Эмпатия как психологически феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение особенностей эмпатии и ее связи с личностными и профессиональными факторами, а также формированием профессионального самоотношения у медицинских работников.
Задачи:
Определение уровня эмпатии у медицинских работников.
Определить эмпатийные тенденции у медицинских работников.
Исследование прфессионального самоотношения и его взаимосвязи с уровнем эмпатии, личностными особенностями и профессиональной деятельностью медицинских работников.

Файлы: 1 файл

взаимосвязь самоотношения и эмпатии у медицинских работников.docx

— 65.11 Кб (Скачать)

      Динамический подход к изучению развития личности, предложенный Л.И.Анцыферовой, ориентирован на исследование закономерностей постоянного «движения» личности в пространстве своих качеств, своего возраста, меняющихся социальных норм, в ходе участия в общественных процессах. Очень важно подчеркнуть, что данный подход предусматривает активную роль самой личности в процессе своего развития.[21]

      Для обозначения процесса формирования человека в трудовой деятельности используются разнообразные термины. Среди понятий, которые характеризуют целостный процесс овладения специальностью и охватывают весь профессиональный путь личности, мы находим самые различные определения самого понятия профессионального становления, и таких близких к нему по смыслу, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессионализация, профессиональное развитие, идентификация личности с профессией, самореализация в профессии и т.д.

      Как нам представляется, целесообразно выделить два аспекта рассмотрения указанных проблем: изучение вопросов профессионального становления человека, во-первых, с точки зрения социально-экономической, а во-вторых, с точки зрения психолого-педагогической.

      Такое разделение обусловлено специфическими противоречиями самого процесса профессионального становления, который на социальном уровне выступает как противоречие между потребностями общества в профессиональных кадрах и реальными профессиональными (жизненными) планами людей, а на индивидуально-психологическом уровне — как противоречие между потребностью быть полезным обществу и потребностью самореализации.[21]

      Необходимо подчеркнуть, что разрешение указанного выше противоречия на социальном уровне невозможно без воздействия на индивидуальный процесс профессионального становления и наоборот. Это означает, в частности, что объективные условия человеческой жизни и человеческих отношений в обществе невозможно привести в соответствие с интересами каждого человека и вместе с тем, объективные условия не могут однозначно определять индивидуальный выбор.

       Разработка целостной концепции профессионального становления интенсивно осуществляется в зарубежной психологии. В основном эти концепции группируются в рамках направления, которое можно назвать «психология карьеры» (psychology of career) или «карьерное развитие» (career development). Это направление берёт своё начало с классических трудов Ф.Парсонса (148), который по общему признанию, является основоположником научно-психологического подхода к проблемам профессионального становления человека.[17]

              К недостаткам данного направления относится игнорирование тех фактов, что как личностные структуры, так и профессиональные требования к реальной жизни являются весьма изменчивыми, а не стабильными, как это принимается в большинстве теоретических настроений. Тем не менее, это направление остаётся популярным вплоть до настоящего времени, и в немалой степени популярность эта обусловлена тем, что данный подход позволяет использовать в ходе анализа процессов профессионального становления практически любые существующие методы и методики диагностического обследования.[20]

       Наряду с традиционными для отечественной психологии, в рамках зарубежных концепций профессионального становления используются и специфические понятия: профессиональная карьера и типы карьер, карьерное и профессиональное развитие, профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная Я-концепция и ряд других.[21]

      В рамках данного направления выделяется так называемый типологический подход, который становится всё более популярным и в отечественной психологии. Суть данного подхода заключается в том, что профессиональное становление рассматривается как процесс поиска и обретения человеком форм профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого, как равноправного участника взаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода –  это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуется высокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев.

      В данный момент сложилась очень непростая социальная ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеет достаточно четкие характеристики:

  • социальные ожидания от эффективности профессии превышают возможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом врач обязательно поможет»);
  • - врач начинает осуществлять гуманистическую деятельность на фоне  общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек – это высшая ценность, и в то же время цена человеческой жизни равна практически нулю);
  • - создается профессиональный фантом социальной ответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет границы его социального влияния).

      Труд медицинских  работников ответственен, требует  выносливости,

предполагает высокую  и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а так же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.

      Медицинский  работник должен обладать такими социальными характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическое здоровье,

развитый интеллект, гуманистическое  мировоззрение, сочетания свободы  и

ответственности нравственность, инновационный потенциал.

      Профессиональные качества медицинского работника, которые наиболее значимы в медицине:           

  • - профессионализм;
  • - милосердие, сострадание;
  • - доброта;
  • - умение общаться с людьми;
  • - чувство долга;
  • - аккуратность;
  • - умение владеть собой.

      Помимо  безупречного владения профессиональными  навыками медицинский работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Даже если медицинский работник от природы коммуникабельна, важна, что бы она умела анализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствования профессиональной деятельности. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи.

      Основой  для коммуникации и в качественном  итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать, воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека.

      Успех понимающего  общения зависит от способности  медсестры и эмпатии.

      Эмпатия  (от английского – вчуствование) – это способность чувствовать

эмоциональное состояние  другого человека, точно воспринимать смысловые

оттенки его внутреннего  мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника.

      Быть в  состоянии эмпатии, значит на какое-то время войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свой собственный мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРОФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Адлер А. Практика  и теория индивидуальной психологии. - М., 1993. - 175 с. 

2.Амбрамова Г.С., Юдчиц Психология в медицине: Москва, 1998 психологии – 1975. - №2, С. 147-153

3.Боброва Л.Ю, Акмеологические факторы профессионального самоотношения / Л.Ю.Боброва // Рассийский психологический журнал. – 2008.-Т.5.- №3.

4.Бодров В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности / под. Ред. В.А. Бодрова, А.Л.Журавлева. – М.: Институт психологии РАН, 2008.

5.Бырдина О.Г. Профессионально-ценностное сомоотношение / О.Г.Бырдина // Педагогическое образование и наука. – 2007. - №6

6. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. // Вопросы психологии – 1975. - №2, С. 147-153

7.Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. - М.,1980.

8.Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2, Москва, Мир,1992

9.Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф.Зеер, Э.Э.Сыманюк //Психологически журнал. – 1997. – Т.18 - №6

10.Зюбан А.Л. Основы медицинской психологии. -Л,, 1972.

11. . Климов Е.А.  Психология профессионала. М., 1984г.

12.Лебединский м.С, Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - М., 1966.

13.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. -Д., I960.

14. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к деятельности // Психология личности. -М., 1982

15.Пономарева М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А.Пономарев. – Минск: Бестринт, 2006.

16.Профессиональное сомоотношение личности и методика его психологической диагностики: моногр. / К.В.Карпинский, А.М.Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2010.

17.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. И общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. - 480 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).

18.Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. доп. – М.: Политиздат, 1990. 763 с.

19.Роджерс К. Эмпатия.//Психология эмоций тексты. М., 1984,

20.Селезнева Е. В. Сомоотношение как акмеологический феномен. // Мир

21.Слободчиков В.И.  Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986г., №6, с.14-22

22.Фонарев А.Р.  Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997г., №2

23.Хаммер Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я.С.Хаммер // Вопросы психологии. – 2008. - №4

24.Шорохова Е.В. Методологические проблемы соотношения психологии и медицины // Психология и медицина. - М., 1978.

25.Ягнюк, К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии / К.В. Ягнюк. // Журнал практической психологии и психоанализа. -2003.- №3.

 


Информация о работе Эмпатия как психологически феномен