которую самоотношение включено в качестве структурного элемента» [20]. Его специфика заключается в референте отношения, в качестве которого выступает человеческое Я. До этого существовал термин «эмоционально-ценностное отношение личности к себе». Впоследствии эти два термина продолжают употребляться как синонимичные.

     Дальнейшее свое развитие проблема самоотношения получила в рамках процессуального подхода к исследованию самосознания.         Процессуальность самосознания обнаруживается в динамике его содержательной и смысловой стороны, в процессе саморегулирования поведения. Единый, целостный в реальности процесс самосознания разделяется на ряд составляющих: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе (сомоотношение), саморегулирование, структурно выделяя феномен самоотношения в особую реальность.

     В работе И.И. Чесноковой сомоотношение предстает как вид эмоциональных переживаний разной степени осознанности, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно самой себя, т.е. самые разнообразные самоотношения. Развитие эмоционально-ценностного самоотношения так же, как и самопознание, подчинено задаче формирования единства личности, интеграции ее психического мира [7].

     В работах В.Н. Мясищева подчеркивается, что формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных, объективно существующих отношений в обществе в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет. Отношение человека выступает как потенциал избирательной активности человека. Переживания, связанные с отношением к собственной личности, могут протекать в непосредственной эмоциональной или в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон) переживания, когда эмоциональная реакция отсутствует и замещается оценочным суждением, за которым стоит не актуализированная в данный момент, а когда-то пережитая эмоциональная реакция. В случаях нечеткого осознания «инактуальная форма» переживания представляется в глобальной оценке «да — нет», «за - против»* но в её основе всегда лежит пережитый эмоциональный опыт.[14]

     Следует отметить, что в отечественной психологии исторически преемственно существуют два подхода к категории переживания. Первая традиция рассматривает переживание как высшую форму отражения, имеющую ту или иную степень представленное™ сознанию (С.Л. Рубинштейн) субъективного отношения личности к значимым явлениям объективного мира. Другая трактовка переживания представлена Е. Василюком в контексте развития им деятельного подхода к переживанию. Он вводит термин «работа переживания», рассматривая его именно как деятельность. В рассматриваемый период переживание трактовалось в рамках первого подхода.[17]

     Динамичность переживания, связанного с самоотношением личности, проявляется, в трактовке И.И. Чесноковой в наличии разных уровней его осознанности. В неосознанной или слабоосознаваемой форме переживание и связанное с ним сомоотношение могут существовать, но «о переживании как реальном факте самосознания можно говорить лишь тогда, когда оно соотнесено с объективным миром, когда понято собственное отношение к значимым для себя фактам предметного и социального мира. Целый ряд переживаний и связанных с ним самоотношения, возникающих у человека, остается за пределами сознательного». Следуя этой логике, в область бессознательного И.И. Чеснокова помещает то, что позднее С.Р.. Пантилеев обозначил как «глобальное сомоотношение». «Большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого <...> и актуализируется, < ...> создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем» [11].

     Результаты интегративной работы в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе и сфере самопознания объединяются в особое образование самосознания личности — в её самооценку . Таким образом, сомоотношение в своих процессуальных признаках характеризуется модусами сознательное — бессознательное; познание - отношение, а в структурном аспекте предстает как элемент самооценки. Самооценка, с одной стороны, отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к, себе, а с другой — включается в процесс дальнейшего формирования самоотношения личности.

    

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Профессиональное самоотношения личности как психологический феномен

     Определенная Р. Бернсом (1986) целостная Я-концепция, рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе, т.е. самоотношением.[20]

     Зарубежные исследователи используют такие критерии как: обобщенная самооценка, самочувствие, любовь к себе, самоуважение, самопринятие, установка на себя, публичная самооценка.

      Определяя источник и движущие силы развития самосознания С.Л. Рубинштейн (1957) писал: «Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я самоформируется в ней».

     Современное профессиональное образование должно закладывать в личность механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты и т.п.

     Чтобы обладать способностью, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способностью взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, необходимо выработать, прежде всего, у себя позитивное самоотношения.[5]    Профессиональное самоотношения – это условие и стимул личностного роста, развитие и реализация Я-концепции в профессиональной роли. Высший уровень профессионального самоотношения зависит от удовлетворенности работой и реализацией способностей.[18]

     На сегодняшний  день психология профессиональной  деятельности еще только подступает  к осмыслению профессионального  осмысления личности. Теоретический  анализ зачастую не идет дальше  констатации того, что оно является  эмоциональным компонентом профессиональной  «Я-концепции» или аффективной подструктурой профессионального самосознания. В специальной литературе преобладают описательные и расширительные толкования донного феномена, что симпатично имеет для начальной стадии формирования научного понятия. Часто встречаются весьма туманные, расплывчатые определения профессионального самоотношения: «условия и стимул личностного роста, развитие и реализация Я-концепции в профессиональной роли»; «занятая позиция, определяющая комплекс отношений человека к различным аспектам своего «Я» в профессиональной деятельности»; «состояние уверенности в своей профессиональной подготовке»; «отношение к себе через призму профессионального образа мира» и т.д. Отсутствие и единая терминологическая традиция в обозначении психической реальности, которую исследователи идентифицируют с отношением личности к себе как работнику, специалисту, профессионалу. Используются такие термины, как «Я-отношение», «профессионально-целостное сомоотношение», «ценностное сомоотношение профессионала», «эмоционально-целостное к себе как профессионалу».

      В совокупности эти признаки указывают на то, что еще не консолидировалась целостная концепции профессионального самоотношения, которая бы обобщала и оттеняла его существенные особенности по сравнению с общим самоотношением личности и близкими феноменами профессионального самосознания. Более того, наблюдаются некоторые инерционные тенденции, которые сковывают процесс развития такой концепции.

