Психологические аспекты профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 01:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данное курсовой работы является изучение становления личности.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические аспекты профессионального обучения.
2. Проанализировать структуру личности.
3. Исследовать психологические особенности кризисов профессионального становления.

Оглавление

Введение
Глава I. Феноменология становления личности 5
1.1 Психологические аспекты профессионального становления личности 5
1.2 Профессионально обусловленная структура личности 9
1.3 Психологические особенности кризисов профессионального становления 11
Глава II. Психологические аспекты профессионального самоопределения 15
2.1 Понятие профессионального самоопределения 15
2.2 Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности 17
2.3 Профессиональные деформации личности 24
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx

— 56.77 Кб (Скачать)

 

 

 

Самарский филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Кафедра педагогической  и прикладной психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Психологические аспекты профессионального обучения»

 

 

 

 

 

 

     Выполнила: студентка гр.

Петрова А. В.

Проверила:

доцент, к.т.н.Попова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2015

Оглавление

 

Введение

Глава I. Феноменология становления личности 5

1.1 Психологические  аспекты профессионального становления  личности 5

1.2 Профессионально  обусловленная структура личности 9

1.3 Психологические  особенности кризисов профессионального  становления 11

Глава II. Психологические аспекты профессионального самоопределения 15

2.1 Понятие  профессионального самоопределения 15

2.2 Профессиональное  самоопределение на разных стадиях  становления личности 17

2.3 Профессиональные  деформации личности 24

Заключение

Список используемой литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Существует несколько классификаций возрастного развития, одни из которых охватывают только детский и юношеский возраст, а другие всю человеческую жизнь. К наиболее известным общим классификациям относятся:

  1. Периодизация Биррена включает: юность – 12-17 лет, ранняя зрелость – 18-25 лет, зрелость – 26-50, поздняя зрелость – 51-75, старость – от 76 лет.
  2. Э. Эриксон выделил 8 стадий жизни: доверие и недоверие – первый год жизни, самостоятельность и нерешительность – 2-3 года, предприимчивость и чувство вины – 4-5 лет, умелость и неполноценность – 6-11 лет, идентификация личности и путаница ролей – 12-18 лет, близость и одиночество – начало зрелости, общечеловечность и самопоглощенность – зрелый возраст, цельность и безнадежность – пожилой возраст.
  3. Достаточно подробной является периодизация Д. Бромлея: 1 цикл – утробный; 2 цикл – детство (0-11 лет): младенчество, дошкольное детство, раннее школьное детство; 3 цикл – юность: стадия полового созревания (11-15), поздняя юность (16-21); 4 цикл – взрослость: ранняя взрослость (21-25), средняя взрослость (26-40), поздняя взрослость (41-55), предпенсионный возраст (56-65); 5 цикл – старение: удаление от дел (66-70), старость (после 71), болезненная старость и дряхлость.

4. Периодизация, принятая симпозиумом АПН СССР в 1965г.: новорожденный (1-10 дней), грудной ребенок (10 дней – 1 год), раннее детство (1-2 года), первый период детства (3-7 лет), второй период детства (М – 8-12 лет, Ж – 8-11 лет), подростковый возраст (М – 13-16 лет, Ж – 12-15 лет), юношеский возраст (М – 17-21, Ж – 16-20), средний возраст: первый период (М – 22-35, Ж – 21-35), второй период (М – 36-60, Ж – 36-55), пожилой возраст (М – 61-75, Ж – 56-75), старческий возраст (76-90 лет), долгожители (старше 90 лет).

Целью данное курсовой работы является изучение становления личности.

Предмет исследования: психологические аспекты профессионального обучения.

Объект исследования: люди в возрасте 5-40 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические аспекты  профессионального обучения.

2. Проанализировать структуру личности.

3. Исследовать психологические особенности кризисов профессионального становления.

Для решения поставленных задач задействуются следующие методы

исследования:

1. Теоретический анализ литературы;

2. "Проблемная анкета" Seifqe-Krenke, для изучения областей переживаний жизненных проблем.

3. Методы статистического анализа (методы описательной статистики  и методы статистического вывода).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Феноменология становления личности

 

    1. Психологические аспекты профессионального становления личности

 

Профессиональное развитие охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:

Рост (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится, и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

Исследование (15-24). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

Упрочение карьеры (25-44). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

Сохранение достигнутого (45-64). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

Спад (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность прекращается.

По мнению Хейвигхёрста, приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути.

  1. Идентификация с работником (5-10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими родителями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.
  2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (10-15 лет). Школьники учатся организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом – игра.
  3. Приобретение конкретной профессиональной идентичности (15-25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
  4. Становление профессионала (25-45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
  5. Работа на благо общества (45-70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время на выполнение своих обязательств перед обществом.
  6. Размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности (после 70 лет). Выйдя на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Т.В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

    1. возникновение и формирование профессиональных намерений;
    2. профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;
    3. вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
    4. полную реализацию личности в профессиональном труде.

Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:

Оптант. Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.

Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт – это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве – слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).

Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, входит во многие тонкости работы, привыкает решать творческие задачи.

Интернал (или фаза интернала). Это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.

Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).

Авторитет. Она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

Наставник. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями, коллеги готовы поучиться, перенять опыт.

 

    1. Профессионально обусловленная структура личности

 

В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями. Естественно, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, Э.Ф. Зеер спроектировал четырехкомпонентную структуру личности.

1. В фундаментальных трудах  Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности включают также отношения, ценностные ориентации и установки. На разных этапах становлениях личности эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.

2. Второй подструктурой  субъекта деятельности является профессиональная компетентность, которая представляет из себя совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.
  • экстремальная профессиональную компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Информация о работе Психологические аспекты профессионального обучения