Психологические особенности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:35, доклад

Краткое описание

Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.
От греч. didaktikos — поучающий.

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Украины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: « Психологические особенности обучения»

 

 

 

студентки II курса

экономического факультета

 группы « Финансы  и кредит»

заочного отделения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харьков 2010 

 Педагогические  основы обучения

 

Обучение в образовательном  процессе.

Обучению принадлежит важное место  в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется  дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений  педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти  всегда успешнее, чем воспитание и  развитие. Это не означает, что тут  все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в  вопросах дидактики, чтобы достигать  высоких результатов.

От греч. didaktikos — поучающий.

 

Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и  развитием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку  его положение в функционировании образовательного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значение. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции  — обучающей, в ходе его максимально  реализуются три другие — образовательная, воспитательная и развивающая. Все  эти функции должны быть органически  присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести  обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и  умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и развивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.

 

Педагогические принципы профессионального обучения

Впервые педагогические принципы обучения были разработаны Я.А. Коменским, который   трактовал   дидактику   как  «универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил  принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично изменились, были дополнены новыми, классифицированы, конкретизировались к специфике того или иного вида обучения.

Закономерности профессионального  обучения имеют свои особенности  в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности общие, присущие всей педагогической системе обучения, и по группам, компонентам ее. На этой основе выделяется система педагогических принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы. В дополнение к каждому принципу существуют рекомендательные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правилами (иногда — требованиями).

К общим принципам профессионального  обучения, которым подчиняются все  элементы педагогической системы обучения, относятся:

  • принцип природосообразности;
  • принцип научности, определяющий при обучении научность не только содержания, но и осуществления, организации, методики;
  • принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспитательного и развивающего эффекта;
  • принцип гуманизма;
  • принцип гражданственности, требующий учить профессионалов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организацию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.            

Группа содержательных принципов  обучения отражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения.

Принцип целеустремленности учитывает  закономерную связь обучения с ответом  на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся.

Правило реализации портрета (модели) профессионала требует подчинять  цели и задачи обучения формированию у обучающихся всех компонентов  профессионализма и иных, предусмотренных  ею.

Правило актуальности (связи с жизнью) требует постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его  к реальностям жизни, подготовке к решению задач профессиональной деятельности, ее трудных проблем, новому опыту, лучшим технологиям и способам действий.

Правило международной интегративности — требование учитывать зарубежный опыт обучения и международные образовательные стандарты.

Принцип единства фундаментальности  и профессиональной практичности отвечает основному предназначению обучения — подготовке высокообразованного профессионала, способного практически решать стоящие перед ним задачи на уровне мировых достижений. Его правила:

• фундаментальности — обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности;

• профессионализации — отбирать содержание, соответствующее специфике* профессиональной деятельности, к которой  готовятся обучающиеся;

• единства теории и практики —  обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального мышления, профессиональной культуры и других элементов профессионализма;

• практичности — доводить все  знания будущих специалистов до понимания, где, когда, для чего и как их применять, а осваиваемые профессиональные действия — до уровня навыков и  умений.

Принцип единства изучения основ и  мировых достижений науки, образования  и практики формулирует зависимость  успехов обучения от представленности в нем всего современного и лучшего в человеческом знании и опыте. Из этого вытекают правила:

  • изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности;
  • обучения на современных достижениях науки и мировой практики;
  • обучения в соответствии с реальными потребностями и запросами российской действительности.

Организационные педагогические принципы обучения основаны на закономерных связях результатов обучения с организационным  порядком при его осуществлении.

Принцип единства группового, дифференцированного  и индивидуального походов в  обучении отражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость  обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно.

Классно-урочный подход в обучении разработан Я.А. Коменским и не нашел  замены до сих пор. Суть его —  обучающиеся объединяются в учебные  группы, в которых проводятся занятия (уроки) в специальных учебных  помещениях. В группах возникает  и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способствуют успеху обучения.

Правило дифференциации определяет целесообразность сводить в группы обучающихся  по какому-то общему признаку: возрасту, уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные группы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.).

Правило индивидуализации — обязательное для всех видов педагогической работы, в том числе и обучения.

Правило прогрессивного сокращения численности  групп с повышением уровня, ступени  образования и требований к качеству обучения каждого обучающегося.

Принцип преемственности и систематичности  исходит из необходимости осваивать  учебный план, программы, темы, формировать  у обучающихся знания, навыки и умения в продуманно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре.

Правило преемственности, опоры на имеющийся у обучающихся уровень  образованности, развитости и воспитанности  требует продолжать то, чему обучались  они ранее, на предшествующих ступенях и уровнях образования, двигаться  вперед, а не дублировать и не топтаться на месте.

Правило психолого-педагогического  комплексирования дисциплин в учебном  процессе рекомендует исходить из связей между ними и профессионализмом. При практическом решении задач в сознании профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики, возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвешивание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается».

В учебном процессе комплексный  по своей сущности профессионализм  распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В  каком порядке их изучать, как  «наматывать клубок»? Бывает, что  это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить»  память обучающихся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образуется, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный  результат получается лишь при сближенном по времени и согласованном (по возможности  параллельно-ступенчатом, «перекрывающем») изучении взаимосвязанных дисциплин  и вопросов на макроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий.

Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшествующего учебного материала рекомендует считаться  с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал.

Принцип системно-педагогической организованности обязывает строить обучение как  педагогическую систему со всеми  присущими ей элементами и связями.

Правило целенаправленной организации  обучения требует продуманно обеспечивать выполнение того, что намечено, что  составляет его цели и задачи.

Правило деловитости и эффективности  обязывает организовывать обучение так, чтобы намеченный результат  был безусловно получен. Главные критерии эффективности — не во внешнем благополучии (сколько наглядных пособий показано, сколько примеров из практики приведено, есть конспект у преподавателя или нет и пр.), а в тех знаниях, навыках и умениях, которые были на деле приобретены или усовершенствованы обучающимися.

Правило обеспечения предполагает наличие достаточной и качественной учебной литературы и методических документов, оборудованных помещений (учебных кабинетов, спортивных залов), учебных площадок, учебных средств (тренажеров, современных образцов учебной техники), технических средств  обучения (проекционных устройств, аудио- и видеоаппаратуры, персональных компьютеров  и др.), средств наглядности (схем, рисунков, фотографий, кино- и видеофильмов, макетов, наборов слайдов и др.); расходных материалов; средств обеспечения безопасности и др. Все это должно соответствовать тому, что изучается в программах и на каждом занятии.

Принцип плановости и дисциплины обучения подчеркивает важность четкой продуманности, ясности в подготовке занятий  и выполнении намеченного при  их проведении.

Информация о работе Психологические особенности обучения