Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 01:50, курсовая работа
Целью данное курсовой работы является изучение становления личности.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические аспекты профессионального обучения.
2. Проанализировать структуру личности.
3. Исследовать психологические особенности кризисов профессионального становления.
Введение
Глава I. Феноменология становления личности 5
1.1 Психологические аспекты профессионального становления личности 5
1.2 Профессионально обусловленная структура личности 9
1.3 Психологические особенности кризисов профессионального становления 11
Глава II. Психологические аспекты профессионального самоопределения 15
2.1 Понятие профессионального самоопределения 15
2.2 Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности 17
2.3 Профессиональные деформации личности 24
Заключение
Список используемой литературы
Самарский филиал
Государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Кафедра педагогической и прикладной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Психологические аспекты профессионального обучения»
Выполнила: студентка гр.
Петрова А. В.
Проверила:
доцент, к.т.н.Попова В.А.
Самара 2015
Оглавление
Введение
Глава I. Феноменология становления личности 5
1.1 Психологические
аспекты профессионального
1.2 Профессионально
обусловленная структура
1.3 Психологические
особенности кризисов
Глава II. Психологические аспекты профессионального самоопределения 15
2.1 Понятие
профессионального
2.2 Профессиональное
самоопределение на разных
2.3 Профессиональные деформации личности 24
Заключение
Список используемой литературы
Существует несколько классификаций возрастного развития, одни из которых охватывают только детский и юношеский возраст, а другие всю человеческую жизнь. К наиболее известным общим классификациям относятся:
4. Периодизация, принятая симпозиумом АПН СССР в 1965г.: новорожденный (1-10 дней), грудной ребенок (10 дней – 1 год), раннее детство (1-2 года), первый период детства (3-7 лет), второй период детства (М – 8-12 лет, Ж – 8-11 лет), подростковый возраст (М – 13-16 лет, Ж – 12-15 лет), юношеский возраст (М – 17-21, Ж – 16-20), средний возраст: первый период (М – 22-35, Ж – 21-35), второй период (М – 36-60, Ж – 36-55), пожилой возраст (М – 61-75, Ж – 56-75), старческий возраст (76-90 лет), долгожители (старше 90 лет).
Целью данное курсовой работы является изучение становления личности.
Предмет исследования: психологические аспекты профессионального обучения.
Объект исследования: люди в возрасте 5-40 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические
2. Проанализировать структуру
3. Исследовать психологические особенности кризисов профессионального становления.
Для решения поставленных задач задействуются следующие методы
исследования:
1. Теоретический анализ
2. "Проблемная анкета" Seifqe-Krenke, для изучения областей переживаний жизненных проблем.
3. Методы статистического анализа
(методы описательной
Профессиональное развитие охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости:
Рост (от рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится, и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.
Исследование (15-24). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.
Упрочение карьеры (25-44). Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.
Сохранение достигнутого (45-64). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.
Спад (после 65 лет). Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность прекращается.
По мнению Хейвигхёрста, приобретение установок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценными работниками, являются критериями определения этапов профессионального пути.
Т.В. Кудрявцев, один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:
Е.А. Климов обосновал следующую профессионально ориентированную периодизацию:
Оптант. Это период, когда человек обретает озабоченность вопросами выбора профессии или ее вынужденной перемены и делает этот выбор. Точных временных границ этой фазы, как и других, нет, поскольку они задаются условиями жизни, культурой.
Адепт (или фаза адепта), так называемая "заспинная" подготовка, объединяющая все категории стартующих профессионалов. Адепт – это человек, ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений, а также обучающиеся через систему краткосрочных форм профессиональной подготовки на производстве – слушатели, курсанты, ученики мастеров-наставников). В зависимости от типа профессии фаза адепта может быть многолетней или совсем кратковременной (простой инструктаж).
Адаптант (или фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Молодой специалист адаптируется к нормам коллектива, в который он попадет, входит во многие тонкости работы, привыкает решать творческие задачи.
Интернал (или фаза интернала). Это уже опытный, что называется "наторевший" в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело, может самостоятельно справляться с основными профессиональными функциями.
Мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики основных фаз как бы добавляются к ее характеристикам). Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание).
Авторитет. Она, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные формальные показатели квалификации (разряд, категорию, ученую степень и пр.). Профессиональные задачи он решает за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.
Наставник. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии "обрастает" единомышленниками, учениками, последователями, коллеги готовы поучиться, перенять опыт.
В психологии существуют разные определения личности, сформулированные различными научными направлениями. Естественно, что каждая психологическая школа обосновывает свою структуру личности. Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, Э.Ф. Зеер спроектировал четырехкомпонентную структуру личности.
1. В фундаментальных трудах Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Направленность характеризуется системой доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы в состав направленности включают также отношения, ценностные ориентации и установки. На разных этапах становлениях личности эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности.
2. Второй подструктурой
субъекта деятельности
Информация о работе Психологические аспекты профессионального обучения