Психологические особенности обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:35, доклад

Краткое описание

Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.
От греч. didaktikos — поучающий.

Файлы: 1 файл

Психология реферат.docx

— 35.33 Кб (Скачать)
-indent:14pt">Правило планирования определяет роль планов обучения (на весь срок обучения, курсовых, годовых, семестровых, месячных, отдельных занятий, общих, факультетских, кафедральных, предметных, индивидуальных и др.) и выполнения их.

Правило дисциплины связывает результаты обучения с посещаемостью обучающимися занятий и выполнением текущих и рубежных учебных заданий. Без соблюдения этого правила обучение похоже на плетение рыболовной сети с огромными дырами.

Правило высокого уровня организации  занятий требует, чтобы каждое занятие  было хорошо подготовлено, обеспечено, должно начаться точно во время и  в назначенном месте, пройти организованно, с максимальной посещаемостью.

Методические принципы профессиональной подготовки отражают причинно-следственные зависимости между методическими  воздействиями на обучающихся и результатами их обучения.

Принцип сознательности и активности учитывает безусловную зависимость  успешности обучения от этих факторов и конкретизируется в правилах:

• мотивирования обучающихся, стимулирования их добросовестности и ответственности. Реализуется оно не только обращением к их сознанию, но и умелой постановкой  всего обучения, использованием современных  технологий обучения;

• активизации мышления обучающихся;

• побуждения к инициативности, творчеству и самостоятельности;

• стимулирования и организации  самостоятельной работы обучающихся.

Принцип доступности и последовательности требует, чтобы обучение строилось  с учетом реальных возможностей обучающихся, но не упрощенно, а на уровне доступных  трудностей. Обучать последовательно, идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого  к трудному, соразмерно с индивидуальными  особенностями обучающихся.

Принцип наглядности обучения учитывает  зависимость усвоения от непосредственного  восприятия изучаемых объектов, явлений, процессов. Он реализуется в правилах:

• обеспечения непосредственного  восприятия обучаемыми тех реальностей, которые изучаются;

• образности речи;

• изобразительной наглядности (использования  рисунков, схем и пр.).

Принцип интенсивности отражает закономерную зависимость результатов обучения от достаточно высоких, но доступных  учебных нагрузок, от принятия мер, обеспечивающих максимально возможные  результаты при минимально возможных  затратах времени, сил и средств. Он реализуется применением правил:

• оптимального темпа обучения. Очень  медленный темп расслабляет обучающихся, излишне быстрый недоступен. Тот и другой снижают результаты учебы;

• подбора методов, наилучшим образом  отвечающих решаемой задаче обучения;

• применения интенсивных обучающих  технологий;

• максимально доступных нагрузок в самостоятельной работе.

Принцип прочности требует применения методик, обеспечивающих хорошее запоминание учебного материала обучающимися, надежной отработки навыков и умений. Надо, как говорится, «чтобы не только по усам текло, но и в рот попадало». Без обеспечения прочности обучение похоже на попытку наполнить бездонную бочку водой. Правила:

• прочного формирования всех компонентов  профессиональной обученности;

• отработки профессиональных действий до навыка, прочного умения;

• гибкости — подготовки к действиям  в нестандартных, неожиданных, сложных  условиях;

• устойчивости к помехам, выступающим  в виде различных отвлекающих, мешающих факторов.

Принцип приближения трудностей обучения к реальным профессиональным отражает зависимость успешности действий специалиста  на практике от условий, которые были при обучении им. Как невозможно стать чемпионом мира по прыжкам  в высоту только перепрыгивая ежедневно  хоть тысячу раз подряд планку на высоте 30 сантиметров, так и нельзя научиться  решать сложные практические задачи, обучаясь решению их в тепличных, простеньких учебных условиях. Правила:

• целеустремленного моделирования  профессиональных трудностей. Речь идет не об общих трудностях учения будущих  профессионалов (необходимость напрягаться, думать, тратить силы и время и  пр.), а о специфичных для решения  профессиональных задач;

• постепенного наращивания профессиональных трудностей и доведения их до максимально возможных;

• моделирования возможного противодействия  решению профессиональных задач. Противодействие  реально встречается во многих видах  профессий: юриста, менеджера, предпринимателя, военного и др.;

• отработки действий и взаимозаменяемости в составе группы. Ряд профессий  связан не с действиями одиночек, а  со слаженной работой групп. В  них профессионал — не профессионал, если он не обучен действовать совместно. Одно из обязательных условий успешности действий группы в сложных и опасных  условиях — подготовленность членов группы к взаимозаменяемости, совмещению выполнения своих обязанностей с  обязанностями отсутствующего (или  выбывшего по причине болезни, ранения, гибели) члена группы.

Описанные принципы и правила находятся  в тесных связях и зависимостях, а поэтому и подлежат такому же применению.

 

 

Формы организации процесса обучения

Под формой организации понимается внешнее выражение учебного процесса на определенном отрезке времени  его осуществления, характерное  условиями и особенностями взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенными формами организации профессионального обучения выступают занятия разных видов. К числу их относятся: лекция, семинар, индивидуальное собеседование, коллоквиум, практическое и лабораторное занятие, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в некоторых средних профессиональных образовательных учреждениях и первоначальной профессиональной подготовки), экскурсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций — вводная, установочная, основная, обзорная и др.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять основные педагогические функции: обучающую, образовательную» воспитательную, развивающую и дополнительные — активизирующую, направляющую, организующую. Эффективность занятий связана со стремлением и умением преподавателя реализовать максимальное число функций.

