Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
Цель: изучение особенностей эмпатии и ее связи с личностными и профессиональными факторами, а также формированием профессионального самоотношения у медицинских работников.
Задачи:
Определение уровня эмпатии у медицинских работников.
Определить эмпатийные тенденции у медицинских работников.
Исследование прфессионального самоотношения и его взаимосвязи с уровнем эмпатии, личностными особенностями и профессиональной деятельностью медицинских работников.
Впервые термин «сомоотношение» в советской психологической литературе в качестве самостоятельной психологической категории, не сводимой ни к самопознанию, ни к самосознанию, ни к эмоциональному отношению к себе или действиям относительно самого себя, был применен Н.И. Сарджвеладзе в 1974 г. и описан через категорию установки «как общего и единого механизма формирования всей системы отношений человека, в которую самоотношение включено в качестве структурного элемента» [20]. Его специфика заключается в референте отношения, в качестве которого выступает человеческое Я. До этого существовал термин «эмоционально-ценностное отношение личности к себе». Впоследствии эти два термина продолжают употребляться как синонимичные.
Дальнейшее свое развитие проблема самоотношения получила в рамках процессуального подхода к исследованию самосознания. Процессуальность самосознания обнаруживается в динамике его содержательной и смысловой стороны, в процессе саморегулирования поведения. Единый, целостный в реальности процесс самосознания разделяется на ряд составляющих: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе (сомоотношение), саморегулирование, структурно выделяя феномен самоотношения в особую реальность.
В работе И.И. Чесноковой сомоотношение предстает как вид эмоциональных переживаний разной степени осознанности, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, открывает относительно самой себя, т.е. самые разнообразные самоотношения. Развитие эмоционально-ценностного самоотношения так же, как и самопознание, подчинено задаче формирования единства личности, интеграции ее психического мира [7].
В работах В.Н. Мясищева подчеркивается, что формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных, объективно существующих отношений в обществе в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет. Отношение человека выступает как потенциал избирательной активности человека. Переживания, связанные с отношением к собственной личности, могут протекать в непосредственной эмоциональной или в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон) переживания, когда эмоциональная реакция отсутствует и замещается оценочным суждением, за которым стоит не актуализированная в данный момент, а когда-то пережитая эмоциональная реакция. В случаях нечеткого осознания «инактуальная форма» переживания представляется в глобальной оценке «да — нет», «за - против»* но в её основе всегда лежит пережитый эмоциональный опыт.[14]
Следует отметить, что в отечественной психологии исторически преемственно существуют два подхода к категории переживания. Первая традиция рассматривает переживание как высшую форму отражения, имеющую ту или иную степень представленное™ сознанию (С.Л. Рубинштейн) субъективного отношения личности к значимым явлениям объективного мира. Другая трактовка переживания представлена Е. Василюком в контексте развития им деятельного подхода к переживанию. Он вводит термин «работа переживания», рассматривая его именно как деятельность. В рассматриваемый период переживание трактовалось в рамках первого подхода.[17]
Динамичность переживания, связанного с самоотношением личности, проявляется, в трактовке И.И. Чесноковой в наличии разных уровней его осознанности. В неосознанной или слабоосознаваемой форме переживание и связанное с ним сомоотношение могут существовать, но «о переживании как реальном факте самосознания можно говорить лишь тогда, когда оно соотнесено с объективным миром, когда понято собственное отношение к значимым для себя фактам предметного и социального мира. Целый ряд переживаний и связанных с ним самоотношения, возникающих у человека, остается за пределами сознательного». Следуя этой логике, в область бессознательного И.И. Чеснокова помещает то, что позднее С.Р.. Пантилеев обозначил как «глобальное сомоотношение». «Большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого <...> и актуализируется, < ...> создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем» [11].
Результаты интегративной работы в сфере эмоционально-ценностного отношения к себе и сфере самопознания объединяются в особое образование самосознания личности — в её самооценку . Таким образом, сомоотношение в своих процессуальных признаках характеризуется модусами сознательное — бессознательное; познание - отношение, а в структурном аспекте предстает как элемент самооценки. Самооценка, с одной стороны, отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к, себе, а с другой — включается в процесс дальнейшего формирования самоотношения личности.
