Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:35, доклад
Обучению принадлежит важное место в педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой*. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.
От греч. didaktikos — поучающий.
• учебного моделирования реальных
действий — словесно-образное моделирование
(словесное описание обстановки с
мысленным представлением ее обучаемыми),
фактическое моделирование, имитация
(создание условий применением
Эффект методов достигается применением методических приемов. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и др. Для наглядных методов характерны методические приемы показа схем, фотографий, фильмов, прослушивания аудиозаписей, работы на учебной доске, графического изображения понятого и увиденного обучающимися, акцентирования внимания на деталях наблюдаемого, сравнительного показа, показа в динамике, раздельного показа (по элементам, операциям, приемам), повторного показа и др. Методы учебных действий предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения заданий, объяснение порядка выполнения действий, рассказа обучающегося о порядке предстоящих действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора действий, многократного повторения действий, увеличения темпа выполнения действий, варьирования способов выполнения действий, повышения надежности действий и т.п.
Характерны методические приемы учебного моделирования реальных условий: создания внешней картины обстановки, моделирования умственных трудностей, волевых трудностей, эмоциональных трудностей, выбора места, времени и погодных условий, усложнения наблюдения (например, одеванием полупрозрачной повязки на глаза), имитации «выхода из строя» связи, напарника, руководителя, командира, имитации отдельных факторов, комплексирования сложных условий, наращивания трудных условий, варьирования условиями и многие другие.
Неотъемлемая часть
Методика занятия, преподавания учебной дисциплины, вида подготовки, решения той или иной педагогической задачи складывается как комплекс адекватных им методов, методических приемов, средств и организационных мер.
Успех в обучении наиболее высок, когда
используются педагогические технологии
— обучающие организационно-методические
комплексы, связывающие в технологическую
цепочку (см. рис. 8.1, позиция Т) конкретную
задачу обучения, отвечающее ей содержание,
средства, деятельность педагога, деятельность
обучающегося, и ориентированные
на достижение максимально высокого
результата, отвечающего задаче
(например, на формирование определенного
вида навыков, развитие какой-то профессиональной
способности, обучение приемам установления
психолого-педагогического
Методическая система включает
в себя и методическую работу, которая
заключается в разработке и совершенствовании
всех учебных и методических документов
(программ, логических схем, методических
рекомендаций преподавателям и студентам,
заданий студентам, наглядных пособий
и др.) и средств обучения, изучении
и обобщении методического
Вывод
Обучение влияет на умственное
развитие учащихся, может ускорить
прохождение соответствующих