Все формы в своей структуре  имеют вводную, основную и заключительную части. Они должны тщательно готовиться преподавателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач  и функций занятия; отбор содержания, его структурирование и запоминание (или оживление в памяти);

проработку методики, отбор (изготовление) средств обеспечения; написание  плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция — ведущая форма обучения, так как с нее начинается каждая учебная дисциплина, раздел и большинство  тем, предусмотренных программами. Она призвана дать целостное, систематизированное, доказательное и отчетливое, самое  современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе  жизни или профессиональной деятельности. В ней всегда должна соединяться  теория с практикой.

Лекция хороша, когда она не повторяет  учебник, а по своему содержанию отвечает самым последним достижениям  науки и практики, обогащена личным отношением преподавателя к излагаемому. В лекции наука оживает в речи преподавателя, предстает в увлекательном, эмоциональном и доступном для понимания виде. Живая речь преподавателя, его вид, поведение, общение со студентами делают теоретические положения интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее, практичнее. Не случайно превосходство хорошей лекции над текстом учебника сравнивают с превосходством восприятия звучащей музыки над видом нот на бумаге, благоухающего живого цветка в клумбе — над засушенным в гербарии. Лекция — это сплав, произведение научной мысли и эстетики слова.

Семинар. Характерная особенность  его — в групповом обсуждении обучающимися под руководством преподавателя определенного учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний обучающихся и обсуждение путей их реализации на практике. Неверно превращать семинар в проверку знаний. Основная задача преподавателя: «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, не допускать отклонений, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность студентам находить правильные ответы, а не спешить сообщать их самому.

Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее  распределяются между участниками  и подготавливаются. Творческий, дискуссионный, самостоятельный характер выступлений  программируется и одобряется. Обсуждение проблем получается более основательным, научным, разносторонним и глубоким, чем на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские.

Экскурсия («выезд») — форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику, позволяющая вырваться из стен учебных  помещений и окунуться в реальную жизнь, обогатиться непосредственным восприятием изучаемых сторон ее, подкрепить ими изученную теорию и запастись впечатлениями для  последующих аудиторных занятий.

Практические и лабораторные занятия  предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, полигонах, на местности и в производственных организациях.

Тренинг (тренировочные практические занятия) — разновидность практических занятий. Основная цель — доведение каждого осваиваемого профессионального действия до совершенства, до показателей навыка, выполнения установленного норматива, реальных требований профессионализма. Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют доводить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для этого выступает единственным способом решения проблемы.

Игра — форма практического  обучения, в которой имитируются  деятельность и взаимодействие профессионала  с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать профессиональные навыки и умения в выполнении функциональных обязанностей, совместных действий, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки ситуаций и принятия решений в них.

Игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих практических структур по решению определенной задачи. Например, на юридическом факультете одного из вузов игры проводятся в специальном зале, где имеются кресла для судьи и народных заседателей, места для прокурора и адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Преподаватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему — свидетеля, назначает судью, прокурора и др. Ход заседания может быть зафиксирован на видеопленке, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры. В ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда.

В ролевых играх один из обучаемых  играет роль специалиста, должностного лица, а три—пять других выступают в роли людей, которые к нему в реальной деятельности могут обращаться по различным вопросам.

Учение — наиболее масштабная, максимально приближенная к реальности форма практического обучения. По организации и методике она сходна с игрой, только проводится в специально оборудованных помещениях — комплексах для проведения игр и учений либо в помещениях практического учреждения и на местности. Не только деятельность имитируется, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, выполняя определенные роли, распределены по местам, контакты друг с другом осуществляют с помощью табельных средств связи, личных встреч, переписки, посыльных и пр. Все решается и делается фактически. Учения бывают кафедральными, межкафедральными, в масштабе образовательного учреждения или включенными в учения, проводимые практическими организациями, ведомствами или органами власти. Обычно они проводятся на рубежных, завершающих этапах подготовки и опираются на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты.

Методическая  система и интенсивные технологии обучения

Методическая  система обучения

Методическая система образовательного учреждения, факультета, кафедры состоит  из методов, методических приемов, средств, педагогических технологий, методик  и методической работы. Она отвечает на вопрос, как учить, а знакомство с ее состоянием — оценить, как здесь учат.

Методы обучения — способы упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и обучающихся, направленные на достижение целей обучения с одновременным  получением образовательного, воспитательного  и развивающего эффекта. Их система включает методы:

• словесные — рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, инструктаж;

• наглядные — иллюстрация, демонстрация, показ;

• учебных действий — упражнение, лабораторная работа, поисковая работа, контрольная работа, обучающее наблюдение, вербализация (озвучивание мысленного плана действий, самооценки выполненных  действий, признаков наблюдаемых  объектов и явлений и др.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкции), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих  действий), обучение в практической деятельности (во время практик и  стажировок);

Информация о работе Психологические особенности обучения