2.2 Профессиональное самоотношения личности как психологический феномен
Определенная Р. Бернсом (1986) целостная Я-концепция, рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе, т.е. самоотношением.[20]
Зарубежные исследователи используют такие критерии как: обобщенная самооценка, самочувствие, любовь к себе, самоуважение, самопринятие, установка на себя, публичная самооценка.
Определяя источник и движущие силы развития самосознания С.Л. Рубинштейн (1957) писал: «Не сознание рождается из самосознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я самоформируется в ней».
Современное профессиональное образование должно закладывать в личность механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты и т.п.
Чтобы обладать способностью, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способностью взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, необходимо выработать, прежде всего, у себя позитивное самоотношения.[5] Профессиональное самоотношения – это условие и стимул личностного роста, развитие и реализация Я-концепции в профессиональной роли. Высший уровень профессионального самоотношения зависит от удовлетворенности работой и реализацией способностей.[18]
На сегодняшний
день психология
В совокупности эти признаки указывают на то, что еще не консолидировалась целостная концепции профессионального самоотношения, которая бы обобщала и оттеняла его существенные особенности по сравнению с общим самоотношением личности и близкими феноменами профессионального самосознания. Более того, наблюдаются некоторые инерционные тенденции, которые сковывают процесс развития такой концепции.
Во-первых, в ряде исследований понятие профессиональное сомоотношение «калькулируется» с определение профессиональной самооценки, а в худшем случае просто подменяется данным определением. Эта тенденция унаследована из теории, в которых глобальное сомоотношение недостаточно четко разводится с оценочным компонентом «Я-концепции», что не раз становилось предметом справедливой критики. Нелишне подчеркнуть, что общая и парциальные самооценки субъекта труда не вычерпают феноменологию профессионального самоотношения. Они образуют поверхностный «пласт» этой феноменологии, под которым залегают смыслонесущие основания самоотношения, которые личность, как правило, не рефлектирует.
Во-вторых,
собственную феноменологию
В-третьих, профессиональное сомоотношение с легкостью редуцируется к феноменологии глобального самоотношения личности. Это особенно характерно для эмпирических исследований, которые декларируют своим предметом профессиональное сомоотношение, а использую соответствующие диагностические методы. В действительности профессиональное сомоотношение личности представляет самостоятельный психический феномен, который формируется, структурируется и функционирует по особым закономерностям. Он несводим ни к общему самоотношению, ни к другим явлениям профессионального самоотношения и характеризуется собственным содержанием, источниками, формой представленности во внутреннем мире личности.[16]
В отечественной
психологии предложена
Для обозначения
самоотношения личности как
В зарубежной
психологии наиболее близким
аналогом русскоязычного
В русле профессионального направления сомоотношение исследуется в качестве психического регулятора профессиональной деятельности и общения. Большинство эмпирических исследований, затрагивающих данную проблему, выполнено на врачебном персонале, а поэтому предметом анализа чаще всего выступают связи профессионального самоотношения со специфическими феноменами, сопутствующих медицинскому труду и клиническому общению. Их результаты показывают, что профессиональное сомоотношение опосредует стрессов, связанных с трудовой деятельностью, на субъективное благополучие и соматическое здоровье работников. Позитивное профессиональное сомоотношение способствует удовлетворенности работай , семейными отношениями и жизнью в целом, редуцирует уровень профессионального выгорания.[16]
В современной
зарубежной психологии
Таким образам,
понятие профессиональное
2.3. Основные подходы к проблеме профессионального становления личности
Изучение проблемы профессионального становления личности, разработка теоретических и методологических подходов к её решению во многом основывается на достижениях в области психологии личности. Известно, что представители различных психологических направлений значительное внимание уделяют изучению структуры личности, её психических образований, свойств и качеств. Однако, как отмечает Л.И.Анцыферова, «статические» концепции личности недостаточно раскрывают динамику её психической жизни. Между тем «...личность существует в процессе постоянного несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Даже для того, чтобы сохранить устойчивость определённых своих параметров, особо важных для её существования именно как личностно-жизненных целей, - она должна в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности менять свои различные психологические качества» [9].