      Во-первых, в ряде исследований понятие  профессиональное сомоотношение «калькулируется» с определение профессиональной самооценки, а в худшем случае просто подменяется данным определением. Эта тенденция унаследована из теории, в которых глобальное сомоотношение недостаточно четко разводится с оценочным компонентом «Я-концепции», что не раз становилось предметом справедливой критики. Нелишне подчеркнуть, что общая и парциальные самооценки субъекта труда не вычерпают феноменологию профессионального самоотношения. Они образуют поверхностный «пласт» этой феноменологии, под которым залегают смыслонесущие основания самоотношения, которые личность, как правило, не рефлектирует.

      Во-вторых, собственную феноменологию профессионального  самоотношения иногда растворяют  в содержании других понятий,  описывающих различные грани  и компоненты профессионального  самосознания личности. Так, например, сомоотношение частично ассимилирует понятием профессиональной идентичности, в которую наряду с мотивационным, ценностным и когнитивным компонентами также включает эмоциональное переживание и принятие себя как члена профессиональной общности.

     В-третьих,  профессиональное сомоотношение с легкостью редуцируется к феноменологии глобального самоотношения личности. Это особенно характерно для эмпирических исследований, которые декларируют своим предметом профессиональное сомоотношение, а использую соответствующие диагностические методы. В действительности профессиональное сомоотношение личности представляет самостоятельный психический феномен, который формируется, структурируется и функционирует по особым закономерностям. Он несводим ни к общему самоотношению, ни к другим явлениям профессионального самоотношения и характеризуется собственным содержанием, источниками, формой представленности во внутреннем мире личности.[16]

      В отечественной  психологии предложена конструктивная  альтернатива данному ограниченному  подходу, именуемая онтологией  человеческого бытия в мире  или онтологий жизненного мира. Главный позитивный тезис этой  антологии применительно к нашей  проблеме  заключается в том,  что субъективное отношение к  самому себе является дериватом  реальных жизненных отношений,  складывающих между  индивидуальными  свойствами человека и его  объективно существенными потребностями,  мотивами, ценностями в контексте практической деятельности. Следовательно, для лучшего понимания психологической природы  и сущности профессионального самоотношения необходимо соблюдать два условия: во-первых, вывести анализ в плоскость профессионального бытия человека с тем, чтобы обнаружить действительный объект, запечатленный в самоотношении, и локализовать источник, из которых оно реально проистекает; во-вторых, выйти за рамки тех форм, в которых сомоотношение явлено в самосознание, и спустится на неосознаваемые уровни организации человеческой психики, на которых залегает психологический субстрат самоотношения.[16]

      Для обозначения  самоотношения личности как субъекта  профессиональной деятельности  и делового общения в зарубежной  литературе используется несколько  основных понятий. К таким понятиям  относятся: «профессиональная самооценка»,  «профессиональная самоэффективность»  и « ядерная самооценочная диспозиция».

     В зарубежной  психологии наиболее близким  аналогом русскоязычного понятия  «профессиональное сомоотношение личности» является « профессиональная самооценка». Она расшифровывается как оценка человеком своих профессиональных знаний, умений и способностей, переживаний собственной  ценности, полезности или ничтожности, никчемности как работника. Зарубежные эмпирические исследования, оперирующие данным термином, разветвляются на два направления: образовательное и профессиональное. В рамках первого направления профессиональное сомоотношение рассматривается как субъективный индикатор, отражающий прирост профессионализма, компетентности учащегося вследствие прохождения образовательных программ и тренингов. Профессиональное сомоотношение здесь представляет только инструментальный интерес, а потому психологическая природа, структура и функции данного феномена целенаправленно не обсуждаются.

     В русле  профессионального направления  сомоотношение исследуется в качестве психического регулятора профессиональной деятельности и общения. Большинство эмпирических исследований, затрагивающих данную проблему, выполнено на врачебном персонале, а поэтому предметом анализа чаще всего выступают связи профессионального самоотношения со специфическими феноменами, сопутствующих медицинскому труду и клиническому общению. Их результаты показывают, что профессиональное сомоотношение опосредует стрессов, связанных с трудовой деятельностью, на субъективное благополучие и соматическое здоровье работников. Позитивное  профессиональное сомоотношение способствует удовлетворенности работай , семейными отношениями и жизнью в целом, редуцирует уровень профессионального выгорания.[16]

    В современной  зарубежной психологии существует  ряд исследовательских направлений,  которые имплицитно обращаются  к феномену профессионального  самоотношения личности, но не  оформляют его терминологией.  [16]

     Таким образам,  понятие профессиональное сомоотношение – это динамическая система смысловых структур и процессов, отражающих объективное отношение индивидуальных свойств личности к практической реализации мотивов и ценностей труда и обеспечивающих подчинение профессиональной деятельности, общения и карьеры устойчивой структуры этих отношений.

 

 

 

 

 

2.3. Основные подходы к проблеме профессионального становления личности

      Изучение проблемы профессионального становления личности, разработка теоретических и методологических подходов к её решению во многом основывается на достижениях в области психологии личности. Известно, что представители различных психологических направлений значительное внимание уделяют изучению структуры личности, её психических образований, свойств и качеств. Однако, как отмечает Л.И.Анцыферова, «статические» концепции личности недостаточно раскрывают динамику её психической жизни. Между тем «...личность существует в процессе постоянного несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Даже для того, чтобы сохранить устойчивость определённых своих параметров, особо важных для её существования именно как личностно-жизненных целей, - она должна в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности менять свои различные психологические качества» [9].

Информация о работе Эмпатия как психологически феномен